Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 16 июня 2009 г. N А10-1550/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Цыбенова Тумура Баяровича к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о признании незаконным решения N 73 от 14.01.2009 г. При участии: заявителя: Тыхренова Е.Ю., представителя по доверенности от 19.01.2009; ответчика: Чипизубовой Е.А., представителя по доверенности от 24.12.2008 г.; Алсаевой И.В., представителя по доверенности от 10.04.2009.
Резолютивная часть Решения объявлена 09.06.2009 г. В полном объеме Решение изготовлено 16.06.2009 г.
Индивидуальный предприниматель Цыбенов Тумур Баярович (далее ИП Цыбенов Т.Б., индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее Фонд) N 73 от 14.01.2009.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования. В обоснование своих требований пояснил, что при проверке были представлены все необходимые документы. Оспариваемое решение считает не мотивированным, так как доказательства работы беременных женщин Сакияевой С.Ц. и Огай О.Г. имеются.
Сакияева С.Ц. работала у ИП Цыбенова Т.Б. и получала заработную плату в сумме 4 800 руб., что подтверждается представленной ведомостью по начислению заработной платы. В расчетной ведомости 4-ФСС РФ за 2006 год выплата, на которую начисляются страховые взносы за декабрь месяц, составляет у Сакияевой С.Ц. 4000 руб. Поэтому заявитель считает, что фондом необоснованно произведен перерасчет.
Трудовой договор был заключен с Огай О.Г. от 01.04.2007 по совместительству на должность бухгалтера. Должностные регламенты не установлены для работника Огай О.Г. из-за небольшого объема работы. Заработную плату получала, подтверждение осуществления трудовой деятельности представлено в суд. Просит удовлетворить заявленное требование.
Представители ответчика с заявленными требованиями не согласны, поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление. После выплаты Фонд обратил внимание, что беременные женщины устраиваются на работу как по основному, так и по совместительству в одни и те же организации. Фонд выплачивал пособия по беременности и родам работникам.
Данный факт стал поводом для проведения документальных выездных проверок в данных организациях, в том числе проверили и ИП Цыбенова Т.Б.
По работнику Сакияевой С.Ц. страхователем произведено начисление пособия по беременности и родам исходя из заработка 4800 руб. Согласно расчетной ведомости по средствам ФСС РФ по форме 4-ФФ РФ заработная плата единственного работника в декабре 2006 года составляла не 4800 руб., а 4000 руб. Таким образом, работнице излишне начислена сумма пособия в размере 615,98 руб. Данная сумма к зачету не принята.
В Фонд при проведении проверки не был представлен трудовой договор и должностной регламент с работником Огай О.Г. Представители ответчика считают, что Огай О.Г. не могла работать у ИП Цыбенова Т.Б. при четырех часовом рабочем дне, так как работала согласно табеля восьми часового рабочего времени в ООО "Капитал".
Законодательством установлена нормальная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 40 часов в неделю. С 01.04.2007 работник получала заработную плату в сумме 9600 руб. За июль месяц Огай О.Г. получено 12 000 руб. и это при четырех часовом рабочем дне. При этом всю бухгалтерскую документацию в период работы Огай О.Г. все Цыбенов Т.Б. Изменения заработной платы нигде не отражены. При получении пособия Огай О.Г. уволена по собственному желанию. Отделением Фонда данные факты были расценены как злоупотребление своим правом и нарушении ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Создание ИП Цыбеновым Т.Б. искусственной ситуации для получения из Фонда средств явилось основанием для отказа в полном удовлетворении требований в возмещении таких расходов. Просят отказать в удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Цыбенов Т.Б. является индивидуальным предпринимателем, ему выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серия 03 N 001257654 от 13.05.2008. В качестве страхователя зарегистрирован в отделении Фонда 04.08.2003.
05.12.2008 проверяющей Алсаевой И.В. на основании решения руководителя Фонда от 19.11.2008 N 73 проведена документальная проверка расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения Фонда на выплату пособий по обязательному социальному страхованию: беременности и родам; пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 01.07.2006 по 31.10.2008, о чем составлен Акт N 73с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию. По работнику Сакияевой С.Ц. В акте указано, что страхователем начислено пособие по беременности и родам работнику в сумме 26 769,23 руб. С 21.06.2007 по 07.11.2007 за 140 дней. В расчетной ведомости 4-ФСС за 2006 год выплата, на которую начисляются страховые взносы за декабрь месяц, составляет 4000 руб., а в представленной ведомости по начислению заработной платы 4800 руб. Переплата пособия составляет 615,38 руб. Данная сумма не принята к зачету.
Трудовой договор с Огай О.Г. не заключался, должностной регламент не установлен. По совместительству на должность бухгалтера принята Огай О.Г. с 01.04.2007 с заработной платой от 9600 до 12000 руб. Вся отчетность, книга кассира- операциониста велась лично Цыбеновым Т.Б. Поэтому необходимости в принятии данного работника не было. Фактическое начисление пособия по беременности и родам в бухгалтерских документах не зафиксировано, выдача не произведена.
По результатам проверки не приняты в счет средств, полученных от отделения Фонда, расходы, произведенные страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 54101,09 руб.
На основании Акта N 73с/с от 05.12.2008 было принято решение N 73 от 14.01.2009 о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования, согласно которому не приняты в счет средств, полученных от отделения Фонда, расходы, произведенные страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 54101 руб.
