Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 3 декабря 2009 г. N А10-5171/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Хоринского района Республики Бурятия о привлечении к административной ответственности Государственного предприятия Республики Бурятия "Бурят - Фармация". При участии: от заявителя: Доржиева Н.В., удостоверение N 093517 от 25.09.2009 от ответчика: Аржигарова И.С, представитель по доверенности от 14.01.2009 Уланова И. И., представитель по доверенности от 20.11.2009.
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 3 декабря 2009 года.
Прокурор Хоринского района Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Государственного предприятия Республики Бурятия "Бурят - Фармация" (далее -Предприятие).
Представитель заявителя поддержала заявленные требования, просит привлечь общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312. Данный приказ действует, поэтому минимальный ассортимент лекарственных средств в аптеке должен быть.
Пояснила, что проверкой был выявлен факт отсутствия в Аптеке N 20, которая расположена в с. Хоринск, по улице Первомайская, 38, и является структурным подразделением государственного предприятия Республики Бурятия "Бурят-Фармация", лекарственных средств, предусмотренных минимальным ассортиментом лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, что в силу подпункта "в" пункта 4 и пункта 5 Положения "О лицензировании фармацевтической деятельности" является грубым нарушением лицензионных требований.
На основании изложенного, просит суд привлечь Государственное предприятие Республики Бурятия "Бурят-Фармация" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применить административное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи, при этом уточнила, что от заявленных требований в части привлечения предприятия к административной ответственности за отсутствие бупренорфина, бисопролола, йод + калия йодида, каптоприл + гидрохлортиазита отказывается.
Представители ответчика с требованиями заявителя не согласились, пояснили, что на момент проверки минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312, минимальный ассортимент отсутствовал.
Между тем, считают, что все отсутствующие на момент проверки лекарственные препараты, перечисленные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, являются препаратами рецептурного отпуска и не входят в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Данный перечень "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача" утвержден приказом МЗиСР Российской Федерации от 13.09.2005 г. N 578.
Все указанные препараты назначаются для лечения заболевания строго по индивидуальным показаниям и могут быть отпущены пациенту только при наличии рецепта врача.
Согласно абзацу 3 п. 2.12 Приказа МЗиСР Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).
На момент проверки рецептов, с назначением перечисленных лекарств, зарегистрировано в "Журнале рецептов" не было.
Многие лекарственные средства очень дорогостоящие, имеют определенный срок хранения, по истечению которого должны уничтожаться. Хоринской ЦРБ некоторые препараты из вышеуказанного перечня, не выписываются, так как они малоэффективны, поэтому эти препараты не приобретаются.
Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Хоринского района Республики Бурятия проведена проверка в аптеке N 20 Государственного предприятия Республики Бурятия "Бурят - Формация" соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении подлежащей лицензированию фармацевтической деятельности, расположенной по адресу: с. Хоринск, Хоринского района Республики Бурятия, ул. Первомайская, д.38).
Аптека N 20 Государственного предприятия Республики Бурятия "Бурят -Формация" является структурным подразделением Государственного предприятия Республики Бурятия "Бурят - Формация" и осуществляет часть его функций, осуществляя деятельность на основании положения, утвержденного заместителем генерального директора Государственного предприятия Республики Бурятия "Бурят -Формация" 15. 07. 2008 года.
Министерством здравоохранения Республики Бурятия Государственному предприятию Республики Бурятия "Бурят - Формация" 14. 01. 2009 года выдана лицензия N ЛО-03-02-000152 на право осуществления фармацевтической деятельности, приложением N 1 к указанной лицензии установлено право осуществления розничной торговли лекарственными средствами с правом изготовления в аптеке N 20.
В ходе проверки выявлен факт отсутствия лекарственных средств, предусмотренных минимальным ассортиментом лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, а именно: Клоназепама, Рисперидона, Хлорпротиксена, Имипрамина, Зопиклона, Итраконазола, Рабепразола, Железаа (Ш) гидроксида сахарозного, Кортизона, Догксазозина, Финасиерида, Флутиказона, Арбидола.
Рассмотрев материалы проверки, Прокурор вынес постановление от 30.10.2009 о возбуждении в отношении Государственного предприятия Республики Бурятия "Бурят -Формация" дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обратился в суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие грубого нарушения устанавливает Правительство Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
Согласно пункту 8 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312.
Лекарственные средства: Клоназепам, Рисперидон, Хлорпротиксен, Имипрамин, Зопиклон, Итраконазол, Рабепразол, Железа (Ш) гидроксид сахарозный, Кортизон, Догксазозин, Финасиерид, Флутиказон, Арбидол включены в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи (пункт 1 приказа).
Судом установлено, что Аптека N 20 Государственного предприятия Республики Бурятия "Бурят - Формация" на момент проведения Прокурором проверки не обеспечила наличие установленного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312 минимального ассортимента лекарственных средств, необходимого для оказания медицинской помощи, что в силу подпункта "в" пункта 4 и пункта 5 Положения является грубым нарушением лицензионных требований.
В пункте 3 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
Факт грубого нарушения Предприятием условий, предусмотренных лицензией, а также его вина в совершении данного правонарушения материалами дела подтверждены.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При вынесении постановления о возбуждении в отношении Государственного предприятия Республики Бурятия "Бурят - Формация" дела об административном правонарушении от 30.10.2009 присутствовала по доверенности предприятия Кокоева Т. А. (доверенность N 55 от 30.10.2009), что подтверждается ее подписью в постановление и получении копии постановления.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В состав административного правонарушения входят: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
В случае отсутствия хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (статья 24.5 Кодекса).
В статье 2.2 Кодекса предусмотрено, что административное правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности. При этом в отношении вины юридических лиц в пункте 2 статьи 2.1 Кодекса установлено особое правило. Так, согласно данной норме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
О совершении вменяемого предприятию правонарушения свидетельствуют такие доказательства как объяснение Кокоевой Т.А. от 30.10.2009, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.10.2009.
С учетом статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", подпункта "в" пункта 4 Положения административное правонарушение, совершенное Предприятием, по своему характеру и степени общественной опасности не может быть признано малозначительными, так как в соответствии с пунктом 5 Положения отнесено к категории грубых.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Привлечь Государственное предприятие Республики Бурятия "Бурят-Фармация", свидетельство о государственной регистрации серии 03 N 000490742 от 12. 04. 2005 года, юридический адрес: г. Улан-Удэ, ул. Дальневосточная, 7 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:
ИНН 0323059932, КПП 032601001, УФК по Республике Бурятия (Прокуратура РБ), р/с 40101810600000010002 ГРКЦ НБ Республики Бурятия Банка России г.Улан-Удэ, БИК 048142001, ОКАТО 81401000000, КБК 41511690040040000140.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 декабря 2009 г. N А10-5171/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был