Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 28 ноября 2008 г. N А10-3515/08
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Сотникову Олегу Александровичу о привлечении к административной ответственности при участии: от заявителя: Заиграева Татьяна Александровна, доверенность N 01-01 от 09.01.2008 от ответчика: не явился, извещен (заказное письмо от 21.11.2008 вручено 22.11.2008. телеграмма вручена 21.11.2008).
Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2008 года.
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ИП) Сотникова Олега Александровича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), - за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал. Пояснил суду, что в ходе проверки деятельности ИП Сотникова О.А. установлено нарушение лицензионных требований и условий, о чем составлен протокол об административном правонарушении.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела ответчик в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд находит заявление о привлечении к административной ответственности подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела Сотников Олег Александрович 09 декабря 1974 года рождения, уроженец г. Улан-Удэ Республики Бурятия, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304032610300142, ИНН 032600246584.
Транспортную деятельность осуществляет на основании лицензии N АСС 03 006697 от 29 апреля 2008 года на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Согласно статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства, в том числе: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 названного закона деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию. При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий) (статья 2 названного Закона).
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее Положение о лицензировании), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно статьи 18 названного закона техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (пункты 1, 4).
В силу пункта 1.6, 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 2 от 08 января 1997 года основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются, в том числе: выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов).
К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Согласно пункту 3.2 названного положения владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 15 от 20 августа 2004 года графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно пунктам 3, 4, 5, б, 7, 8 приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 152 от 18 сентября 2008 года "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе.
Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают, в том числе, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Сведения о транспортном средстве включают:
- тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
- показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж; (депо);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Сведения о водителе включают:
- фамилию, имя, отчество водителя;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
14 ноября 2008 года на основании приказа начальника УГАДН по РБ N 1756/ЛИЦ от 12 ноября 2008 года заместителем начальника УГАДН по РБ Кочергиным Константином Константиновичем, государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по РБ ФСНСТ Рогожниковым Романом Дмитриевичем проведена внеплановая проверка деятельности ИП Сотникова О.А. по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом, о чем составлен акт N 257/11209 от 14 ноября 2008 года, с которым индивидуальный предприниматель ознакомлен в тот же день, о чем имеется отметка в экземпляре акта заявителя.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения.
Не организовано ведение путевой документации. Путевые листы N 149 от 30.09.2008, N 209 от 13.10.2008, N 115 от 31.10.2008, N 165 от 01.11.2008 надлежащим образом не заполнены. В путевых листах отсутствует дата и время возврата автомобиля с линии, показания спидометра. Кроме того, представленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов не зарегистрированы.
Не представлены договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок.
Не организован контроль соблюдения режима труда и отдыха водителей. В путевых листах N 149 от 30.09.2008, N 209 от 13.10.2008, N 115 от 31.10.2008, N 165 от 01.11.2008 отсутствуют отметки о времени выезде водителя на линию и возврата с нее.
Не обеспечено проведение работ по техническому обслуживанию (ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств. Не соблюден установленный порядок проведения работ по ремонту автомобиля "Истана" государственный номерной знак АС316.
Не обеспечен установленный порядок прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей в соответствии с договором N 218 от 22.08.2008 заключенным с 000 "Пульс", N б/н от 16.06.2008 с ОАО "У-УГАТП-3", Nб/н от 28.04.2008 с 000 "Алмаз", Nб/н от 19.10.2008 с 000 "Медицинский центр "Медин". Медицинский осмотр в соответствии с записями в путевых листах N 115 от 31.10.2008 и N 209 от 13.10.2008 осуществлялся в 000 "Улан-Удэ Транзит" и ОАО "Аэропорт" соответственно.
Указанные нарушения транспортного законодательства, допущенные ИП Сотниковым О.А., зафиксированы в протоколе об административном правонарушении N 001636 от 14 ноября 2008 года, с которым индивидуальный предприниматель ознакомлен в тот же день, о чем имеется отметка в экземпляре протокола заявителя.
Лицом, составившем протокол об административном правонарушении, совершенным ИП Сотниковым О.А., административное правонарушение квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАПРФ.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ неправомерным деянием является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд считает, что факт наличия в действиях ИП Сотникова О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, собранными в ходе административного производства доказательствами, а именно протоколом N 00636 от 14 ноября 2008 года, актом N 257 от 14 ноября 2008 года, доказан.
Нарушений заявителем процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень его вины, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность ИП Сотникова О.А. судом не установлено.
С учетом изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд считает возможным наложить на ИП Сотникова О.А. штраф в размере 3 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Сотникова Олега Александровича, 09 декабря 1974 года рождения, уроженца г. Улан-Удэ Республики Бурятия, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304032610300142, ИНН 032600246584, проживающего: г. Улан-Удэ, ул. Блюхера, 50, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 3 000 руб.
Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:
Получатель: УФКМФ по РБ УГАДН по РБ, наименование платежа - штраф по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ИНН 0323023580, КБК 106 116 90040040000140, КПП 032601001, ОКАЮ 81401000000, расчетный счет 401 018 106 000 000 100 02 ГРКЦ НБ РБ БИК 048142001.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 ноября 2008 г. N А10-3515/08
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был