Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 18 марта 2009 г. N А10-148/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия к Муниципальному учреждению Совет депутатов муниципального образования сельского поселения "Заводское" Тарбагатайского района о взыскании налоговых санкций, начисленных по итогам камеральных налоговых проверок в размере 150 руб. При участии: от заявителя - Петинова Василия Николаевича - представителя по доверенности от 28.01.2009 N 47, от ответчика - Емельяновой Евдокии Николаевны - главы муниципального образования сельского поселения "Заводское".
Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2009 г. Полный текст решения изготовлен 18 марта 2009 г.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Бурятия (далее налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась с заявлением к Муниципальному учреждению Совет депутатов муниципального образования сельского поселения "Заводское" Тарбагатайского района (далее совет депутатов) о взыскании налоговых санкций, начисленных по итогам камеральных налоговых проверок в размере 150,0 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме, указал, что проверками установлено непредставление налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета в установленный срок сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (2007 г.), налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость N 8182833 от 12.03.2008 за 2007 год,
По итогам налоговых проверок вынесены решения:
от 24.07.2008 N 3527 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 126 НК РФ, за непредставление в установленный срок документов и иных сведений, необходимых для налогового контроля в виде штрафа в размере 50,0 руб.,
от 22.10.2008 N 5493 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 119 НК РФ, за непредставление в установленный срок налоговой декларации в виде штрафа в размере 100,0 руб.
Налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ от 07.09.2008 N 2099, от 28.11.2008 N 3275, которые ответчиком не исполнены.
Просил суд взыскать сумму штрафа 150 рублей.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что с заявленными налоговой инспекцией требованиями согласна, но совет депутатов не имеет расчетного счета, работников, финансирование не производится, поэтому оплатить налоговые санкции возможности нет.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям:
Муниципальное учреждение Совет депутатов муниципального образования сельского поселения "Заводское" Тарбагатайского района зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.02.2008.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных советом депутатов сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (2007 год) N 8473447 от 17 апреля 2008 г. и установила, что данные сведения представлены с нарушением установленного пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника налоговой инспекции вынес решение от 24.07.2008 N 3527 о привлечении совета депутатов к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 50 рублей.
Налогоплательщик в добровольном порядке в срок, установленный в требовании налогового органа от 07.09.2008 N 2099, штраф не уплатил, поэтому налоговая инспекция обратилась за его взысканием в арбитражный суд.
Согласно п.З ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиками в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной ФНС России, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ утверждена форма "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год", которая заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ не предусмотрено освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, от представления в налоговый орган в установленный срок сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Муниципальным учреждением Советом депутатов муниципального образования сельского поселения "Заводское" Тарбагатайского района обязанность по представлению в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год - 2007 год - в установленный законом срок не исполнена.
Таким образом, налоговая инспекция обоснованно вынесла решение от 24.07.2008 N 3527 о привлечении совета депутатов к ответственности за налоговое правонарушение по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 рублей.
Налоговой инспекцией также проведена камеральная налоговая проверка представленной советом депутатов 12.03.2008 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2007 год, в соответствии с которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, равна нулю.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 13.06.2008 N 3583 и принято решение от 22.10.2008 N 5493 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 100 рублей.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности послужил вывод о том, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2007 год советом депутатов представлена с нарушением срока, установленного пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требованием N 3275 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.11.2008, налогоплательщику предложено в срок до 16.12.2008 уплатить штраф в размере 100 рублей.
В связи с неуплатой в добровольном порядке налоговой санкции в установленный требованием N 3275 срок, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в судебном порядке.
Статьи 23, 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В пункте 7 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 Налогового кодекса Российской Федерации) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации, совет депутатов является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период устанавливается как квартал.
Совет депутатов должен был представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2007 год не позднее 22.01.2008, фактически декларация представлена в налоговую инспекцию 12.03.2008.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы, и не менее 100 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Из анализа названных положений статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет.
Как следует из материалов дела, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате советом депутатов в бюджет за 2007 год на основании представленной налоговой декларации, равна нулю, поскольку в указанном налоговом периоде налогоплательщиком экономическая деятельность фактически не велась. Данное обстоятельство налоговой инспекцией не оспаривается.
Таким образом, поскольку сумма налога, подлежащего уплате за 2007 год, составляет ноль, то сумма штрафа за непредставление декларации за указанный период также составляет ноль.
При таких обстоятельствах, налоговой инспекцией необоснованно вынесено решение от 22 октября 2008 года N 5493 о привлечении совета депутатов к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 рублей.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Муниципальное учреждение Совет депутатов муниципального образования сельского поселения "Заводское" Тарбагатайского района, являясь органом местного самоуправления, освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
1. Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия удовлетворить частично.
2. Взыскать с Муниципального учреждения Совет депутатов муниципального образования сельского поселения "Заводское" Тарбагатайского района, основной государственный регистрационный номер 1050302734932, ИНН 0319003574, расположенного по адресу: 671131, Республика Бурятия, Тарбагатайский район, поселок сельского типа Николаевский, ул.Октябрьская, 4, штраф на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 50 рублей.
3. Выдать исполнительный лист.
4. В части взыскания штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ отказать.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http:// fasvso.arbitr.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2009 г. N А10-148/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был