Конституционный суд Республики Бурятия в составе председателя К.А.Будаева, судей Е.С.Рыковой, А.Т.Тумуровой, с участием гражданина В.П.Давыдова, его представителя - Н.В.Миронова, представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, начальника юридического отдела, СВ. Баировой; полномочного представителя Президента Республики Бурятия в Конституционном суде Республики Бурятия, председателя Государственно-правового комитета Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия - М.А. Магомедовой; руководствуясь статьей 99, частью 3 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, частью 3 статьи 3 Закона Республики Бурятия от 25.10.1994 N 42-I "О Конституционном суде Республики Бурятия" (в ред. законов Республики Бурятия от 14.04.2000 N 373-II, от 24.12.2001 N 895-II, от 07.03.2006 N 1601-111, от 02.07.2007 N 2346-111), рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия приказа министра труда и социального развития Республики Бурятия от 4 февраля 2005 года N 16 "Об утверждении Порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия" (Министерство труда и социального развития Республики Бурятия переименовано в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия согласно Указу Президента Республики Бурятия от 7 августа 2007 года N 486 "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия").
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.П. Давыдова на нарушение его конституционных прав приказом министра труда и социального развития Республики Бурятия от 4 февраля 2005 года N 16 "Об утверждении Порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Бурятия оспариваемый правовой акт.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.С. Рыковой, объяснения заявителя, представителей сторон, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Бурятия установил:
1. Гражданин Давыдов Виктор Петрович обратился в Конституционный суд Республики Бурятия с жалобой на нарушение его конституционных прав приказом Министерства труда и социального развития Республики Бурятия от 4 февраля 2005 года N 16 "Об утверждении Порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия" (далее - Приказ). По мнению заявителя, Приказ затрагивает социальные права и интересы граждан, не зарегистрирован в установленном порядке, не опубликован в официальных средствах массовой информации, многократно применялся и применяется в настоящее время.
Согласно статье 74 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", Конституционный суд Республики Бурятия устанавливает соответствие Конституции Республики Бурятия законов Республики Бурятия, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия по содержанию норм, по форме закона, иного нормативного правового акта, по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие, а так же с точки зрения установленного Конституцией Республики Бурятия разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Бурятия, между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия.
Если при издании нормативного правового акта нарушено требование законодательства хотя бы по одному из указанных оснований, Конституционный суд Республики Бурятия вправе принять решение о признании закона, иного нормативного правового акта либо отдельных их положений не соответствующим Конституции Республики Бурятия без исследования других обстоятельств и оснований, в том числе содержания оспариваемого акта.
2. При принятии нормативных правовых актов органы исполнительной власти Республики Бурятия должны руководствоваться Указом Президента Республики Бурятия от 7 июля 2004 года N 256 "О государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия", Правилами подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия, утвержденными постановлением Правительства Республики Бурятия 8 июля 2004 года N 146.
В соответствии с вышеуказанными правовыми актами Приказ был представлен Министерством труда и социального развития Республики Бурятия на государственную регистрацию в Администрацию Президента и Правительства Республики Бурятия. На данный Приказ дано экспертное заключение Государственно-правовым управлением Президента Республики Бурятия от 17 февраля 2005 года N 183, в котором указано, что Порядок расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия, утвержденный Приказом, не устанавливает каких-либо норм права, не содержит признаков нормативного правового акта, поэтому не подлежит государственной регистрации. На основании данного заключения Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия отказала Министерству труда и социального развития Республики Бурятия в государственной регистрации Приказа, мотивируя тем, что в Реестр государственной регистрации не включаются акты, не содержащие норм, а так же носящие рекомендательный характер (письмо от 21 февраля 2005 года N иО48-000003).
