Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 1 декабря 2009 г. N А10-5366/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Баргузинского района Республики Бурятия к закрытому акционерному обществу "Байкальские аптеки" о привлечении к административной ответственности. При участии: от заявителя: Доржиевой Н.В., удостоверение N 093517 от 25.09.2009; от ответчика: Гармаевой Е.А., генеральный директор Ленхоевой A.M., представитель по доверенности от 01.09.2009 N 75.
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2009 года.
Заместитель прокурора Баргузинского района Республики Бурятия (далее -Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к закрытому акционерному обществу "Байкальские аптеки" (далее - ЗАО "Байкальские аптеки", Общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал и пояснил, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Баргузинского района Республики Бурятия, было установлено, что ЗАО "Байкальские аптеки" осуществляет фармацевтическую деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией. В аптеке Общества, расположенной по адресу: с. Баргузин, ул. Ленина 17, отсутствовали лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, а именно: бупренорфин, морфин, рисперидон, тиапентин, зопиклон, этацизин, дигоксин, доксазозин, будесонид, кромоглициевая кислота и ее натриевая соль. Данное нарушение в соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности является грубым.
Представители лица, привлекаемого к административной ответственности, заявленные требования не признали и пояснили, что отсутствующие на момент проверки лекарственные средства являются препаратами рецептурного отпуска. В силу пункта 2.12 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785 рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию). С учетом этого Общество имело возможность обеспечить пациента лекарственными средствами в течение пяти дней. Часть отсутствующих препаратов является неэффективными и не использующимися во врачебной практике. Согласно справке главного врача Баргузинской центральной районной больницы за последние три года не заявлялись ввиду отсутствия потребности в 8 из 10 отсутствовавших на момент проверки препаратов. Доксазозин и рисперидон являются специфическими препаратами, получаемыми пациентами в рамках программы ОНЛС. Кроме этого, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" Общество не является аптечным учреждением.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что 05 сентября 2008 года закрытое акционерное общество "Байкальские аптеки" зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.46).
13 ноября 2008 года Обществу выдана лицензия N ЛО-03-02-0000125 на осуществление фармацевтической деятельности (л.д.28).
27 ноября 2008 года Обществу выдана лицензия N ЛО-03-06-0000141 на осуществление деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, включенных в Список III, в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" (л.д.26-27).
27 ноября 2008 года Обществу выдана лицензия N ЛО-03-05-0000140 на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Список II, в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" (л.д.29-30).
06-10 ноября 2009 года прокуратурой Баргузинского района Республики Бурятия проведена проверка соблюдения ЗАО "Байкальские аптеки" требований законодательства о фармацевтической деятельности в аптеке Общества, расположенной в с. Баргузин Баргузинского района Республики Бурятия ул. Ленина 17.
В ходе проверки установлено, что в аптечном пункте Общества отсутствовали лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи: бупренорфин, морфин, рисперидон, тиапентин, зопиклон, этацизин, дигоксин, доксазозин, будесонид, кромоглициевая кислота и ее натриевая соль. По результатам проверки составлен акт (л.д. 10).
10 ноября 2009 года прокурором в отношении ЗАО "Байкальские аптеки" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Постановление прокурором вынесено в присутствии представителя Общества по доверенности Третьяковой Т.П. (л.д.8-9, 56).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и части 1 статьи 34 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Статьей 5 названного Федерального закона установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 416 от 06 июля 2006 года утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.
Пунктом 4 данного Положения предусмотрены лицензионные требования и условия, к числу которых отнесено соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах".
Согласно пункту 5 указанного Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных статьей 32 Федерального закона "О лекарственных средствах".
Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
В силу пункта 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785 для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 312 утвержден минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. К числу таких лекарственных средств, в частности отнесены бупренорфин, морфин, рисперидон, тиапентин, зопиклон, этацизин, дигоксин, доксазозин, будесонид, кромоглициевая кислота и ее натриевая соль.
Судом установлено, что на момент проверки 06 ноября 2009 года Общество в аптеке, расположенной по адресу: с. Баргузин, ул. Ленина 17, не обеспечило наличие следующих лекарственных средств, входящих в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи: бупренорфин, морфин, рисперидон, тиапентин, зопиклон, этацизин, дигоксин, доксазозин, будесонид, кромоглициевая кислота и ее натриевая соль. Таким образом, Обществом нарушены требования части 8 статьи 32 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах". Данное нарушение согласно пунктам 4 и 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 416 от 06 июля 2006 года, является грубым.
Факт осуществления ЗАО "Байкальские аптеки" предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), т.е. совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: -актом проверки от 06 ноября 2009 года, из которого видно, что в указанной выше аптеки отсутствуют лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи (л.д. 10), объяснением заведующего аптекой Третьяковой Т.П., не отрицавшей факт отсутствия указанных лекарственных средств (л.д. 11).
Оспаривая наличие состава административного правонарушения, представители лица, привлекаемого к административной ответственности, заявили о том, что в соответствии с требованиями пункта 2.12 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785 рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию), поэтому отсутствие лекарственных средств на момент проверки не может служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Суд находит данный довод несостоятельным по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 2.12 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785 рецепты на лекарственные средства с пометкой "statim" (немедленно) обслуживаются в срок, не превышающий один рабочий день с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию). Рецепты на лекарственные средства с пометкой "cito" (срочно) обслуживаются в срок, не превышающий двух рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию). Рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).
Таким образом, представителями Общества неправильно истолкован пункт 2.12 названного Приказа, поскольку из его содержания следует, что аптечные учреждения должны постоянно иметь в наличии лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Довод представителей ЗАО "Байкальские аптеки" о том, что лекарственные средства, отсутствовавшие на момент проверки, являются неэффективными и не используются во врачебной практике, не может служить основанием для освобождения Общества от исполнения требований закона о наличии лекарственных средств, входящих в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Ссылка представителей Общества на письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28 апреля 2009 года, касающееся необходимости пересмотра минимального ассортимента лекарственных средств в аптеках, также является несостоятельной, поскольку до настоящего времени указанный ассортимент не пересмотрен.
Судом рассмотрен довод представителей Общества о том, что Общество не является аптечным учреждением.
В силу статьи 4 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Из исследованных судом доказательств следует, что Общество осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами и, соответственно, относится к аптечным учреждениям.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Судом установлено, что у Общества имелась возможность для соблюдения лицензионных требования, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд не находит оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Допущенное Обществом нарушение лицензионных требований является грубым и поэтому оно не может быть признано малозначительным, поскольку представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Нарушений процессуальных требований при привлечении Общества к административной ответственности прокурором не допущено.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и приходит к выводу о назначении в качестве наказания административного штрафа в минимальном размере.
В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявленное требование удовлетворить.
2. Привлечь закрытое акционерное общество "Байкальские аптеки", находящееся по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мерецкова 34 б, ОГРН 1080326010368, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере сорока тысяч рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
6. Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Республике Бурятия (прокуратура Республики Бурятия)
Наименование платежа - административный штраф
КБК 41511690040040000140
ИНН 0323059932,
КПП 032601001
Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Бурятия Банка России г.Улан-Удэ
Расчетный счет 40101810600000010002
БИК 048142001
ОКАТО 81401000000
При отсутствии документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 декабря 2009 г. N А10-5366/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был