Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 18 июня 2009 г. N А10-1514/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по иску федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой службы Республики Бурятия к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия, федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия о признании права хозяйственного ведения. При участии: от истца: Дамбаев Б.Г. - представитель по доверенности от 11.03.2009, паспорт 81 01 N 179785, выдан 23.08.2001, ОВД Октябрьского района г. Улан-Удэ; от ТУ Росимущество: Клишина С.Г. - представитель по доверенности N 14 от 28.01.2009, паспорт 81 01 N 217462, выдан 27.10.2001, Загорским ОМ ОВД Железнодорожного района г. Улан-Удэ; Гужавина В.В. - представитель по доверенности N 105 от 12.05.2009, паспорт 81 03 N 602010, выдан 12.04.2003, Октябрьским городским ОМ г. Улан-Удэ; от ФГУ "ГБ МСЭ по РБ": Куклина Е.Г. - представитель по доверенности N 209 от 13.04.2009, паспорт 62 00 010747, выдан 03.01.2001 г., ОВД Нукутского района Иркутской области; от Федерального агентства связи: не явились, уведомлены.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала - Управления Федеральной почтовой службы Республики Бурятия (далее - предприятие, ФГУП "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия (далее - Управление, ТУ Росимущества по РБ) и Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия" (далее - ФГУ бюро МСЭ по РБ) о признании права хозяйственного ведения предприятия на нежилые помещения, занимаемые отделением почтовой связи N 17 общей площадью 80,4 кв.м и расположенные по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Фрунзе,17.
По заявлению истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство связи (далее - Россвязь).
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования и пояснил, что распоряжением Минимущества РФ и Минсвязи РФ от 1 марта 2004 г. NN 1006-р/ЛР-П5-1511 утвержден перечень государственных учреждений - Управлений федеральной почтовой связи (ГУ-УФПС), имущество которых подлежало передаче ФГУП "Почта России", в том числе по строке 11 - имущество ГУ-УФПС Республики Бурятия.
8 сентября 2005 года Правительством Российской Федерации издано распоряжение N 1362-р о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе и ГУ УФПС Республики Бурятия. Пунктом 3 данного распоряжения установлено, что имущество ликвидируемых федеральных государственных учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
Истец полагает, что право хозяйственного ведения на спорное имущество возникло у него с момента его передачи двусторонними актами приема-передачи N 4/362 от 20 декабря 2005 г. от ГУ УФПС по РБ к ФГУП "Почта России" и N н\010 от 20 декабря 2005 г. от ФГУП "Почта России" к Филиалу. Учитывая, что на момент создания ФГУП "Почта России" спорное имущество находилось в его фактическом владении, с этого времени у предприятия возникло на него право хозяйственного ведения.
Представители ответчика - ТУ Росимущества по РБ, требования истца не признали, пояснили, что до декабря 2004 года спорные нежилые помещения находились в муниципальной собственности, полномочия собственника осуществлял Комитет по управлению имуществом г.Улан-Удэ.
Решением от 14 декабря 2004 г. Арбитражный суд Республики Бурятия признал право собственности на данный объект недвижимого имущества за Российской Федерацией в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Бурятия.
На момент закрепления спорного имущества на праве оперативного управления за ФГУ бюро МСЭ по РБ оно составляло имущество казны Российской Федерации.
Право хозяйственного ведения истца на спорный объект не зарегистрировано. Более того, являясь фактическим пользователем имущества, истец использовал его не по назначению, сдавая часть помещений в аренду сторонним организациям, что было установлено в октябре 2008 года при проверке порядка использования и сохранности федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации.
Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика - ФГУ бюро МСЭ по РБ требования истца не признала, дала пояснения в соответствии с представленным отзывом.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представил отзыв, в соответствии с которым считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2005 г. N 1362-р УФПС Республики Бурятия ликвидировано. Имущество ликвидируемого юридического лица предложено закрепить за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения по согласованию с Россвязью.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если иной порядок не установлен федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. N 955-р из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи Республики Бурятия", исключены объекты федерального недвижимого имущества согласно приложению и определено эти объекты закрепить за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения (пункты 1,2 распоряжения). Пунктом 5 названного распоряжения предписано ФГУП "Почта России" в установленном порядке представить в Территориальное управление Минимущества России и "Агентство федерального имущества по городу Москве" необходимые документы об объектах, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, для внесения изменений в реестр федерального имущества, оформить права на земельные участки, отведенные под использование указанных в пункте 1 настоящего распоряжения объектов в установленных границах, обеспечить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объекты, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения.
Согласно приложению к указанному распоряжению Минимущества России в Перечне объектов недвижимого имущества, передаваемого от ГУ УФПС РБ федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" здание отделения связи N 17, расположенное по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Фрунзе, 17 - отсутствует.
На основании Постановления Правительства российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации или Управления делами Президента Российской Федерации, осуществляет утверждение передаточного акта или разделительного баланса при реорганизации предприятия и ликвидационного баланса при ликвидации предприятия (подпункт г пункта 2).
Актом приема-передачи N 1/362 от 1 апреля 2004 г., составленным на основании вышеуказанного распоряжения и утвержденным Росимуществом, часть объектов недвижимости передана в хозяйственное ведение истца. Вместе с тем, указания на прием-передачу здания отделения связи, расположенного по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Фрунзе, 17, данный акт не содержит.
Спорное здание отделения связи по указанному адресу включено в акты о приеме-передаче объектов недвижимости N 4/362 и N н/010 от 20 декабря 2005 г., представленные в материалы дела истцом, однако данные акты Росимуществом не утверждены.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 декабря 2004 г. признано право собственности за Российской Федерацией в лице Территориального управления министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Бурятия на здание отделения связи N 17, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Фрунзе, 17.
Моментом возникновения права хозяйственного ведения у унитарного предприятия закон признает момент передачи ему имущества собственником (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому для возникновения вещного права на недвижимость, переданную собственником в хозяйственное ведение предприятию, необходима государственная регистрация.
Судом установлено, что спорное недвижимое имущество внесено в реестр федерального имущества 20 декабря 2007 г. Право собственности Российской Федерации на указанное имущество зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1 июля 2008 г. (свидетельства о государственной регистрации права 03-АА N 434163 и 03-АА N 434164).
Доказательства того, что истцом принимались меры для обеспечения государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. На Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложены полномочия по закреплению находящегося в федеральной собственности имущества в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производства в установленном порядке изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений, а также закреплении данного имущества в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производства в установленном порядке правомерного изъятия этого имущества (пункт 5.21).
На основании вышеизложенного судом делается вывод о том, что право хозяйственного ведения на спорное имущество у истца не возникло, так как отсутствие волеизъявления собственника в лице территориального управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности, исключает закрепление за истцом спорного имущества на праве хозяйственного ведения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на Интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http:// fasvso.arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июня 2009 г. N А10-1514/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был