Решение Арбитражного суд Республики Бурятия
от 12 декабря 2008 г. N А10-3606/2008
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия к ООО "Риндар" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При участии в заседании: от заявителя: Астраханцева Е.П., удостоверение N 158759, Шмакова Н.А., удостоверение N 106964; от ответчика: генеральный директор общества Ринчинова Д.Д., паспорт 81 -06 N071916; от третьего лица: Грудинин Д. С., представитель по доверенности от 10.12.2008 г. N 244, Семенова Г. А., представитель по доверенности от 06.11.2008 г. N 221.
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2008 г. Решение в полном объеме изготовлено 12 декабря 2008 г.
Прокурор Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к ООО "Риндар" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 03.12.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что Прокуратурой Республики Бурятия проведена проверка ООО "Риндар" на предмет соблюдения законодательства, регламентирующего деятельность по реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, а также вещественных доказательств по делам о преступлениях и правонарушениях, его учет, оценку и переработку.
В ходе проверки установлено, что 000 "Риндар" допущены нарушения федерального законодательства о лицензировании и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. ООО "Риндар" осуществляет хранение на складе организации алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Общество осуществляло свою деятельность без специального разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности, а именно: хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Полагает, что 000 "Риндар" допущено нарушение закона, образующее состав административного правонарушения, в связи с чем просит привлечь общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответчик с заявленными требованиями не согласна, в судебном заседании пояснила, что 000 "Риндар" осуществляет свою деятельность на основании государственного контракта N ДПК-08/2 от 05.03.2008 г., заключенного со специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" по приему и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства.
ООО "Риндар" действует на основании доверенности N 149/1 от 01.08.2008 г., выданной обществу ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РБ на организацию и осуществление продажи конфискованного, движимого бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства, организовывает переработку (утилизацию), уничтожение конфискованного движимого бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства, а также изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ООО "Риндар" осуществляет свою деятельность во исполнение вышеуказанного государственного контракта, и действует на основании устава общества.
Деятельностью связанной с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции общество не занимается. Алкогольная продукция, которая хранилась на складах общества, принадлежит ТУ Росимущества, она подлежит уничтожению, то есть, продукция не используется для целей связанных с производством и оборотом.
При осуществлении деятельности по приему и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, общество руководствуется распоряжениями ТУ Федерального агентства по управлению имуществом, а также протоколами постоянной межведомственной комиссии по принятию решения о направлении на переработку, уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данными протоколами уничтожение поручается ООО "Риндар".
Комиссия, создана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 г. N 883 "Об утверждении положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Считает, что в действиях общества нет состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель третьего лица пояснил, что ООО "Риндар" хранило на своих складах конфискованную и обращенную в федеральную собственность алкогольную продукцию для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Вышеназванная продукция принадлежит ТУ Росимущества, какие - либо самостоятельные действий с вышеназванной продукцией общество совершать не вправе.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.
Прокуратурой Республики Бурятия проведена проверка ООО "Риндар" на предмет соблюдения законодательства, регламентирующего деятельность по реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, а также вещественных доказательств по делам о преступлениях и правонарушениях, его учете, оценке и переработке.
По результатам проверки составлен акт проверки по вопросам соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от 20.11.2008 г.
По факту выявленного нарушения 24 ноября 2008 г. прокурором Октябрьского района г. Улан - Удэ в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования прокурора о привлечении общества к административной ответственности удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействий) возлагается на соответствующий орган.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.
Суд считает, что постановление о возбуждении административного производства от 24. 11. 2008 г. не содержит сведений о событии административного правонарушения, так как указание в постановление о наличии факта хранения обществом алкогольной продукции без лицензии, без установления существа административного правонарушения, не свидетельствует о нарушении требований части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11, пунктом 2 статьи 18 и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот, включая хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется при наличии лицензии.
Частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Объектом составов административных правонарушений, содержащихся в главе 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из пояснений представителей общества "Риндар" и ТУ Росимущества следует, что общественные отношения, связанные с хранением обществом алкогольной продукции, не являются предпринимательской деятельностью, хранившаяся алкогольная продукция не использовалась для целей связанных с производством и оборотом. Каких-либо самостоятельных действий с конфискованной и обращенной в федеральную собственность алкогольной продукцией общество совершать не вправе.
В постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 24. 11. 2008 г. не установлено, в каких целях ООО "Риндар" осуществляло хранение алкогольной продукции.
Прокурором не представлены доказательства, что общество "Риндар" осуществляет хранение алкогольной продукции с целью предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, поэтому суд признает недоказанным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что вина ООО "Риндар" установлена актом проверки от 20.11.2008 г., составленным в отношении общества, объяснением законного представителя общества, актами передачи имущества, обращенного в собственности государства.
Оценив доводы заявителя, суд находит их необоснованными, поскольку акт о совершенном правонарушении и другие вышеназванные доказательства не является основанием для привлечения к административной ответственности. Акт проверки - это одно из дополнительных доказательств по делу. Существо правонарушения, событие, доказательства совершенного правонарушения и сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны содержаться именно в постановлении прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении, на основании которого виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.
В связи с этим суд считает, что из имеющихся в материалах дела доказательств, на основании которых в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном производстве, не представляется возможным сделать вывод о том, что обществом осуществлялся оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Заявитель в нарушение статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил бесспорных доказательств, подтверждающих факт совершения ООО "Риндар" вменяемого ему административного правонарушения, события административного правонарушения.
Поэтому суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьей 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью материалами дела наличия в его действиях события административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
Данное правило, согласно пункту 15 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", должно применяться также и при вынесении решения, которым отказано в привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Прекратить производство об административном правонарушении, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Риндар".
Изъятую продукцию по протоколу изъятия вещей и документов от 20.11.2008 г., а именно: винный напиток, производство Китай, с датой розлива 01.03.2008 г., в количестве 22 бутылки; винный напиток, производство Китай, с датой розлива 28.04.2008 г., в количестве 72 бутылки; ликер, производство Китай, дата розлива 09.03.2007 г., в количестве 2 бутылок возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Риндар".
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суд Республики Бурятия 12 декабря 2008 г. N А10-3606/2008
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был