Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 19 июня 2007 г. N А10-791/07
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья 'Строитель " об установлении факта, имеющего юридическое значение. При участии от заявителя: Игнатьева П. В., представитель по доверенности от 14.02.2007 г.; от заинтересованных лиц: ОАО "Стройкомплект": Красноярова Л.А., представитель по доверенности N 9 от 21.05.2007 г.;
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) "Строитель" обратилось в арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение -признания здания по адресу: гор. Улан-Удэ, бульвар Карла Маркса, 3 жилым домом.
При этом заявитель пояснил, что указанное здание является общежитием, и ранее принадлежало ОАО "Стропкомплект". После регистрации права на данное общежитие в управлении Федеральной регистрационной службе, ОАО "Стройкомплект" начало продажу жилой площади.
В настоящее время в собственности ОАО "Стройкомплект" находится подвал, площадью #07,4 кв.м., жилые помещения, расположенные на первом этаже, общей площадью 76,2 кв.м. и на втором этаже комнаты, общей площадью 44,5 кв.м., вся остальная жилая площадь была продана различным физическим и юридическим лицам.
В первом подъезде общежития была проведена реконструкция и Постановлением Администрации г. Улан-Удэ был изменен статус комнат общежития на квартиры (квартиры NN 1-9)
16.05.2003 г. на общем собрании жильцов было принято решение о создании товарищества собственников жилья. Был зарегистрирован Устав и получено Свидетельство о государственной регистрации юридического лица - ТСЖ "Строитель". Фактически здание по адресу: г. Улан-Удэ, б. Карла Маркса, 3 является жилым домом.
Однако, во всех свидетельствах, при регистрации перехода права, выдаваемых правлением Федеральной регистрационной службы указывается, что квартира находится в здании общежития.
В соответствии со ст. 7 ФЗ N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса", с жильцами общежитий, переданных в муниципальную собственность стали заключаться договора социального займа, т.е. общежития фактически стали жилыми домами.
Однако, в нарушение закона "О приватизации", общежитие, которое числилось на балансе ОАО "Стройкомплект" было включено в план приватизации и в последующем было зарегистрировано право собственности, и наш дом выпал из существующего порядка изменения статуса общежитий в жилые дома.
Пункт 1 ст. 94 ЖК РФ говорит о том, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и в соответствие с п. 3.ст. 94 ЖК РФ должны быть укомплектованы мебелью и другими необходимыми для проживания предметами, что не соответствует фактическому положению дел.
Для изменения статуса общежития на жилой дом, жильцы дома обращались в Комитет по городскому хозяйству и Комитет по имуществу г. Улан-Удэ, однако указанные государственные органы не занимаются удостоверением подобных фактов.
В статье 19 ЖК РФ приводится классификация жилищного фонда, При этом если за основу классификации взять форму собственности, то жилищный фонд подразделяется:
A) частный жилищный фонд; Этот фонд включает все жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам, юридическим лицам.
Б) государственный жилищный фонд;
B) муниципальный жилищный фонд;
Можно за основу классификации брать цель использования жилого помещения. В этом случае жилищный фонд подразделяется:
- Жилищный фонд социального назначения. Этот фонд включает в свой состав все жилые помещения, которые предоставлены гражданам по договорам социального найма.
- специализированный жилищный фонд. Этот фонд включает в себя жилые помещения предоставленные для проживания отдельным категориям граждан. Эти жилые помещения обязательно должны находится в государственной или муниципальной собственности.
- индивидуальный жилищный фонд. Этот фонд включает в свой состав все жилые помещения, которые используются собственниками жилых помещений.
Часть 2 ст. 92 ЖК РФ определяет условия при которых жилые помещения могут быть использованы в качестве специализированных жилых помещений. Во-вторых, они должны находится в государственном и муниципальных жилищных фондах.
Таким образом, виды помещений специализированного жилищного фонда и том числе жилые помещения в общежитиях, не могут находится в частном жилищном фонде.
Поскольку в здании по адресу: г. Улан-Удэ, б.К.Маркса, 4 имеется 100% собственников жилья, которые обладают тремя правомочиями, а именно:
A) правом владения жилым помещением;
Б) правом пользования жилым помещением;
B) правом распоряжения жилым помещением;
Здание по данному адресу относится к частному жилищному фонду, если тарифицировать по форме и собственности и индивидуальному жилищному фонду, если тарифицировать по цели использования жилого помещения, но никак не может быть отнесено; специализированному жилищному фонду.
