Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 27 апреля 2009 г. N А10-1439/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Люмьер" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 02-04/3-2009 от 27.03.2009 г., при участии: заявителя: Тыхренова Е.Ю., представителя по доверенности от 12.02.2009 г.; ответчика: Эрдынеевой И. А., представителя по доверенности N 01-45/60 от 16.01.2009 г.; Баклановой И.А., представителя по доверенности N 01-45/461 от 26.02.2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23.04.2009 г. Полный текст решения изготовлен 27.04.2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Люмьер" (далее ООО "Люмьер", общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Управление) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 02-04/3-2009 от 27.03.2009 г. о привлечении к административной ответственности по части 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 400000 руб.
Представитель ООО "Люмьер" заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности. В обоснование заявленного ходатайства указал, что оспариваемое постановление получено обществом 03.04.2009 г.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течении десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Из представленного Управлением в материалы дела почтового уведомления от 30.03.2009 г. видно, что оспариваемое постановление действительно получено обществом 03.04.2009 г.
Таким образом, суд считает, что нарушений срока для подачи настоящего заявления в суд обществом допущено не было.
Представитель заявителя заявленное требование и дополнение к требованию поддержал полностью. В обоснование заявленных требований пояснил, что по пунктам 3, 4, 5, 8, 9 на стр. 6 постановления не понял требований ответчика и не получил разъяснений по выполнению запроса. Частично запрос был исполнен письмами от 26.03.2009 г. и 17.03.2009 г. Не исполнен только п. 7 запроса ввиду отсутствия у заявителя документов. Считает, что Управление в силу закона имеет право проводить проверки хозяйствующих субъектов самостоятельно, а не возлагать свои обязанности по проведению анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке на ООО "Люмьер".
Считает, что Управлением нарушен срок составления протокола и вынесения постановления об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено за пределами срока вынесения постановления. Правонарушение совершено 21.01.2009 г., с учетом административного расследования протокол об административном правонарушении должен быть датирован не позднее 21.02.2009 г. В соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ постановление должно быть вынесено 11.03.2009 г., а вынесено ответчиком 27.03.2009 г.
Просит удовлетворить заявленное требование.
Представители Управления с заявленными требованиями не согласны, поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление. В обоснование своих доводов пояснили, что Управление по собственной инициативе включило в план работы на 4 квартал 2008 г. и первое полугодие 2009 г. проведение анализа состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации алкогольной продукции в Республике Бурятия. В декабре 2008 г. Управлением был направлен запрос о предоставлении необходимых антимонопольному органу сведений (информации) в срок до 19.12.2008 г.
15.12.2008 г. в Управление поступило письмо от общества об отказе в предоставлении информации по запросу в связи с тем, что запрашиваемые сведения составляют коммерческую тайну. 15.12.2008 г. специалистом ТУ УФАС по РБ даны обществу разъяснения о необходимости представления информации в том числе составляющие коммерческую тайну по запросу антимонопольного органа. 22.12.2008 г. общество направило в УФАС письмо и указало на большой объем работы, необходимой для подготовки информации на запрос.
Срок предоставления информации был продлен до 20.01.2009 г.
В установленный срок информация по запросу не была представлена. Ответственность за непредставление информации по мотивированному запросу антимонопольного органа предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Заявитель ошибочно полагает, что антимонопольный орган, испрашивая информацию, возложил на общество обязанность по проведению анализа рынка оптовой реализации алкогольной продукции. Право выбора метода исследования при проведении каждого этапа анализа остается за антимонопольным органом с учетом специфики рынка в каждом конкретном случае, как это определено Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. N 108.
Объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения - непредставление обществом в территориальный антимонопольный орган предусмотренных антимонопольным законодательством РФ сведений (информации). Субъективная сторона - в форме прямого умысла.
Считают, что Управлением не нарушены сроки составления протокола и вынесения постановления об административном правонарушении. Сроки привлечения к административной ответственности не пропущены.
У юридического лица имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, за нарушение которого КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящее время испрашиваемая Управлением информация так и не была представлена ООО "Люмьер" в полном объеме.
Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.12.2008 г. в адрес ООО "Люмьер" направлено письмо N 04-13/2584 о предоставлении сведений (информации), необходимых антимонопольному органу для анализа состояния конкуренции на рынке оптовой реализации алкогольной продукции. Срок представления информации был определен до 19.12.2008 г.
10.12.2008 г. обществом в адрес Управления направлено письмо N 336 о невозможности представления испрашиваемых сведений, так как данные сведения составляют коммерческую тайну и определяют возможность существования ООО "Люмьер".
22.12.2008 г. ООО "Люмьер" направило в адрес Управления письмо N 363 о том, что запрашиваемые сведения выливаются в чрезвычайно объемную и методически неопределенную работу. Методики расчета рентабельности у общества нет, нормативно - правовая база по подготовке требуемых Управлением данных не приведена. На указанное письмо Управлением даны разъяснения в письме от 25.12.2008 г. N 04-13/2003 и срок предоставления информации продлен до 20.01.2009 г.
02.02.2009 г. главным специалистом-экспертом Управления Баклановой И.А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 02-04/3-2009 и проведении административного расследования в отношении ООО "Люмьер" по факту непредставления в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), являющихся обязательными в соответствии со ст. 25 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В определении указано о необходимости явки представителю ООО "Люмьер" 20.02.2009 г. для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении. Определение вручено ООО "Люмьер" 05.02.2009 г., что подтверждается почтовым уведомлением от 03.02.2009 г.
