Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 14 января 2009 г. N А10-4019/08
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению войсковой части 26292 о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия о назначении административного наказания. При участии: от заявителя - Печенкина Р.А. (доверенность N 849 от 17.12.08 г.), Майорова А.А. (доверенность от 12.01.09 г.), от ответчика - Хушеева В.Б. (доверенность от 11.01.09 г.).
Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2009 года. Полный текст решения изготовлен 14 января 2009 года.
Войсковая часть 26292 обратилась с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (ТУ ФСФБН в РБ) от 03.12.08 г. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу N 02-186/2008.
Представители заявителя в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнили заявленное требование: просят признать постановление ТУ ФСФБН в РБ от 03.12.08 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 02-186/2008 незаконным.
В обоснование заявленного требования представители войсковой части 26292 указали, что войсковая часть не допускала нецелевого использования бюджетных средств. При рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом не были полно и всесторонне исследованы все документы, в том числе и кассовая книга войсковой части. Тогда как на момент проверки в кассе имелись и иные, кроме выплаченных на зарплату гражданскому персоналу, денежные средства. Так денежные средства на заработную плату гражданскому персоналу поступали в кассу дважды: в сентябре и ноябре 2007 года. Эти средства использовались не в полном объеме, соответственно и из этих средств могла быть выплачена зарплата гражданскому персоналу в декабре 2007 года. Кроме того, войсковая часть 26292 не является юридическим лицом, поскольку решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24.11.08 г. ее регистрация в качестве юридического лица признана недействительной.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленное требование не признал и указал на законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Анализ финансовых документов войсковой части был осуществлен проверяющими в полном объеме.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТУ ФСФБН в РБ проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности войсковой части 26292 за период с 01.01.07 г. по 31.12.07 г.
По результатам проверки 17.10.08 г. старшим контролером-ревизором ТУ ФСФБН в РБ Гомбоевым Б.Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу 16.11.07 г. по заявке N 23 от 14.11.07 г. в кассу войсковой части 26292 из бюджета поступили денежные средства в размере 2 200 000 руб., в том числе 2 073 200 руб. по виду расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания" подстатье 211 "Заработная плата" на выплату денежного довольствия за ноябрь. 5 декабря 2007 года по заявке N 26 от 03.12.07 г. в кассу войсковой части 26292 из федерального бюджета поступили денежные средства в размере 1 000 000 руб., в том числе 216 214 руб. по виду расходов 240 "Гражданский персонал" подстатье 211 "Заработная плата" на выплату заработной платы за ноябрь. 10 декабря 2007 года войсковой частью 26292 по расходному кассовому ордеру N 1157 и расчетно-платежной ведомости N 482 по виду расходов 240 "Гражданский персонал" произведена выплата заработной платы гражданскому персоналу в сумме 462 756 руб. 46 коп., из которых выплата 246 542 руб. 46 коп. была осуществлена за счет средств вида расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания", то есть допущено нецелевое использование бюджетных средств.
Постановлением N 02-186/2008 от 03.12.08 г. войсковая часть 26292 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлением, часть обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным.
Выслушав объяснения представителей заявителя, ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что заявление войсковой части 26292 подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления в силу пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей классификации. В частности, Министерство финансов Российской Федерации устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации. В 2007 году действовали Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н.
Основанием привлечения войсковой части 26292 к ответственности явилось нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в том, что 10.12.07 г. из кассы части была произведена выплата денежных средств в сумме 246 542 руб. 46 коп. на заработную плату гражданскому персоналу за счет средств, полученных по виду расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания" подстатье 211 "Заработная плата".
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Административным органом не доказано, что именно из средств, полученных из бюджета по статье расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания" подстатье 211 "Заработная плата" заявителем была произведена выплата заработной платы гражданскому персоналу в размере 246 542 руб. 46 коп.
Согласно выписке из кассовой книги, представленной заявителем, состояние кассы войсковой части 26292 за 10.12.07 г. было следующим: на начало дня остаток по бюджету составил 1 216 207 руб. 92 коп.; расход по бюджету в течение дня составил 495 185 руб. 34 коп., в том числе 462 756 руб. 46 коп. по расчетной ведомости N 482 (выплата заработной платы по гражданскому персоналу за ноябрь); на конец дня остаток по бюджету составил 721 022 руб. 58 коп.
Документы, из которых было бы видно, из каких видов расходов складывается сумма остатка денежных средств на начало дня 10.12.07 г. в сумме 1216 207 руб. 92 коп., административным органом не представлены. Отсутствует и документ, содержащий перечень статьей и подстатей бюджетной классификации, к расходам которых отнесены денежные средства, составляющие сумму остатка 721 022 руб. 58 коп. на конец дня 10.12.07 г.
При отсутствии таких документов, установить, что в кассе войсковой части 10.12.07 г. на выплату заработной платы гражданскому персоналу имелись только денежные средства в размере 216 214 руб., полученные по заявке N 26 от 03.12.07 г., невозможно.
Таким образом, из материалов дела невозможно установить нецелевое использование бюджетных средств при наличии остатка в кассе бюджетных денежных средств, в сумме, превышающей сумму выплаты.
При отсутствии доказанности факта нецелевого использования бюджетных средств в размере 246 542 руб. 46 коп., предназначенных к выплате по виду расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания" подстатье 211 "Заработная плата", привлечение войсковой части 26292 к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неправомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Довод заявителя об отсутствии у войсковой части 26292 статуса юридического лица, в связи с признанием решением суда его регистрации в качестве юридического лица недействительной, судом не может быть принят во внимание.
Согласно имеющемуся в материалах дела решению Арбитражного суда Республики Бурятия от 24.11.08 г., принятого по делу NА10-1288/08, решение налогового органа (регистрирующего органа) о регистрации войсковой части 26292 в качестве юридического лица признано недействительным. 1 декабря 2008 года налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о признании регистрации войсковой части 26292 в качестве юридического лица недействительной.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушения, допущенные при создании юридического лица, могут являться основанием для принудительной ликвидации юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.01 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо, - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Из содержания статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями главы 7 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.01 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что ликвидация юридического лица представляет собой процедуру, при осуществлении которой должны приниматься меры, направленные на защиту интересов его кредиторов и иных заинтересованных лиц.
В Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует запись об исключении войсковой части 26292 из этого реестра. Наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о признании недействительным решения о государственной регистрации ответчика само по себе не свидетельствует о прекращении его правоспособности.
Поскольку в материалах дела нет доказательств ликвидации ответчика в установленном законом порядке и прекращения его правоспособности, а факт его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц не установлен, у суда отсутствуют правовые основания считать войсковую часть 26292 прекратившей свое существование в качестве юридического лица.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия от 03.12.08 г. N 02-186/2008 о привлечении войсковой части 26292, расположенной в п.Джида Джидинского района Республики Бурятия к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб. незаконным и подлежащим отмене полностью.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 января 2009 г. N А10-4019/08
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был