Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 18 марта 2009 г. N А10-577/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия к Государственному учреждению культуры "Буряткино" о взыскании финансовых санкций в сумме 2188 руб. 20 коп. При участии: заявителя: Бадеева Григория Викторовича - представителя по доверенности от 08.02.2009 N 35, ответчика: Эрдыниева Виктора Аюшеевича - исполняющего обязанности директора ГУК "Буряткино" - Приказ Министерства культуры Республики Бурятия от 4 февраля 2008 г. N 8, удостоверение Министерства культуры Республики Бурятия N 16.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 17 марта 2009 года. В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2009 года.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее ОПФ РФ по РБ, пенсионный фонд) обратилось с заявлением к Государственному учреждению культуры "Буряткино" (далее учреждение, ГУК "Буряткино") о взыскании финансовых санкций в сумме 2188 руб. 20 коп.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, в обоснование доводов пояснил следующее: специалистом отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами УПФ РФ в г.Улан-Удэ была проведена камеральная проверка своевременности представления индивидуальных сведений ГУК "Буряткино" за 2005 год., необходимых для осуществления персонифицированного учета.
Проверкой установлен факт нарушения срока предоставления сведений. Сумма начисленных страховых взносов за данный период составила 21882 руб. 00 коп.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 09.12.2008 N 88 и вынесено решение от 23.12.2008 N 88 о привлечении ГУК "Буряткино" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за нарушение установленного срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в сумме 2 188 руб. 20 коп.
Требованием от 26.12.2008 N 88 ответчику предложено уплатить финансовые санкции в срок до 06.01.2009 в добровольном порядке.
Неисполнение ответчиком требования послужило основанием для обращения Пенсионного фонда с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Акт камеральной проверки Пенсионного фонда нарочным получен представителем ГУК "Буряткино" Дареевой Д.Д., решение и требование об уплате финансовых санкций направлено ГУК "Буряткино" по почте.
Просил суд удовлетворить требования Пенсионного фонда.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что учреждение находится в стадии ликвидации, движений денежных средств в учреждении нет, счета закрыты. Акт камеральной проверки и решение Пенсионного фонда не получали, о начислении финансовых санкций узнали только при поступлении определения суда.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявление Пенсионного фонда не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
На основании статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Согласно пункту 2 статьи 14 Закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В соответствии с пунктом 4 статьи 24 данного Закона страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Статьей 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль над правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
На основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Проведенной проверкой установлено, что ГУК "Буряткино" допущено нарушение установленного срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия Пенсионным фондом решения от 23.12.2008 N 88 о привлечении ГУК "Буряткино" к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания финансовых санкций в размере 2188 руб. 20 коп.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что ОПФ РФ по РБ нарушен порядок привлечения учреждения к ответственности.
Статьей 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля над их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Поскольку Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не установлен порядок привлечения страхователя к ответственности, подлежит применению процедура привлечения к ответственности, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен, в том числе, установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как видно из материалов дела, копия акта камеральной проверки от 09.12.2008 N 88 и уведомление о рассмотрении акта 19 декабря 2008 г. были вручены Дареевой Д.Д. по доверенности, действующей с 21 октября 2008 г. В адрес ГУК "Буряткино" указанные документы не направлялись.
Однако рассмотрение акта камеральной проверки 19 декабря 2008 г. не состоялось, рассмотрение перенесено на 23 декабря 2008 г., решение Пенсионного фонда о привлечении учреждения к ответственности вынесено 23 декабря 2008 г. Уведомление на эту дату, либо реестр направления почтовой корреспонденции заявителем не представлены.
Представитель Пенсионного фонда суду пояснил, что о рассмотрении акта 23 декабря 2008 года устно сообщено Дареевой Д.Д., никаких уведомлений в адрес ГУК "Буряткино" не направлялось.
17 июля 2008 г. Правительством Республики Бурятия принято Постановление N 352 о ликвидации государственного учреждения культуры "Буряткино" и создании ликвидационной комиссии. В связи с этим между Министерством культуры Республики Бурятия и Обществом с ограниченной ответственности "ПрофиАудит" заключен договор от 15 августа 2008 года N 16 о выполнении комплекса услуг, связанных с ликвидацией ГУК "Буряткино". Дареева Дарима Дашицыреновна, являясь аудитором и оказывая услуги по договору от 15.08.2008, действовала по доверенности, выданной ГУК "Буряткино" в лице исполняющего обязанности директора Эрдыниева В.А. Срок действия доверенности с 21 октября 2008 года до завершения процедуры ликвидации ГУК "Буряткино".
Из данной доверенности следует, что учреждение доверяет Дареевой Д.Д. сдавать бухгалтерскую, налоговую отчетность в МРИ ФНС России N 2 по РБ, во внебюджетные фонды. Полномочий на представление интересов ГУК "Буряткино" при рассмотрении акта камеральной проверки, получение документов данная доверенность не представляет.
Представитель ответчика суду пояснил, что от Дареевой Д.Д. им получено уведомление о назначенной дате рассмотрения акта камеральной проверки - 19 декабря 2009 года, других уведомлений он не получал.
Таким образом, неизвещение ответчика о времени и месте рассмотрения материалов проверки лишило его возможности представить письменные объяснения и возражения по выявленному правонарушению и тем самым привело к нарушению прав общества.
Следовательно, при отсутствии доказательств надлежащего извещения лица, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, должностное лицо Пенсионного фонда неправомерно приняло решение о привлечении страхователя к ответственности.
Рассмотрение материалов о правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, при отсутствии доказательств документального подтверждения его заблаговременного извещения о дате и месте принятия решения, является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов проверки, влечет недействительность указанного решения и, как следствие, отказ в удовлетворении требований о взыскании начисленных этим решением санкций.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляци онной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2009 г. N А10-577/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был