Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 3 ноября 2009 г. N А10-4419/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю Шевченко Валентине Васильевне о взыскании финансовых санкций в размере 386 руб. 40 коп. При участии: от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 13.10.2009); ответчика - не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 13.10.2009).
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2009 года.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее - Пенсионный фонд) обратилось с заявлением к индивидуальному предпринимателю Шевченко Валентине Васильевне (далее - ИП Шевченко В.В.) о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 386 руб. 40 коп.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 13.10.2009).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 13.10.2009).
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявление Пенсионного фонда не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена камеральная проверка ИП Шевченко В.В. Проверкой установлен факт непредставления индивидуальным предпринимателем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год.
14.04.2009 по результатам поведенной проверки составлен акт N 160/н об обнаружении фактов, свидетельствующих о непредставлении в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
25.05.2009 г. должностным лицом Пенсионного фонда принято решение N 155 о привлечении ИП Шевченко В.В. к ответственности за нарушение ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания финансовых санкций в размере 386,40 рублей. Решение принято в отсутствие ИП Шевченко В.В.
Требованием N 149/н об уплате финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, от 19.06.2009 предпринимателю предложено в добровольном порядке в срок до 10.07.2009 уплатить сумму штрафа.
Неисполнение предпринимателем требования об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального Закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определение понятий "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" дано в статье 1 Закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей.
Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.
Доказательства, свидетельствующие о наличии у индивидуального предпринимателя наемных работников, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона).
Срок представления сведений данной категорией лиц Законом N 27-ФЗ не установлен.
Поскольку в пункте 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в котором перечислены подлежащие представлению сведения, срок представления сведений для лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, не указан, соответственно требование заявителя о привлечении ИП Шевченко В.В. к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, является неправомерным.
Кроме этого, суд считает, что ИП Шевченко В.В. не была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки на 25.05.2009, что является существенным нарушением прав лица привлекаемого к ответственности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда при осуществлении функций контроля пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.
Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, органы Пенсионного фонда Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения должны руководствоваться положениями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Содержание статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что ее положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок.
Как следует из материалов дела фондом, в рамках статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, проведена камеральная налоговая проверка своевременности представления сведений персонифицированного учета страхователем.
Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась проверка, извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Таким образом, в силу названной нормы, если организация-страхователь не представила письменные объяснения или возражения по акту проверки, руководитель органа Пенсионного фонда РФ (его заместитель) вправе рассмотреть материалы проверки и принять решение о привлечении страхователя к ответственности в отсутствие должностных лиц и представителей этой организации.
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ установлено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Решение N 155 от 25.05.2009 о привлечении ИП Шевченко В.В. к ответственности за нарушение Федерального закона N 27-ФЗ вынесено в отсутствие предпринимателя.
В материалах дела отсутствуют письменные пояснения, возражения по акту лица, привлекаемого к ответственности, или ходатайство о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие.
В материалах дела имеется уведомление N 169 от 14.04.2009 о рассмотрении материалов проверки 23 апреля 2009 года в 15 часов 30 минут. При этом заявителем не представлено доказательств, подтверждающих заблаговременное извещение лица, привлекаемого к ответственности, о дате и времени рассмотрения материалов проверки на 25.05.2009.
Поскольку ИП Шевченко В.В. не была извещена о времени и месте рассмотрения материалов проверки, это лишило ее возможности представить письменные объяснения и возражения по выявленному правонарушению и, следовательно, нарушило ее права.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ N 7802/09 от 15.09.2009.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 ноября 2009 г. N А10-4419/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был