Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 22 июня 2009 г. N А10-1659/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вета-Пресс" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконными действия председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, выразившиеся в письме N 00220274 от 16.03.2009 по отказу в предоставлении земельного участка. При участии: заявителя: Егорова В.Г., представителя по доверенности от 20.04.2009; ответчика: Голобокова П.А., представителя по доверенности N 290 от 06.11.2008.
Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2009 г. Полный текст решения изготовлен 22.06.2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Вета-Пресс" (далее ООО "Вета-Пресс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (далее Комитет, ответчик) о признании незаконными действия председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, выразившиеся в письме N 00220274 от 16.03.2009 по отказу в предоставлении земельного участка, и о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования. В обоснование своих требований указал, что согласно мотивировке ответчика в местах общего пользования, которыми пользуются неограниченный круг лиц, размещение газетного киоска не представляется возможным. Тогда как на данной территории по пр. Строителей, в районе остановки "Сбербанк" расположено два газетных киоска агентства "Новости". Считает, что действия Комитета нарушают основные принципы законодательства о градостроительной деятельности и поощряют монополизм. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика требования заявителя не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. В обоснование своих доводов пояснил, что договор аренды с ООО "Вета-Пресс" не был продлен на основании решения Межведомственной комиссии от 06.03.2009 о нецелесообразности размещения нестандартных объектов. По генплану на данной территории предусмотрено размещение остановочного пункта. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей заявителя, ответчика, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17 июля 2008 года между Комитетом ("Арендодатель") и ООО "Вета-Пресс" ("Арендатор") был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 144. Из договора аренды следует, что Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду участок из категории земель - земли населенных пунктов, по адресу: г. Улан-Удэ, проспект Строителей, вблизи дома N 18, площадью 10 кв.м. на срок 04.04.2008 по 03.03.2009. Участок предоставляется для размещения временного объекта мелкорозничной торговли (киоск). Кадастровый номер земельного участка 03:24:0032806:36.
17.07.2008 составлен акт приема-передачи указанного выше земельного участка.
18.02.2009 представителем по доверенности от имени ООО "Вета-Пресс" в Комитет подано заявление о выборе юридическим лицом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством Для размещения временного объекта мелкорозничной торговли (киоск), торговли печатными изданиями. Указанное заявление поступило в Комитет 18.02.2009 вх. N 00220274.
Письмом Председателя Комитета Бутовой Л.С. от 10.03.2009 N 00220274 ООО "Вета-Пресс" сообщено, что согласно протокола заседания городской Межведомственной комиссии по определению целесообразности размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ от 06.03.2009, испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельного участка не представляется возможным.
Общество, посчитав, что Комитет незаконно отказал в предоставлении земельного участка по пр. Строителей для размещения временного объекта, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выделения земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 29.07.2008 N 372 утверждено Положение о городской межведомственной комиссии по определению целесообразности размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ (далее Положение).
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрен следующий порядок принятия решений о целесообразности размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельного участка, для размещения нестационарного торгового объекта на круглогодичный период или сезонного объекта на сформированный земельный участок, в соответствии с решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности", подают заявление в Комитет по управлению имуществом и землепользованию.
- Комитет по управлению имуществом и землепользованию в день подачи заявления заинтересованным лицом подает информацию на рассмотрение Комиссии.
- Комиссия в течение семи дней на основании информации, полученной от Комитета по управлению имуществом и землепользованию, принимает решение о целесообразности либо нецелесообразности размещения объектов и направляет протокол заседания Комиссии в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ.
- Комитет по управлению имуществом и землепользованию в установленные законом сроки дает ответ заявителю.
Так, Протоколом городской Межведомственной комиссии по определению целесообразности размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ от 06.03.2009 Комиссией было дано следующее заключение: комиссия считает нецелесообразным размещение киоска в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования. Предложение Администрации Октябрьского района.
Суд, изучив вышеуказанное Положение приходит к выводу о том, что заключения Комиссии носят для ответчика рекомендательный характер, а решение о заключении или об отказе в заключении договора аренды согласно ст.34 Земельного кодекса наделен только ответчик.
В письме Председателя Комитета Бутовой Л.С. от 10.03.2009 N 00220274 указано, что предоставление земельного участка не представляется возможным в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 816-82 утвержден генеральный план городского округа "город Улан-Удэ".
Согласно схемы из генерального плана города Улан-Удэ земельный участок, который расположен по пр. Строителей находится на территории общего пользования.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие территории общего пользования, под которой понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно представленному представителем ответчика Плану сноса и реконструкции нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети на 2007-2009 годы к объекту мелкорозничной торговли сети, подлежащему сносу в 2007-2009 годах, относится киоск "периодическая печать", расположенный по адресу: пр. Строителей, 18.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что испрашиваемый участок входит в состав территории общего пользования, в связи с чем отказ в размещении киоска на спорном земельном участке является правомерным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, суд считает обоснованным отказ Комитета в предоставлении земельного участка ООО "Вета-Пресс" по пр. Строителей для размещения временного объекта. При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении требований заявителя отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http:// fasvso.arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июня 2009 г. N А10-1659/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был