Заслушав и обсудив отчет Правительства Республики Бурятия об исполнении Закона Республики Бурятия от 9 ноября 2007 года N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года" (далее - Программа) за 2008 год, Совет Народного Хурала отмечает следующее.
Финансирование мероприятий Программы составило в 2008 году 75,4% от предусмотренного объема. Финансирование раздела "Рост экономического потенциала" составило 71,8%, раздела "Инфраструктура" - 79,5%, раздела "Социальный блок" - 80,4%.
В разрезе источников финансирования выполнение мероприятий Программы следующее:
федеральный бюджет - на 72,8% (предусмотрено - 6 247,7 млн. рублей, выполнено - 4 550,4 млн. рублей);
республиканский бюджет - на 98,9% (предусмотрено - 2 807,99 млн. рублей, выполнено - 2777,38 млн. рублей);
бюджет муниципальных образований - на 83% (предусмотрено - 800,77 млн. рублей, выполнено - 664,6 млн. рублей);
бюджеты поселений - на 47,2% (предусмотрено - 19,3 млн. рублей, выполнено - 9,1 млн. рублей);
собственные средства - на 69,5% (предусмотрено - 9 459,4 млн. рублей, выполнено -
6 577,8 млн. рублей).
При этом макроэкономические показатели Программы успешно выполнены.
Выполнение макроэкономических показателей Республики Бурятия в 2008 году
Индикаторы |
2008 год |
||
закон 1 |
отчет |
Выполнение |
|
Валовой региональный продукт, млрд. рублей |
118,9 |
126,0 |
оценка |
Объем валового регионального продукта на душу населения, тыс. рублей |
124,2 |
131,3 |
оценка |
Индекс потребительских цен, % |
113-114 |
112,6 |
выполнено |
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей |
20,0 |
23,792 |
выполнено |
Экспорт, млн. долларов |
412,2 |
415,2 |
выполнено |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по Республике Бурятия |
13 800,0 |
14 142,1 |
выполнено |
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом, % |
112,1 |
112,7 |
выполнено |
Численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, тыс. человек |
235 |
204,1 |
выполнено |
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % |
24,5 |
21,3 |
выполнено |
Доходы консолидированного бюджета Республики Бурятия, млрд. рублей |
32,8 |
34,56 |
выполнено |
Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия, % к предыдущему году |
119,5 |
121,7 |
выполнено |
Динамика неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия, % к предыдущему году |
111,5 |
122,1 |
выполнено |
1 Закон Республики Бурятия от 9 ноября 2007 года N 2595-III " О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2009 годы и на период до 2017 года"
В отчете Правительства Республики Бурятия указано, что, несмотря на сложные проблемы развития экономики республики, связанные с мировым финансовым кризисом, итоги социально-экономического развития за 2008 год характеризуются положительной динамикой макроэкономических показателей.
В то же время по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия численность официально зарегистрированных безработных растет, и составила 103,2% к уровню предыдущего года. Также растет просроченная задолженность по выплате средств на оплату труда и на 1 января 2009 года составила 134,3% к соответствующему периоду предыдущего года.
Не выполнен ряд индикаторов по отраслям производства, например, выполнение индикатора развития промышленности по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" "производительность труда на одного занятого, млн. рублей" составило в 2008 году 87,5% (закон -0,8, факт-0,7).
Выполнение показателя рентабельности в лесопромышленном комплексе составило 15% от планового показателя.
Индикатор "Валовая продукция сельского хозяйства, млн. рублей" выполнен на 95,5% (закон - 13 500 млн. рублей, факт - 12 888,1 млн. рублей), индикатор "Производительность труда, тыс. рублей на 1 работающего в год" выполнен на 95,4% (закон - 355,3, факт - 339,2).
Объем незавершенного строительства, осуществляемого за счет средств консолидированного бюджета Республики Бурятия, превышен на 62,5% от предусмотренного в Программе.
Индикатор уровня общей безработицы превышен на 0,1 % от предусмотренного в Программе.
Не удалось выполнить индикатор "Уровень смертности населения в трудоспособном возрасте", значение индикатора выше предусмотренного на 0,3% (закон - 830,0 на 100 тыс. населения, факт - 832,4).