20.02.2009 г. главным специалистом-экспертом Управления Баклановой И.А. составлен протокол N 02-04/3-2009 об административном правонарушении в отношении финансового директора ООО "Люмьер" Черняевой М.Ю. В протоколе указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 27.02.2009 г. в 14 час. 00 мин. Протокол составлен в присутствии финансового директора ООО "Люмьер" Черняевой М.Ю., что подтверждается ее подписью в протоколе.
27.02.2009 г. руководителем Управления Потаповой Е.И. вынесено Постановление о прекращении дела N 02-04/3-2009 об административном правонарушении в отношении должностного лица - финансового директора ООО "Люмьер" Черняевой М.Ю. в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление составлено в присутствии Черняевой М.Ю., а также адвоката Тыхренова Е.Ю.
27.02.2009 г. главным специалистом-экспертом Управления Баклановой И.А. вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении N 02-04/3-2009 до 31.03.2009 г. Законному представителю ООО "Люмьер" необходимо было явится 11.03.2009 г. в 14 час. для дачи объяснений по факту правонарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении. Указанное определение вручено обществу 05.03.2009 г., что подтверждается почтовым уведомлением от 02.03.2009 г.
11.03.2009 г. главным специалистом-экспертом Управления Баклановой И.А. составлен протокол N 02-04/3-2009 об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО "Люмьер". Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 27.03.2009 г. в 10 час. 00 мин. Настоящий протокол общество получило 16.03.2009 г., что подтверждается почтовым уведомлением от 13.03.2009 г.
27.03.2009 г. заместителем руководителя Управления Гомбоевой Д.Н. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 02-04/3-2009 о наложении на юридическое лицо - ООО "Люмьер" штрафа в размере четыреста тысяч рублей за нарушение ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Люмьер" обратилось в суд с заявлением об его отмене.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) для юридических лиц в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
В соответствии с пунктом 8 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 г. N 896, установлено, что основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр является в том числе аналитический отчет, подготовленный по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
В соответствии со ст. 26 Закона о защите конкуренции информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами. За разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
Таким образом, ссылка общества в письме от 10.12.2008 г. N 336 о невозможности представления запрашиваемых антимонопольным органом сведений (информации) в связи с тем, что данные сведения составляют коммерческую тайну, является несостоятельной.
Суд соглашается с доводом Управления о том, что антимонопольный орган, испрашивая необходимые сведения от общества, не возлагало на общество обязанность по проведению анализа рынка оптовой реализации алкогольной продукции. Полученные от общества сведения не являются единственными и исчерпывающими, антимонопольный орган при проведении анализа использует и иные сведения, перечисленные в пункте 4 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. N 108.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что обществом представлена только часть запрашиваемой информация по запросу Управления от 05.12.2008 г. N 04-13/2584. Сведения (информация) была представлена обществом только 17.03.2009 г. и 27.03.2009 г. Как пояснил представитель общества не был исполнен только п. 7 запроса ввиду отсутствия документов. При этом как установлено судом, обществом не представлены и иные сведения, это такие пункты запроса как, п.п. 2, 5, 7, 8, 9, 10, 14.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образует непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
С субъективной стороны деяние, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, характеризуется намеренными непредставлением, искажением либо недостоверностью предоставляемой информации.
ООО "Люмьер", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, осознавая противоправный характер своих действии, не приняло зависящих от нее мер по их соблюдению.
Довод общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, в связи с представлением запрашиваемых документов и не понятием некоторых вопросов не принят судом. Данный состав административного правонарушения охватывает действия, связанные не только с непредставлением документов вообще, но и с нарушением сроков их представления, установленных в требовании антимонопольного органа. В ином случае привлечение к административной ответственности по данной норме КоАП РФ было бы в принципе невозможным, поскольку последующее (с нарушением сроков) представление документов не позволило бы применить административную санкцию, установленную в целях обеспечения исполнения антимонопольными органами возложенных на них функций в установленные сроки. Срок для представления испрашиваемых сведений был установлен Управлением до 19.12.2008 г., а затем продлен до 21.01.2009 г. Запрашиваемые сведения представлены обществом только 17.03.2009 г. и 27.03.2009 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении отклоняется судом, поскольку нарушение срока само по себе не является безусловным основанием для признания акта административного органа незаконным.
При рассмотрении дела установлено, что Управлением полностью соблюдена процедура привлечения к административной ответственности. Каких-либо нарушений привлечения общества к административной ответственности не установлено.
В качестве смягчающих вину обстоятельств административным органом указано - частичное представление ООО "Люмьер" информации по запросу Управления. Отягчающим обстоятельством признано продолжение противоправного поведения ООО "Люмьер", несмотря на требование антимонопольного органа прекратить его. Так, на момент вынесения оспариваемого постановления запрашиваемая информация ООО "Люмьер" в полном объеме не представлена.
Мера ответственности за совершение административного правонарушения определена в пределах санкции части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ административным органом соблюдены.
При таких обстоятельствах Управлением вынесено законное и обоснованное постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 02-04/3-2009 от 27.03.2009 г. о привлечении к административной ответственности по части 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 400000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней о дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.rn/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr. ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 апреля 2009 г. N А10-1439/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был