Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 6 марта 2009 г. N А10-3846/08
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по иску ОАО "Российские железные дороги", представленное Улан-Удэнским отделением ВСЖД к индивидуальному предпринимателю Сучкову Михаилу Афанасьевичу о взыскании 34221,78 руб. При участии от истца: Смелый Е.В. - ведущий юрисконсульт юридического отдела Улан-Удэнского отделения ВСЖД, дов. N 320/431 от 21.11.2008 г., ответчика, Сучкова М.А.
Резолютивная часть решения оглашена 02 марта 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 06 марта 2009 г.
В обоснование исковых требований истец указал, что 30.04.2008 г. ОАО "РЖД" заключен договор международной перевозки груза железнодорожным транспортом, накладная СМГС 00643041 из Монголии в Россию, ст. Тальцы. Грузополучателем является предприниматель Сучков М.А. Осуществлена перевозка груза в трех вагонах. Плательщиком услуг определен предприниматель Сучков М.А. По прибытии вагонов, грузополучателем Сучковым М.А., 02.05.2007 г., в соответствии с правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 44, подано заявление о переадресовке вагонов на ст. Череповец грузополучателю ОАО "Северсталь". Груз был направлен на ст. Череповец. Договор международной перевозки не был исполнен до конца, так как согласно ст. 785 ГК РФ, договор перевозки завершается выдачей груза грузополучателю. При переадресации происходит изменение ранее заключенного договора перевозки, груз направляется иному грузополучателю. Согласно правил переадресовки грузов, на станции назначения составляется новая накладная. На переадресовку рассматриваемого груза составлена накладная, но были неправильно исчислены провозные платежи. Ответчику начислено и уплачено 168930 руб., без НДС, тогда как за перевозку экспортного груза по международной перевозке необходимо было уплатить 225098 руб., без НДС. Разница в тарифе составила 66278,24 руб. Так как на справке ответчика имелись денежные средства в сумме 32056,46 руб., они были списаны в счет погашения задолженности. Сумма 34221,78 руб. осталась непогашенной. Договор перевозки исполнен ответчиком ненадлежащим образом. На основании ст. 309 ГК РФ, истец просит суд взыскать с ответчика 34221,78 руб.
Ответчик в отзыве на иск, исковые требования не признал. В обоснование своих возражений указал, что согласно заключенному 30.04.2008 г. договору международной перевозки грузов железнодорожным транспортом из Монголии, ответчику поступил груз в трех вагонах. Груз был досмотрен и растаможен, о чем имеется штамп "Выпуск разрешен". После чего груз перешел в пользование ответчика и перестал быть импортным. Действие договора завершено, так как груз доставлен на станцию назначения. Оплата по договору международной перевозки от ст. Наушки до ст. Тальцы произведена полностью. Согласно ст. 31 Устава, ответчик воспользовался переадресовкой груза. Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей грузоотправителю транспортной накладной или иного документа на груз. 08.05.2008 г. заключен новый договор грузоперевозки, согласно квитанции о приеме груза N ЭО 972271 на перевозку грузов групповой отправкой, грузополучатель ОАО "Северсталь", ст. Череповец, то есть договор внутренних перевозок. Сумма за перевозку груза списана с внутренней справки в размере 199337,40 руб. Таким образом, договор перевозки исполнен надлежащим образом.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству, истец уточнил основание исковых требований, указав, что согласно ст. 15 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов. Размер платы устанавливается тарифным руководством. Тариф за перевозку груза по путям общего пользования от ст. Тальцы до ст. Череповец не может быть договорным, регулируется государством и грузоотправитель обязан уплатить такой установленный тариф. Ответчик уплатил ниже установленного тарифа за перевозку груза, следовательно, обогатился за счет истца на сумму разницы тарифа и фактически уплаченной сумме. Ответчик на основании ст. 1102 ГК РФ, обязан возвратить неосновательное обогащение. Правовым основанием для взыскания задолженности является ст. 15 Устава железнодорожного транспорта, ст. 8 закона "О железнодорожном транспорте", ст. 1102 ГК РФ. Доводы ответчика о том, что договор международной перевозки прекратил свое действие на ст. Тальцы необоснованны, так как груз грузополучателю не был выдан, а был переадресован, и следовательно действие договора международной перевозки продлено. Согласно п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 от 06.10.2005 г., грузоотправителю или грузополучателю предоставляется право производит переадресовку груза с изменением грузополучателя и станции назначения. В случае, когда груз следовал международным перевозочным документом и первоначальный грузополучатель произвел переадресовку груза, который не был им принят от перевозчика в порядке, предусмотренном Уставом другому грузополучателю, перевозка по новым перевозочным документам не может служить основанием прекращения договора международной перевозки, в том числе и в случае завершения таможенного оформления груза. Согласно ст. 36 Устава железнодорожного транспорта, по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы. В рассматриваемых отношениях ответчик груз от перевозчика не принимал.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они изложены в исковом заявлении и заявлении об уточнении иска.
