Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 11 июня 2009 г. N А10-1277/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Кабанская центральная районная больница" к Бурятскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 667 899 руб. 91 коп. При участии от истца: Божеев Р.С, представитель по доверенности от 20.05.2009 от ответчика: Жалсанов Б.Д., представитель по доверенности от 12.01.2009, Коробенко Л.А., представитель по доверенности от 30.04.2009.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08 июня 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 11 июня 2009 года
В обоснование иска указано, что в соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" целевое финансовое обеспечение государственного медицинского страхования осуществляется территориальными фондами обязательного медицинского страхования на основании договоров, заключенных с медицинскими учреждениями. 12.01.2006 между истцом и ответчиком заключен договор о выполнении истцом государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется ответчиком. В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" обеспечение государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 год на оказание дополнительной медицинской помощи, является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851 утверждены правила предоставления в 2006 году субвенций на финансирование бесплатной медицинской помощи, согласно пункту 3 которых средства, передаваемые в виду субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат перечисленным медицинским работникам в определенных размерах. Письмом Минздравсоцразвития РФ от 13.06.2006 N 187-МЗ установлено, что в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса РФ такие выплаты необходимо учитывать при исчислении среднего заработка для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.) в порядке, установленном законодательством. Согласно приведенной формуле размер указанных субвенций осуществляется на каждого врача, медицинскую сестру в расчете на полный календарный год, включая периоды нахождения в отпусках, командировках, при временной нетрудоспособности.
При осуществлении в 2006 году финансирования истца для выполнения государственного задания ответчиком были неосновательно получены денежные средства в сумме 383 277 руб. 78 коп., необходимые для осуществления выплат, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, связанных с увеличением среднего заработка. Указанные выплаты были осуществлены истцом за счет собственных средств под влиянием заблуждения. На сумму неосновательного обогащения ответчика истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами начиная с момента ошибочного перечисления денежных средств истцом ответчику. Руководствуясь статьями 309, 310, 395, 1102 ГК РФ истец просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 383 277 руб. 78 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 284 622 руб. 13 коп.
Ответчик согласно представленному отзыву на исковое заявление просит отказать в удовлетворении иска, указав, что Письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.06.2006 N 187-МЗ не является нормативным правовым актом, обязательным к применению. Правилами предоставления в 2006 году субвенций на финансирование бесплатной медицинской помощи установлено, что предусмотренные пунктом 3 Правил денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Ответчик направлял в учреждения здравоохранения столько финансовых средств, столько получал из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Утвержденная форма бюджетной заявки на перечисление субвенций на оплату дополнительной медицинской помощи не содержит граф, которые включали бы в себя гарантии и компенсации с сохранением средней заработной платы, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ. Согласно пункту 7 Правил предоставления в 2006 году субвенций и пункту 8 Приказа ФОМС от 30.12.2005 N 133 истец был обязан возвратить ответчику неиспользованные денежные средства в десятидневный срок, то есть ответчик приобрел от истца денежные средства в размере 383 277 руб. 78 коп. на законном основании. Кроме того, неизрасходованные за отчетный период месяц засчитываются авансовым платежом за следующий расчетный период.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, дал объяснения по делу так, как изложены обстоятельства дела в исковом заявлении, возражает против доводов ответчика.
Представители ответчика в судебном заседании иск не признали, поддержали доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Изучив в судебном заседании материалы дела, представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 12.01.2006 между МУЗ "Кабанская центральная районная больница" и Бурятским территориальным фондом обязательного медицинского страхования заключен договор о выполнении указанным учреждением здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи с целью реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2006.
Дополнительная медицинская помощь, согласно государственному заданию оказываемая врачами-терапевтами участковыми и медицинскими сестрами участковыми учреждений здравоохранения муниципальных образований в соответствии с разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 (далее - Программа), предоставляется за счет средств федерального бюджета.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году установлен Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены "Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" (далее - Правила N 851).
Частью 1 статьи 9 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Частью 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 851 средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача).
В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов.
Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.
Согласно Информационному письму Минздравсоцразвития от 13.06.2006 N 187-МЗ указанные выплаты (надбавки стимулирующего характера) осуществляются в рамках трудовых отношений за выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику законодательством продолжительности рабочего времени, следовательно, являются частью заработной платы работника. В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса РФ их необходимо учитывать при исчислении средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.) в порядке, установленном законодательством.
В 2006 году истец произвел указанные выплаты за счет собственных средств.
В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Федеральным фондом медицинского страхования в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ, истец был вынужден возвратить ответчику денежные средства в размере 383 277 руб. по платежным поручениям.
Полагая, что ответчик неосновательно обогатился за счет указанных денежных средств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Как установлено пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Предъявленные к взысканию истцом расходы представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работников и возникшие в рамках трудовых отношений при выполнении дополнительных обязанностей. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, лечебным учреждением начислена средняя заработная плата за период их нахождения в отпуске, командировке, курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности, но не выплачена в полном объеме из-за отсутствия источника финансирования указанных затрат. Денежные средства, передаваемые Территориальным фондами медицинского страхования в указанный период в виде субвенций, не включали в себя расходы на оплату отпусков, командировок и иных периодов, в течение которых за работниками сохраняется средняя заработная плата.
Законодателем в указанный период не определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания, и субвенции на данные цели Федеральному фонду обязательного медицинского страхования из бюджета Российской Федерации в указанный период не перечислялись.
Возврат истцом ответчику денежных средств в размере 383 277 руб. осуществлялся на основании пункта 7 Правил предоставления в 2006 году субвенций и пункту 8 Приказа ФОМС от 30.12.2005 N 133, то есть на законном основании. Следовательно, данная сумма не может быть неосновательным обогащением ответчика.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Согласно статье 110 АПК РФ госпошлина относится на истца, которому арбитражный суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до 500 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170 АПК РФ, арбитражный суд решил:
В иске по настоящему делу отказать.
Взыскать с истца в доход федерального бюджета госпошлину - 500 руб.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http:// fasvso.arbitr.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 июня 2009 г. N А10-1277/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был