Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 20 февраля 2009 г. N А10-4022/2007
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 мая 2009 г. N А10-4022/07-Ф02-1778/2009, Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 июля 2010 г. N А10-4022/2007, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А10-4022/2007
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия и Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия о признании права собственности, при участии: от истца - Кузовлева А.А., представитель по доверенности от 10.07.2008 г. N 180, от ответчиков: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия - Семенова Г.А., представитель по доверенности от 06.11.2008 г. N 221; от Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия - Демина В.Э., представитель по доверенности от 15.07.2008 г. N 114, от третьих лиц: УФРС по Республике Бурятия - Мухина С.Н., представитель по доверенности от 16.01.2009 г. N 13; ОАО "РЖД" - Астраханцева В.А., представитель по доверенности от 12.12.2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2009 г. В полном объеме решение изготовлено 20 февраля 2009 г.
Комитет по управлению имуществом г. Улан-Удэ обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия (далее ТУ Росимущества по РБ) о признании права муниципальной собственности на нежилое двухэтажное здание, общей площадью 929 кв.м., расположенное по адресу г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская,19а, и на земельный участок, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ ул.Октябрьская, 19а, кадастровый номер 03:24:022225:0001.
В обоснование иска указано, что это здание бывшего детского сада N 149 ГУ Локомативовагоноремонтным заводом передано в муниципальную собственность по договору от 24.04.1998 г. и включено в реестр муниципальной собственности.
Договор не зарегистрирован в установленном законом порядке.
В последующем это здание было передано первоначально в безвозмездное пользование, а затем в аренду Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия. По истечению срока действия договора аренды здание было возвращено Комитету по управлению имуществом г. Улан-Удэ
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 27.04.1999 г. N 173 земельный участок площадью 0,39 га. по улице Октябрьская,19а, на котором расположено здание, предоставлен Государственной налоговой инспекции на праве постоянного пользования. Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия было отказано в государственной регистрации муниципальной собственности на здание бывшего детского сада, в связи с тем, что 26.04.2007 г. на земельный участок, на котором расположено здание, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на статьи 12, 223, 551, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответчик ТУ Росимущества по РБ в отзыве на исковое заявление иск не признал, считает договор купли-продажи от 24.04.1998 г, заключенный ГУП ЛВРЗ и Администрацией г. Улан-Удэ, ничтожным, так как он не зарегистрирован в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правомочия на обладание и распоряжение зданием по улице Октябрьская 19а ГУП ЛВРЗ не подтверждены, право собственности на земельный участок по данному адресу зарегистрировано за Российской Федерацией.
Определением от 24.01.2008 г. в качестве соответчика по данному делу привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Бурятия (далее Межрайонная ИФНС России N 2 по РБ).
В отзыве на исковое заявление Межрайонная ИФНС России N 2 по РБ указывает, что является ненадлежащим ответчиком по данному спору, так как в настоящее время не является обладателем спорного объекта недвижимости и занятого им земельного участка.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от иска с части требований к налоговой инспекции.
Судом принят частичный отказ от иска, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В связи с частичным отказом истца от иска и принятием его судом на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск в части требований к Межрайонной ИФНС России N 2 по РБ следует прекратить.
До принятия решения истец уточнил исковые требования, просит признать право муниципальной собственности на:
1. нежилое 2-этажное здание, литер А, общей площадью 929,2 кв.м., расположенное по
адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19А;
2. на земельный участок, площадью 3900 кв.м, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул.
Октябрьская, 19А, кадастровый номер 03:24:022225:0001;
3. Прекратить государственную регистрацию права Российской Федерации на земельный
участок, площадью 3900 кв.м., расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская,
19А, кадастровый номер 03:24:022225:0001.
ОАО "РЖД" (правопреемник ГУП "ЛВРЗ") в отзыве на исковое заявление пояснило, что передача здания бывшего детского сада была произведена по договору, заключенному ГУП ЛВРЗ МПС РФ и Администрацией г. Улан-Удэ на основании решения МПС РФ от 07.04.1998 г. N Ш-3140. Претензий и притязаний на здание по ул. Октябрьская, 19А, ОАО "РЖД", как правопреемник ГУП ЛВРЗ МПС РФ, не имеет.