Ответчик исковые требования не признал, изложив обстоятельства в обоснование своих возражений, так как они указаны в отзывах на иск.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из искового заявления и заявления об уточнении исковых требований, предметом иска является требование истца о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения возникшего в результате сбережения ответчиком суммы платы за перевозку грузов, как разница между подлежащим применению, по мнению истца, тарифа за перевозку грузов и фактически оплаченным тарифом.
Таким образом, по мнению истца, правоотношения сторон вытекают из обязательства вследствие неосновательного обогащения.
Правовым основанием заявленных требований названа в частности норма ст. 1102 ГК РФ.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ. Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как следует из данной нормы, неосновательное обогащение возникает в случае получения либо сбережения одним лицом без законных оснований имущества другого лица, то есть в случае получения недолжного.
Исходя из указанной нормы ст. 1102 ГК РФ, в предмет установления по делу входит наличие обстоятельств неосновательного сбережения ответчиком денежных средств.
Суд считает необоснованным довод истца о том, что между сторонами возникли правоотношения из неосновательного обогащения, так как и в исковом заявлении и в заявлении об уточнении иска, истец указывает на обстоятельства того, что между сторонами действует договор международной перевозки, действие которого продлено, в результате переадресовки ответчиком груза со ст. Тальцы до ст. Череповец другому грузополучателю, в результате чего применяется тариф за перевозку груза иной, чем был фактически предъявлен и оплачен ответчиком.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, в адрес ответчика на ст. Тальцы поступил груз в трех вагонах, следовавший из Монголии, согласно дорожной ведомости СМГС N 00643041.
Исходя из данного обстоятельства, истцом сделан вывод о наличии между сторонами договора международной перевозки груза железнодорожным транспортом.
Таким образом, к правоотношениям сторон при рассмотрении спора применимы нормы Главы 40 ГК РФ о договоре перевозки.
Как установлено ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Истец указывает на то обстоятельство, что по заявлению ответчика, указанный груз в количестве трех вагонов, был переадресован ответчиком со ст. Тальцы на ст. Черповец 2, грузополучатель ОАО "Северсталь". Данное обстоятельство подтверждается дорожной ведомостью на перевозку грузов прямым сообщением N 30972271. Дорожная ведомость содержит отметку о переадресовке. Истцом сделан вывод о том, что договор международной перевозки продлен в результате переадресации груза, с изменением грузополучателя и станции назначения.
Действующим в период рассматриваемых правоотношений, Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", предоставлено грузополучателю право производить переадресовку груза с изменением грузополучателя и станции назначения.
Как установлено ст. 31 Устава, по заявлению в письменной форме грузоотправителя или грузополучателя, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, перевозчик в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, может переадресовывать перевозимые грузы с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. При этом переадресовка грузов, находящихся под таможенным контролем, проводится при наличии согласия соответствующего таможенного органа.
Правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте утверждены Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 44, которые определяют порядок переадресовки грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования и применяются в том числе, при перевозках грузов в международном сообщении.
Правилами установлено, что по заявлению в письменной форме грузополучателя, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, перевозчик может производить переадресовку с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции (далее - станция) назначения. Перевозчик регистрирует заявление на переадресовку, рассматривает его и по итогам рассмотрения принимает решение в течение об осуществлении переадресовки либо об отказе в ее осуществлении.
В материалах дела имеется заявление ответчика на переадресовку и решение перевозчика о переадресовке на общем основании.