Однако Министерство труда и социального развития Республики Бурятия, несмотря на то, что Приказ об утверждении порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, не прошел государственную регистрацию, не опубликован в средствах массовой информации для всеобщего сведения, применяло его для регулирования правоотношений по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, что подтверждается письменными ответами на жалобы гражданина В.П. Давыдова и др. граждан (в письме Министерства труда и социального развития Республики Бурятия от 16.10.2006 г. N 3157 на имя В.П. Давыдова указано, что "данная норма установлена Приказом министра труда и социального развития Республики Бурятия от 04.02.2005 г. N 16 "Об утверждении Порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия", в письме Комитета социальной защиты населения по г. Улан-Удэ Министерства труда и социального развития Республики Бурятия от 15.11.2005 г. N 3532 В.П. Давыдову указано, что "на основании Приказа Министерства труда и социального развития Республики Бурятия N 16 от 4.02.2005 г. "Об утверждении Порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия", в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ. (с изменениями и дополнениями) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 % с квартирной платы (содержание и текущий ремонт жилья) и оплаты коммунальных услуг в пределах фактической доли потребления, приходящейся на одного инвалида, без учета совместно проживающих членов семьи. Согласно данному Приказу Вам произведен расчет льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 671 руб. 19 коп., ... ", в письме Комитета социальной защиты населения по г. Улан-Удэ Министерства труда и социального развития Республики Бурятия от 22.02.2006 г. N 459 на имя В.П. Давыдова указано, что "расчет льгот по оплате ЖКУ производится на основании Приказа Министерства труда и социального развития РБ N 16 от 4.02.2005 г. "Об утверждении Порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия").
Кроме того, Постановлением Конституционного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2008 года по делу о проверке конституционности пункта 1 постановления Правительства Республики Бурятия от 19 марта 2007 года N 79 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 09.11.2006 г. N 359 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат" в связи с жалобой гражданина В.П. Давыдова, было установлено, что органы социальной защиты при расчетах итоговой суммы денежных выплат по компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, исходят из указаний на размеры льгот, содержащиеся в федеральном законодательстве и законах Республики Бурятия, а в части неурегулированных законом случаев, руководствуются Порядком расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия, утвержденным оспариваемым в рамках настоящего дела Приказом.
Таким образом, приказ Министерства труда и социального развития Республики Бурятия от 4 февраля 2005 года N 16 "Об утверждении Порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия", хотя не прошел соответствующую государственную регистрацию и не опубликован для всеобщего сведения в официальных средствах массовой информации, в реальной правовой действительности является действующим нормативным правовым актом, регулирующим социальные права граждан.
Доводы представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия о том, что оспариваемый Приказ является ненормативным, ведомственным правовым актом, не могут быть приняты Конституционным судом Республики Бурятия во внимание, так как ведомственные правовые акты не должны затрагивать права граждан, на них нельзя ссылаться при разрешении споров с гражданами, они не могут служить юридическим основанием для регулирования возникших правоотношений между органами власти и гражданами.
Поскольку оспариваемый Приказ не прошел государственную регистрацию, не опубликован в установленном порядке и применяется для регулирования социальных прав неопределенного круга граждан в республике, то этим нарушаются конституционные принципы законности и гласности, что противоречит статье 11 (часть 3) Конституции Республики Бурятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 88 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", Конституционный суд Республики Бурятия постановил:
1. Признать приказ министра труда и социального развития Республики Бурятия от 4 февраля 2005 года N 16 "Об утверждении Порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия" не соответствующим Конституции Республики Бурятия, ее статье 11 (часть 3).
2. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Приказ министра труда и социального развития Республики Бурятия от 4 февраля 2005 года N 16 "Об утверждении Порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия", признанный настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Республики Бурятия, ее статье 11 (часть 3), утрачивает силу.
4. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", данное постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.
Конституционный суд Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Бурятия от 25 ноября 2008 г. "По делу о проверке конституционности приказа министра труда и социального развития Республики Бурятия от 4 февраля 2005 года N 16 "Об утверждении Порядка расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Бурятия" в связи с жалобой гражданина В. П. Давыдова"
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления опубликован в газете "Бурятия" от 29 ноября 2008 г. N 223 (4356)