Судом в порядке процессуального правопреемства произведена замена 3-го лица ГУП ЛВРЗ МПС на ОАО "РЖД", их правопреемство подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Уставом ОАО "РЖД", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585, и приложением к уставу "Перечень филиалов и представительств открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
3-е лицо УФРС по РБ письменный отзыв на исковое заявление не представило, на заседании представитель УФРС РБ исковые требования не поддержал.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела 24.04.1998 г. ГУП ЛВРЗ и Администрацией г. Улан-Удэ подписан договор, предметом которого является передача в муниципальную собственность, находящегося на балансе завода здания бывшего детского сада N 149, общей площадью 1056 кв.м., расположенного по адресу г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а. Администрация г. Улан-Удэ обязалась произвести передачу здания детского сада N 149 в оперативное управление ГНИ по Железнодорожному району и в течение 7 дней со дня подписания договора погасить задолженность Завода согласно акту документальной проверки от 04.01.1996 г. - штрафные санкции и пени по подоходному налогу (8386,8 тыс. руб.) на сумму 5870,76 в местный бюджет.
Исходя из содержания, данный договор является договором купли-продажи недвижимого имущества, к возникшим между сторонами правоотношениям подлежат применению нормы параграфа 7 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная сделка совершена в простой письменной форме, существенные условия договора, данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче (ст. 554 ГК РФ) и условие о цене сторонами согласованы, в силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным.
Оплата по договору произведена путем проведения зачета платежей в местный бюджет в сумме 5870,76 руб., что подтверждено справкой Горфинуправления N 2028.
Решением Администрации г. Улан-Удэ N 175 от 29.06.1998 г. здание бывшего детского сада N 149 по адресу: г. Улан-Удэ ул. Октябрьская, ул. 19а было принято в муниципальную собственность, включено в реестр муниципальной собственности, передано в безвозмездное пользование ГНИ по Железнодорожному району г. Улан-Удэ. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 27.04.1999 г. N 173 ГНИ по Советскому району в постоянное пользование был предоставлен земельный участок площадью 0,39га, занимаемый административным зданием ГНИ в Железнодорожном районе по ул. Октябрьская, 19а, с кадастровым номером 03:24:022225:0001
26.02.2007 г. по договору аренды N 364-ж здание передано в аренду Межрайонной ИФНС России РФ N 2 поРБ.
19.03.2007 г. в связи с расторжением договора аренды возвращено Комитету по управлению имуществом г. Улан-Удэ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.04.2007 г. 03АА N 352473 право собственности на земельный участок площадью 3900 кв.м. по адресу г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, уч. 19А зарегистрировано за Российской Федерацией.
Из кадастрового плана земельного участка от 04.09.2007 г. N 24/07-6917/2, на котором расположено здание по ул. Октябрьская 19а, следует, что разрешенное использование земельного участка (назначение) под кадастровым номером 03:24:022225:0001 определено как под размещение административного здания.
Исходя из анализа вышеперечисленных доказательств суд приходит к выводу, что спорное здание на момент передачи его Администрации г. Улан-Удэ и в последующем не использовалось непосредственно под размещение детского сада, что подтверждается договором от 24.04.1998 г.; постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 28.05.1998 г. N 138, решением Администрации г. Улан-Удэ от 29.06.1998 г. N 175 в которых передаваемое Администрации г. Улан-Удэ здание определено как здание бывшего детского сада, договором аренды нежилого помещения (здания) N 364-ж от 26.02.2007 г., заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Улан-Удэ и Межрайонной ИМНС России N 2 по РБ, в котором целевое значение спорного здания определено как служебное; экспликацией к плану строения по назначению помещений здания, являющейся приложением к техническому паспорту на нежилое здание - учреждение, по адресу г. Улан-Удэ ул. Октябрьская, 19А, кадастровым планом земельного участка, на котором расположено здание. Из указанных доказательств также следует, что здание используется как административное.
Следовательно, спорное здание не относится к имуществу, включенному в Приложение N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, а именно к объектам здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, которые названным постановлением отнесены к муниципальной собственности. В связи с чем, ссылка истца на это постановление не принимается, так как оно не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям.
Согласно исковому заявлению материально правовым требованием по данному иску является признание права собственности на здание бывшего детского сада N 149, общей площадью согласно техпаспорту 929,2 кв.м., по адресу г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская 19а.
Отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное здание послужил основанием для обращения Комитета по управлению имуществом г. Улан-Удэ с данным иском. Комитет по управлению имуществом г. Улан-Удэ постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 25.01.2008 г. N 41 переименован в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ.
Исходя из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты, в том числе путем признания прав. По такому иску истец, как обладатель субъективного права, должен доказать наличие обстоятельств, с которыми закон связывает приобретение права собственности на имущество.