Пунктом 9 Правил установлено, что переадресовка грузов может производиться на станции назначения или в пути следования. Переадресовка грузов в прямом сообщении на станции назначения осуществляется по новым перевозочным документам, за исключением случаев переадресовки по первоначальным документам, к которым относятся: негабаритные грузы и грузы, перевозка которых не предусмотрена техническими условиями погрузки и крепления грузов. Переадресовка грузов, следующих на экспорт, в непрямом международном сообщении через российские порты осуществляется по первоначальным перевозочным документам в случае, если их таможенное оформление не завершено, или по новым перевозочным документам, если их таможенное оформление завершено. Переадресовка грузов, перевозимых в непрямом международном сообщении из российских портов, осуществляется на станциях назначения по первоначальным перевозочным документам в случаях, если их таможенное оформление не завершено, или по новым перевозочным документам, если их таможенное оформление завершено. Переадресовка грузов на станциях назначения, оформленных перевозочными документами международного сообщения, осуществляется по первоначальным документам. При оформлении переадресовки по новым перевозочным документам заявитель переадресовки обязан внести все платежи по первоначальным перевозочным документам и произвести расчеты по всем причитающимся платежам по новым перевозочным документам. В случае, если грузополучателем раскредитованы перевозочные документы, то переадресовка грузов во всех случаях оформляется новыми перевозочными документами.
Применение данного пункта Правил разъяснено телеграммой ОАО "РЖД" от 08 февраля 2005 г. N ХЗ-1137, где установлено, что переадресовка грузов на станциях назначения, оформленных перевозочными документами международного сообщения, осуществляется по первоначальным перевозочным документам. В случае, если грузополучателем раскредитованы перевозочные документы и ему выдан оригинал железнодорожной накладной (при этом груз грузополучателю не выдан), то переадресовка грузов оформляется новыми перевозочными документами международного сообщения. Переадресовка импортных грузов по новым перевозочным документам международного сообщения осуществляется при соблюдении следующих условий: в первоначальных перевозочных документах международного сообщения (железнодорожной накладной и дорожной ведомости) должна быть проставлена отметка таможенных органов "Выпуск разрешен", в первоначальных перевозочных документах международного сообщения проставляются отметки о переадресовке. В новых перевозочных документах международного сообщения проставляются отметки о переадресовке в свободном поле верхней части железнодорожной накладной и дорожной ведомости. Оплата международной перевозки от пограничной железнодорожной станции до первоначальной железнодорожной станции назначения по первоначальным перевозочным документам международного сообщения производится в установленном порядке с применением ставки НДС в размере ноль процентов. При перевозке грузов от железнодорожной станции переадресовки до железнодорожной станции нового назначения по новым перевозочным документам международного сообщения, оплата производится грузополучателем (заявителем переадресовки) в установленном порядке с применением ставки НДС в размере 18 процентов.
В рассматриваемых отношениях, переадресовка груза новому грузополучателю до новой станции назначения не была оформлена новыми перевозочными документами международного образца. Соответственно довод истца о том, что ответчик должен был оплатить при переадресовке за перевозку груза, исходя из тарифа установленного для перевозки грузов в прямом международном сообщении, является неправомерным. Данная оплата должна быть произведена, как следует из указанной выше телеграммы, при перевозке грузов от железнодорожной станции переадресовки до железнодорожной станции нового назначения по новым перевозочным документам международного сообщения.
Данный вывод следует также из разъяснений, изложенных в п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ", где определено, что как указано в пункте 9 Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, переадресовка грузов на станциях назначения, оформленных перевозочными документами международного сообщения, осуществляется по первоначальным документам. При оформлении переадресовки по новым перевозочным документам заявитель переадресовки обязан внести все платежи по первоначальным документам и произвести расчеты по всем причитающимся платежам по новым перевозочным документам. Если же таможенное оформление завершено, переадресовка грузов должна оформляться по новым перевозочным документам.
В рассматриваемых отношениях, правоотношения сторон оформлены дорожной ведомостью для внутренних, а не международных сообщений, соответственно и рассчитана провозная плата за перевозку, указанная и рассчитанная в дорожной ведомости самим перевозчиком. Данная сумма провозной платы ответчиком оплачена.
Ссылка истца на то обстоятельство, что фактически груз ответчику не выдавался, и он его не принимал, в рассматриваемых отношениях не применима, так как перевозка после переадресовке оформлена перевозочными документами внутреннего сообщения, которые истец принял, также как и принял груз к перевозке, а не новыми перевозочными документами международного сообщения, как это установлено п. 9 Правил переадресовки грузов.
В удовлетворении исковых требований следует отказать полностью.
При принятии решения, как это следует из п. 1 ст. 168 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные правовые акты следует применить по делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает подлежит ли иск удовлетворению.
Расходы по госпошлине, суд согласно ст. 110 АПК РФ относит на истца.
Руководствуясь статьями 110, 169-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 марта 2009 г. N А10-3846/08
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был