Не согласившись с указанным решением, индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования") организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Обязательному страхованию подлежат граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу статьей 7 и 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие при рождении ребенка является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 вышеназванного закона установлено, что отношения по обязательному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
На основании пункта 6 части 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статья 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" указывает, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно статьям 3, 6, 11, 12 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" к государственным пособиям относятся пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Право на получение данных пособий имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию.
На основании статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" пособие по беременности и родам для женщин подлежащих, обязательному социальному страхованию установлено в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Право на проведение документальной выездной проверки в связи с получением страхователем страховых выплат, полученных от отделения Фонда на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию, установлено Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81.
По работнику Сакияевой С.Ц. переплата пособия составила 615,38 руб. Суд соглашается с доводами ответчика по следующим основаниям.
Так, расчет пособия по временной нетрудоспособности Сакияевой С.Ц. был произведен из заработка за 6 месяцев - с декабря 2006 года по май 2007 включительно. Поскольку страхователем в расчетном периоде неправомерно указан заработок 4800 руб.Данный заработок указан в ведомости по начислению заработной платы за декабрь 2006 г, а не 4000 руб. как указано в представленной в материалы дела расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год, излишне перечисленная сумма пособия по беременности и родам в размере 615,38 руб. правомерно не принята к зачету Фондом.
Суд находит недобросовестными действия работодателя - ИП Цыбенова Т.Б. по оформлению трудовых договоров с Огай О.Г. без фактического исполнения последней своих трудовых обязанностей.
В материалы дела заявителем представлен трудовой договор с Огай О.Г. от 01.04.2007, согласно которому работник нанимается на работу в должность бухгалтера на полный рабочий день и является договором по основному месту работы (л.д.25-27). Хотя из представленных в материалы дела табелей рабочего времени, приказа 04 от 01.04.2007 и пояснений представителя заявителя и ответчика Огай О.Г. работала бухгалтером по совместительству - четырех часовой рабочий день, а основным местом работы Огай О.Г. является ООО "Капитал".
Трудовым договором от 01.04.2007 Огай О.Г. был установлен должностной оклад в сумме 9 600 руб. В п. 1.3 договора указано, что повышение оклада, перемещение и совмещение будет проводиться приказом по предприятию. Согласно ведомостям на выдачу заработной платы работнику Огай О.Г. за четырех часовой рабочий день была установлена следующая заработная плата:
- за апрель 2007 года 9600 руб.;
- за май 2007 годы 9600 руб.;
- за июнь 2007 года 12000 руб.
При этом повышение оклада Огай О.Г. нигде не отражено и ничем не подтверждено. Представители Фонда пояснили, что при проверке указанный договор представлен не был и его содержание не подтверждено никем, кроме заявителя.
Более того, Огай О.Г., работая по совместительству бухгалтером ИП Цыбенова Т.Б., бухгалтерскую документацию не вела.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом заявителем не представлено в суд доказательств того, что Огай О.Г., работая в должности бухгалтера, исполняла свои трудовые обязанности. Должностной регламент заявителем не представлен. Суд критически относится к представленным в суд расходным кассовым ордерам, авансовым отчетам и акту приема-передачи (л.д. 40-49) и не принимает их в качестве доказательств осуществления деятельности, так как основная бухгалтерская документацию велась самим ИП Цыбеновым Т.Б.
С 17.07.2007 по 03.12.2007 работник уходит в отпуск по беременности и родам. При этом фактическое начисление пособия по беременности и родам в бухгалтерских документах не зафиксировано, выдача пособия не произведена.
Суд не принимает довод заявителя о том, что в представленных при проверки в Фонд копиях расчетной ведомости за сентябрь (л.д. 83) не пропечатались росписи работников, как необоснованный.
Поэтому суд соглашается с доводами представителей Фонда о не принятии к зачету 53 485,71 руб. - возмещенная сумма расходов из регионального отделения.
Индивидуальный предприниматель вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере.
Вместе с тем спор возник о правомерности предъявления к зачету расходов в пользу застрахованного лица, поэтому разрешение его не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.
Возмещение работодателю из Фонда понесенных расходов по обязательному социальному страхованию является компенсационной мерой. Фиктивное трудоустройство для получения денежных средств Фонда является злоупотреблением правом с целью причинения вреда Российской Федерации.
Согласно п. 1 и 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии с пунктами 8.6-8.8 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, произведенные страхователями-работодателями, применяющими специальные налоговые режимы и уплачивающими добровольно в Фонд страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) Фонда не принимаются к зачету в счет страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд. В случае выявления нарушений в расходовании страхователями средств обязательного социального страхования, полученных от исполнительного органа Фонда, ущерб, понесенный Фондом в сумме нецелевым образом использованных средств, подлежит возмещению страхователями в бюджет Фонда добровольно или в судебном порядке. Решения отделений (филиалов отделений) Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
Размер денежных средств не принятых расходов в сумме 54101 руб. Фондом определен правильно.
Принимая во внимание изложенные нормы права в совокупности с установленными обстоятельствами дела, суд пришел к выводу о необоснованном исчислении предпринимателем пособия на основании представленных в Фонд документов и направленности этих действий на неправомерное возмещение за счет средств Фонда пособия по беременности и родам, расценив представленные заявителем документы как злоупотребление своим правом.
Таким образом, суд делает вывод о том, что действия ИП Цыбенова Т.Б. направлены на неправомерное умышленное возмещение за счет средств Фонда спорной суммы пособия по беременности и родам.
Нарушений процедуры проведения проверки судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворить требований заявителя отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2009 г. N А10-1550/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был