Установление факта признания упомянутого здания жилым домом имеет значение для несения изменений в свидетельства о государственной регистрации права собственников жилых и нежилых помещений.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица - ОАО Стройкомплект" поддерживает заявление ТСЖ, заявил, что возражений не имеет.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 217 АПК РФ дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, установленным АПК РФ, с особенностями, предусмотренными главой 27 АПК РФ.
В соответствии со ст. 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает в частности дела об установлении факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным.
Как установлено ст. 219 АПК РФ, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, если у заявителя отсутствует возможность получить или установить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления ответствующих фактов.
Из представленных материалов следует, что здание по адресу: гор. Улан-Удэ, бульвар Карла Маркса, 3 принадлежало ТСО "Бурятстрой". В 1993 г. спорное здание включено в план приватизации ОАО "Стройкомплект", без права изменения статуса общежития в течении 5 лет с момента приватизации.
В последующем после переоборудования и перепрофилирования (реконструкции) комнатам общежития присвоены номера квартир (постановления Администрации г. Улан-Удэ N 252 от 01.06.99 г., N 53 от 15.02.2001 г., N 299 от 06.07.2001 г., Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ N 407 от 12.07.2001 г., N 296 от 15.05.2001 г.). По договорам купли-продажи помещения в указанном здании общежития реализованы различным физическим и юридическим лицам, которые (24 собственника) в установленном порядке оформили в учреждении юстиции Республики Бурятия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на соответствующие помещения в здании общежития.
В соответствии с решением собрания собственников (домовладельцев) жилых и нежилых помещений от 16.05.2003 г., утвержденным Уставом, для совместного управления общим имуществом создано некоммерческое объединение - Товарищество собственников жилья "Строитель", в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись (свидетельство от 02.06.2003 г. серии 03 N 000444716).
Согласно представленных технических паспортов спорное здание заинвентаризовано как отдельно стоящее, 4 этажное здание общежития.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:
1) служебные жилые помещения;
2) жилые помещения в общежитиях;
3) жилые помещения маневренного фонда;
4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типовые договоры найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных Правилами.
Это правило указывает на то, что между общим понятием жилищного фонда и понятием специализированного жилищного фонда существует родо-видовое соотношение. Изменение правового режима жилого помещения характеризуется терминами "включение" помещения в специализированный жилищный фонд и "исключение" его из этого фонда. Жилое помещение, включенное в специализированный фонд, должно получить дополнительную атрибутивную характеристику одного из подвидов специализированного жилищного фонда (служебные и т.п.). При этом формулируются определенные требования, которым должны соответствовать помещения того или иного подвида.
К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека. По этой же норме на 1 человека предоставляются жилые помещения маневренного фонда.
Все эти специфические требования лишь уточняют, но никак не изменяют основного назначения жилого помещения.
В случае исключения жилого помещения из специализированного фонда такое помещение утрачивает видовую характеристику, но сохраняет общий правовой режим жилого помещения.
Закон не предусматривает возможности изменения назначения специализированного жилого помещения путем прямого перевода из одного вида таких помещений в другой. При наличии возможности и целесообразности специализированное жилое помещение должно быть исключено из специализированного фонда и включено в другой вид этого фонда в установленном порядке на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
При подобных обстоятельствах, суд считает необходимым отметить, что в данном деле ТСЖ "Строитель" заявлено требование об установлении юридической характеристики вида имущества (здания), которая сама по себе не порождает возникновения каких-либо правоотношений, не является самостоятельным основанием для регистрации права собственности (перехода права собственности).
Несогласие заявителя с характеристикой объекта может быть урегулировано иным способом.
В соответствии со ст. 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Таким образом, при отсутствии доказательств, свидетельствующих о невозможности получения документов об исключении здания по адресу: гор. Улан-Удэ, бульвар Карла Маркса, 3 из специализированного фонда, документов удостоверяющих статус здания по адресу: гор. Улан-Удэ, бульвар Карла Маркса, 3 как жилого дома в порядке установленном упомянутыми ст. 92 ЖК РФ, Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в удовлетворении заявления следует отказать.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 144, 124-127 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжалование месячный срок в суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 июня 2007 г. N А10-791/07
Текст решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника