Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 8 июня 2007 г. N А10-1026/07
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по иску Прокурора Республики Бурятия к Муниципальному учреждению "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ", индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Базарову Биликто Цыденовичу о признании сделки недействительной. При участии: от прокурора: Астраханцева Е.П., старший помощник прокурора; от ответчиков: от МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ": не явился, надлежащим образом извещен; от ИП Базарова Б.Ц.: не явился, надлежащим образом извещен.
Прокурор Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Муниципальному учреждению "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ", индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Базарову Биликто Цыденовичу. о признании недействительным муниципального контракта N 30 от 06.07.2006 г.
В судебном заседании в порядке ст. 49 АПК РФ прокурор уточнил исковые требования и на основании п. 5 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" просит признать недействительным размещение муниципального заказа на изготовление указателей с наименованием улиц в количестве 711 штук и номерных знаков на дома в количестве 2999 штук, осуществленное МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ".
В обоснование заявленного требования пояснил следующее.
06 июля 2006 года между МУ "Комитет городского хозяйства и строительства Администрации г. Улан-Удэ" (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Базаровым Б.Ц. (подрядчик) на основании распоряжения Администрации г. Улан-Удэ N 670-р от 23.06.2006 г. был заключен муниципальный контракт N 30 на изготовление указателей улиц в количестве 711 штук и номерных знаков в количестве 2 999 штук.
На проведение указанных работ из бюджета г. Улан-Удэ предусмотрено выделение 377, 1 тыс. руб.
Порядок размещения заказов, предусмотренный Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ, заказчиком не соблюден, а именно в нарушение статей 10, 42 закона размещение заказа на сумму свыше 250 000 руб. произведено без проведения конкурса.
Относительно доводов ответчиков о наличии обстоятельств непреодолимой силы, прокурор указал, что подготовка к Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года не является таким обстоятельством.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела ответчики в судебное заседание не явились, дополнений к отзывам, возражениям по иску не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Согласно доводам ответчиков, изложенным до вынесения решения, последние исковые требования не признают.
По обстоятельствам дела представители ответчиков пояснили, что заключение муниципального контракта с единственным поставщиком было обусловлено подготовкой к Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года по распоряжению Администрации города N 670-р от 06.07.2006 г., в связи с чем, муниципальный контракт был заключен без проведения открытого конкурса.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Согласно распоряжению Администрации г. Улан-Удэ N 670-р от 23.06.2006 г. Комитету городского хозяйства поручено выступить в качестве муниципального заказчика и заключить муниципальный контракт на исполнение и установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территориях частных домовладений г. Улан-Удэ, в связи с чем, в июле 2006 года в счет средств, предусмотренных в бюджете г. Улан-Удэ, указанному лицу были выделены денежные средства в размере 377,1 тыс. руб. для заключения этого муниципального контракта.
06 июля 2006 года между МУ "Комитет городского хозяйства и строительства Администрации г. Улан-Удэ" и ИП Базаровым Б.Ц. на основании распоряжения Администрации г. Улан-Удэ N 670-р от 23.06.2006 г. был заключен муниципальный контракт N 30 на изготовление указателей улиц в количестве 711 штук и номерных знаков в количестве 2 999 штук на общую сумму 226 610 руб.
Исходя из того, что договор заключен для удовлетворения муниципальных нужд и финансирование предусмотрено из муниципального бюджета, правоотношения сторон регулируются нормами параграфа 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ.
Как установлено статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статьи 765 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 Кодекса.
В соответствии со статьей 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ (далее - закон) последний регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов.
В соответствии со статьей 9 закона под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд и заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного закона.
Как следует из положений частей 1, 2, 3 закона размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного закона.
При этом как следует из части 2 статьи 42 закона, если цена государственного или муниципального контракта не превышает двести пятьдесят тысяч рублей, размещение заказа осуществляется путем запроса котировок цен.
Исключение составляют случаи обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства у иностранных поставщиков, а также в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон муниципальным заказчиком Муниципальным учреждением "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ" муниципальный контракт N 30 от 06 июля 2006 года в связи со срочной необходимостью выполнения работ, поскольку проходила подготовка к Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года заключен в порядке, предусмотренном главой 6 закона, как размещение у единственного поставщика.
Согласно статье 55 закона под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Норма статьи 55 закона указывает исчерпывающий перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
При этом муниципальный заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления.
Ссылаясь на наличие указанных обстоятельств, ответчик направил уведомление комитету экономического развития о заключении муниципального контракта на сумму 226 610 руб. без проведения открытого конкурса.
Между тем, суд не находит обстоятельства, связанные с подготовкой к Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года чрезвычайными, обстоятельствами непреодолимой силы применительно к положениям пункта 6 части 2 статьи 55 закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, размещение заказа для заключения оспариваемого муниципального контракта должно и могло быть осуществлено либо путем проведения торгов, либо запросом котировок цен согласно статье 10 закона.
В связи с тем, что размещение заказа произведено в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 55 закона и без проведения иных процедур, предусмотренных статьей 10 закона, муниципальный контракт следует считать совершенным в нарушение требований статей 10, 55 закона.
В силу положений п. 5 статьи 10 Закона Российской Федерации "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
На основании изложенного, учитывая, что расходы по уплате госпошлины относятся на стороны по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать размещение муниципального заказа на изготовление указателей с наименованием улиц в количестве 711 штук и номерных знаков на дома в количестве 2999 штук, осуществленное МУ "Комитет городского хозяйства и строительства Администрации г. Улан-Удэ" без проведения торгов недействительным.
Взыскать с индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Базарова Биликто Цыденовича в доход федерального бюджета 1 000 руб. -сумму государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 июня 2007 г. N А10-1026/07
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника