Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 19 марта 2009 г. N А10-73/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОАО МРСК Сибири") к администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" о признании недействительным распоряжения N 346 от 23 сентября 2008 г. При участии: от заявителя: Ильинов Е.Г., представитель по доверенности от 13.10.2008 N 219Н/67, паспорт 81 04 N 948214, выдан Заречным ОМ ОВД Советского района г. Улан-Удэ; от ответчика: Груздев В.В., представитель по доверенности от 25.03.2009, паспорт 81 03 N 649014 выдан 15.09.2003 Северобайкальским ГОВД Республики Бурятия.
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2009 г. В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2009 г.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" N 346 от 23 сентября 2008 г. "О проведении открытого конкурса".
В обоснование своих требований заявитель сослался на то что, 1 марта 2008 г. по итогам открытого конкурса между администрацией МО "Северо-Байкальский район" и ОАО "Бурятэнерго" заключен договор аренды муниципального имущества. Имущество предоставлено в аренду на срок с 1 марта 2008 г. по 28 февраля 2009 г. Сторонами договора подписаны акты приема-передачи указанного имущества.
В связи с реорганизацией (в форме присоединения к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири") и прекращением деятельности ОАО "Бурятэнерго" все права и обязанности в полном объеме перешли к ОАО "МРСК Сибири".
Заявитель полагает, что обжалуемое им распоряжение нарушает права и охраняемые законом интересы ОАО "МРСК Сибири" как арендатора муниципального имущества по договору от 1 марта 2008 г.
Заявитель также считает, что распоряжение администрации МО "Северо-Байкальский район" N 346 от 23 сентября 2008 г. не соответствует Федеральному закону "О концессионных соглашениях" N 115-ФЗ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 673 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии".
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, дал пояснения по обстоятельствам дела, привел доводы, изложенные в заявлении о признании распоряжения недействительным.
Ответчик требования заявителя не признал, в обоснование возражений сослался на то, что оснований для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным не имеется. Считает необоснованным довод заявителя о том, что распоряжением N 346 от 23 сентября 2008 г. нарушено право ОАО "МРСК Сибири" на имущество, которое вытекает из договора аренды от 1 марта 2008 г. По мнению ответчика, договор аренды является незаключенным, так как в нем не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Данное обстоятельство, по мнению ответчика, свидетельствует о том, что в силу п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды от 1 марта 2008 г. не считается заключенным.
Кроме того указал, что согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 6.1 договора аренды срок действия договора с 1 марта 2008 г. по 28 февраля 2009 г., в связи с чем он подлежал государственной регистрации. Государственная регистрация, договора не была произведена, что также свидетельствует о том, что договор не был заключен сторонами.
Ответчик также обратил внимание на то, что в настоящее время срок действия договора истек, конкурс на право заключения концессионного соглашения, объявленный оспариваемым соглашением, признан не состоявшимся, что свидетельствует об отсутствии предмета спора.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Распоряжением администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" N 346 от 23 сентября 2008 года (с учетом внесения изменений распоряжениями N 359 от 06.10.2008, N 407 от 01.11.2008) определено провести размещение заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, являющегося системой коммунальной инфраструктуры, необходимой для организации в границах МО "Северо-Байкальский район" услуг по передаче и распределению электрической энергии, утвердить конкурсную документацию по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения, утвердить состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения.
С указанным распоряжением ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" не согласилось и обратилось в суд о признании его недействительным.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд установил, что 1 марта 2008 г. Администрацией МО "Северо-Байкальский район" и ОАО "Бурятэнерго" заключен договор аренды муниципального имущества. Срок действия договора оговорен с 1 марта 2008 г. по 28 февраля 2009 г.
Согласно выписке из протокола от 20 декабря 2007 г. N 21 внеочередным собранием акционеров ОАО "Бурятэнерго" принято решение о реорганизации ОАО "Бурятэнерго" в форме присоединения к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
Как следует из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 24 N 005026375 от 31 марта 2008 г., выданного МРИ ФНС N 23 по Красноярскому краю прекращена деятельность ОАО "Бурятэнерго" путем реорганизации в форме присоединения.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 24 N 005026376 от 31 марта 2008, выданному МРИ ФНС N 23 по Красноярскому краю ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" реорганизовано в форме присоединения.
В соответствии со ст. 1 Устава ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в редакции 2008 г., утвержденного Правлением РАО "ЕЭС России" 28 февраля 2008 N 1829, на основании решения общего собрания акционеров общество реорганизовано в форме присоединения к нему, в том числе, ОАО "Бурятэнерго". В соответствии с передаточным актом, утвержденным внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Бурятэнерго" от 20 декабря 2007 г., с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ОАО "Бурятэнерго" ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" становится правопреемником данного общества по всем правам и обязанностям.
В подтверждение права аренды у ОАО "МРСК Сибири" на муниципальное имущество по договору от 1 марта 2008 г. заявителем представлены в материалы дела акты приема-передачи объектов энергоснабжения из муниципальной собственности МО "Северо-Байкальский район" в аренду ОАО "Бурятэнерго". Однако, в фактическое пользование заявителя данное имущество не поступило, о чем ЗАО "МРСК Сибири" указало в заявлении о признании недействительным распоряжения N 346 от 23 сентября 2008 г. Данный факт подтвержден в судебном заседании как представителем заявителя, так и представителем ответчика.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, договор аренды от 1 марта 2008 г. не исполнялся обеими сторонами на протяжении всего периода, указанного в данном договоре.
В соответствии с частью 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Как следует из п. 6.5 договора аренды муниципального имущества срок его действия составляет один год (с 1 марта 2008 г. по 28 февраля 2009 г.). Акты приема-передачи объектов энергоснабжения из муниципальной собственности МО "Северо-Байкальский район" в аренду ОАО "Бурятэнерго" содержат перечень зданий трансформаторных подстанций (ТП), линий электропередач (ЛЭП), комплектно-трансформаторных подстанций (КТП), расположенных в поселках Кичера, Ангоя, Нижнеангарск, Новый Уоян, Янчукан, которые соответственно являются зданиями и сооружениями. Таким образом, договор аренды муниципального имущества от 1 марта 2008 г. подлежал государственной регистрации. Доказательств государственной регистрации договора аренды от 1 марта 2008 г. заявителем не представлено.
С учетом изложенного суд находит обоснованным довод ответчика о том, что договор аренды муниципального имущества от 1 марта 2008 г. не заключен.
Поскольку незаключенная сделка не порождает правовых последствий, договор фактически сторонами исполнен не был, ОАО "МРСК Сибири" не являлось обладателем прав арендатора на имущество, которое согласно распоряжению администрации МО "Северо-Байкальский район" N 346 от 23 сентября 2008 г. предполагалось передать по концессионному соглашению.
Кроме того, согласно протоколу проведения предварительного отбора поступивших конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе по выбору концессионера на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества МО "Северо-Байкальский район" от 19 января 2009 г. указанный конкурс признан несостоявшимся. Участником конкурса, в числе прочих хозяйствующих субъектов, являлся филиал ОАО МРСК Сибири - "Бурятэнерго".
На момент рассмотрения дела по существу оспариваемое распоряжение N 346 от 23.09.2008 г. не действует и утратило свою силу.
Таким образом, довод заявителя о том, что распоряжением администрации МО "Северо-Байкальский район" N 346 от 23 сентября 2008 г. "О проведении открытого конкурса" нарушены права и охраняемые законом интересы ОАО "МРСК Сибири" не находит своего подтверждения.
Заявитель сослался также на несоответствие распоряжения администрации МО "Северо-Байкальский район" N 346 от 23 сентября 2008 г. пункту 4 статьи 3 Федерального закона РФ от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в редакции от 04.12.07 г. N 332 ФЗ), пункту 3 типового концессионного соглашения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 673 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в редакции от 04.12.07 г. N 332 ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее -объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Как следует из п. 2.4 концессионного соглашения, условия которого установлены оспариваемым распоряжением концессионер принимает на себя обязательства по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения по следующим показателям: уменьшение потерь электроэнергии в сетях до 40 % от общего объема поступления в сеть, приобретение новых трансформаторных подстанций, реконструкция и обустройство линий уличного освещения, реконструкция ВЛ-10 кВ, реконструкция ВЛ-0,4 кВ, реконструкция Кл-0,4 кВ, замена на ВЛ-0,4 кВ, реконструкция КЛ-10 KB, замена на ВЛ-10 кВ.
Частью 4 статьи 3 Федерального закона РФ от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в редакции от 04.12.07 г. N 332 ФЗ) установлено, что объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения концессионного соглашения должен находиться в собственности концедента и быть свободным от прав третьих лиц.
В соответствии с п. 3 типового концессионного соглашения концедент гарантирует, что объект соглашения передается концессионеру свободным от прав третьих лиц и иных ограничений прав собственности концедента на указанный объект.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в редакции от 04.12.07 г. N 332 ФЗ) определено, что концедент по концессионному соглашению являются: Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
Согласно статье 51 данного закона органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Материалами дела подтверждается право собственности на объекты концессионного соглашения. Согласно представленным ответчиком свидетельствам о государственной регистрации права собственности 03 АА N 329463 от 28 апреля 2007 г., 03АА N 329462 от 28 апреля 2007 г., 03 АА N 329461 от 28 апреля 2007 г., 03 АА N 313909 от 4 апреля 2007 г., 03 АА N 313908 от 4 апреля 2007 г. муниципальное образование "Северо-Байкальский район" является собственником электрических сетей в поселках Ангоя, Кичера, Нижнеангарск, Янчукан, Новый Уоян.
Судом установлено, что договор аренды муниципального имущества от 1 марта 2008 г. не заключен, имущество, (которое согласно распоряжению Администрации местного самоуправления "Северо-Байкальский район" N 346 от 23 сентября 2008 г., предполагалось передать по концессионному соглашению) в фактическое пользование заявителю не передавалось.
Таким образом, на момент издания оспариваемого распоряжения муниципальное имущество было свободным от прав третьих лиц и находилось в собственности у концедента (администрации МО "Северо-Байкальский район").
Анализ вышеуказанных обстоятельств и материалов, имеющихся в деле, позволяет суду сделать вывод о соответствии оспариваемого распоряжения действующему законодательству - Федеральному закону от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. N 673 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии".
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса, суд решил:
В удовлетворении требований филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 марта 2009 г. N А10-73/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был