В пункте 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что переход права собственности на вещь, имеющую собственника, возможен в результате приобретения вещи на основании сделки по отчуждению имущества.
В данном случае истец в качестве основания приобретения права на спорное здание ссылается на вышеуказанный договор от 24.04.1998 г. заключенный между ГУП ЛВРЗ и Администрацией г. Улан-Удэ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент его заключения.
Согласно статье 4 действовавшего на момент заключения данного договора Федерального закона от 25.08.1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В пункте 1.1 Устава ГУП "Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод" Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденного заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации 17.10.1995 г. указано, что завод является государственным унитарным предприятием, находящимся в федеральной собственности, находится в ведении МПС России (учредитель). Здания, сооружения и другое имущество завода являются федеральной собственностью и закреплены за заводом на праве хозяйственного ведения. Завод владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законодательством (п. 3.2 Устава).
Данные положения Устава ГУП ЛВРЗ корреспондируются с положениями статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пункте 2 которой указано, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В пункте 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Госкомимуществу России.
Исходя из действовавших на момент заключения договора от 24.04.1998 г. Федерального закона от 25.08.1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте" (ст. 4) и постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 г. N 848 "Об утверждении положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации" Министерство путей сообщения Российской Федерации дает согласие предприятиям и учреждениям федерального железнодорожного транспорта на продажу, сдачу в аренду или распоряжение иным способом закрепленным за ними недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, без права изменения формы собственности на это имущество.
В совместном письме Госкомимущество РФ N ОК-36/10170 и МПС РФ N А-12284 от 06.12.1995 г. "О распоряжении имуществом предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта" разъяснили, что продажа недвижимого имущества предприятий федерального железнодорожного транспорта с изменением права федеральной собственности на это имущество, внесение его в качестве вкладов уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ осуществляются этими предприятиями с согласия Госкомимущества России по представлению МПС России.
По возмездному договору от 24.04.1998 г. произведено отчуждение спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность, т.е. с изменением права федеральной собственности, доказательства согласия Госкомимущества России отсутствует. При таких обстоятельствах суд считает, что эта сделка заключена без согласия собственника имущества и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной, как несоответствующая требованиям статье 109 и пункту 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Письмо МПС РФ от 07.04.1998 г, в котором министерство не возражает против передачи спорного здания в муниципальную собственность, не принимается судом, поскольку согласие на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего предприятию федерального железнодорожного транспорта на праве хозяйственного ведения, с изменением права федеральной собственности дано неуполномоченным лицом.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Иных оснований возникновения права муниципальной собственности на спорное здание лица, участвующие в деле не представили.
Наряду с этим отсутствуют надлежащие доказательства (баланс, распоряжение МПС РФ, и др.) того, что спорное имущество до передачи его в муниципальную собственность находилось в хозяйственном ведении ГУП ЛВРЗ. В результате предпринятых арбитражным судом мер по установлению этих доказательств (запросов) не представилось возможным установить эти обстоятельства. Таким образом, отсутствуют доказательства и наличия у ГУП ЛВРЗ права выступать в качестве продавца спорного здания по договору от 24.04.1998 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не доказал факт возникновения муниципальной собственности на здание, расположенное по адресу г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, Д. 19А в соответствии с требованиями закона, в связи с чем исковые требования в части признания права собственности на это здание удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного суд также не находит оснований для удовлетворения требований о признании права муниципальной собственности на земельный участок площадью 3900 кв.м., расположенный по адресу г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19А с кадастровым номером 03:24:022225:0001, на котором размещен спорный объект недвижимости, и о прекращении государственной регистрации права Российской Федерации на этот участок, поскольку не доказано право муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на этом земельном участке (ст. 35 ЗК РФ).
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлину по иску следует отнести на истца Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ. Поскольку Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333-37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ), государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, решил:
В части требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия о признании права собственности на здание, расположенное по адресу г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская 19А, на земельный участок площадью 3900 кв.м., с кадастровым номером 03:24:022225:0001, по адресу г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская 19А и прекращении государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:24:022225:0001 в иске отказать.
В части требований к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия производство по делу прекратить.
Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ выдать справку на возврат из федерального бюджета уплаченной государственной пошлины в сумме 60208 руб.00 коп.
Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы в размере 1000 руб. 00 коп.
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия выдать справку на возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче кассационной жалобы в размере 1000 руб. 00 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2009 г. N А10-4022/2007
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был