Представленный отчет позволил выявить ряд недостатков, допущенных при формировании Программы:
1. В отчете приведены объемы финансирования мероприятий и объектов, не предусмотренных в Программе на 2008 год, но учтенных в итогах выполнения Программы, на сумму 667,5 млн. рублей:
реконструкция объектов открытого акционерного общества "Генерация Бурятия" на сумму 320,0 млн. рублей (собственные средства);
строительство лесовозных дорог в основных лесонасыщенных районах республики -24,0 млн. рублей (собственные средства);
замена оборудования для производства гофротары открытого акционерного общества "Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат" - 79,5 млн. рублей (собственные средства);
мероприятия по развитию электрических сетей в сельской местности - 130,105 млн. рублей (федеральный бюджет - 25,9 млн. рублей, местный бюджет - 25,9 млн. рублей, собственные Средства - 78,3);
мероприятия по развитию водоснабжения -94,4 млн. рублей (федеральный бюджет - 25,0, местный бюджет - 25,0, собственные средства -44,4 млн. рублей);
мероприятия по обеспечению противопожарной защиты сельского населения - 1,5 млн. рублей (федеральный бюджет);
мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности - 11,4 млн. рублей (федеральный бюджет -5,0 млн. рублей, местный бюджет - 6,4 млн. рублей);
строительство обходной дороги в г. Кяхта (автодорога "Байкал" до границы с Монголией, км 205 - км 219) - 6,59 млн. рублей (федеральный бюджет).
Указанные факты вскрывают упущения при формировании перечня мероприятий Программы.
Без учета не предусмотренных Программой мероприятий общий объем финансирования реализации Программы в 2008 году составит 13 911,87 млн. рублей или 71,9% от запланированного объема.
2. Высокий уровень перевыполнения индикаторов охраны окружающей среды и природопользования вызывает сомнения в точности прогнозирования, к примеру, показателя "Динамика поступления налогов и платежей консолидированного бюджета Республики Бурятия в природоохранной деятельности", в том числе;
а) всего:
предусмотрено в Законе 35,1 млн. рублей; выполнено 104,47 млн. рублей;
б) за негативное воздействие на окружающую среду:
предусмотрено в Законе 16,5 млн. рублей; выполнено 58,5 млн. рублей;
в) на добычу общераспространенных полезных ископаемых:
предусмотрено в Законе 9,7 млн. рублей; выполнено 26,87 млн. рублей.
3. Предусмотренные Программой объемы финансирования мероприятий из бюджетов муниципальных образований на 2008 год предполагают предварительные согласования при ее формировании и должны включаться в расходные обязательства муниципальных образований. Остались невыполненными следующие мероприятия:
проектирование и строительство полигона промышленных отходов в г. Улан-Удэ - 1,5 млн. рублей (средства бюджета муниципального образования);
строительство полигонов твердых и жидких бытовых отходов в Мухоршибирском районе - 5,0 млн. рублей (средства бюджета муниципального образования);
завершение строительства полигона твердых бытовых отходов в п. Усть-Баргузин Баргузинского района, в местности Култушная Кабанского района - 6,4 млн. рублей (средства бюджета муниципального образования).
Невыполнение включенных в Программу мероприятий, финансируемых из бюджетов муниципальных образований, указывает на недостаточную проработку Программы и слабую взаимосвязь с программами социально-экономического развития муниципальных образований.
Также следует отметить, что действующая Программа была разработана с учетом успешного развития экономики, ориентированной на рост инвестиционной и деловой активности, и, следовательно, не соответствует реальной ситуации, сложившейся в экономике Республики Бурятия.
Исходя из вышеизложенного. Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению информацию Правительства Республики Бурятия о ходе реализации Закона Республики Бурятия от 9 ноября 2007 года N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года" (далее - Закон Республики Бурятия) за 2008 год.
2. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия:
1) в связи с влиянием финансово-экономического кризиса на социально-экономическое развитие республики внести в Программу изменения по оптимизации ее структуры, приоритетов, мероприятий и сроков реализации, а также изменения и дополнения, касающиеся инновационного развития экономики республики;
2) рассмотреть возможность разделения Программы на долгосрочную и среднесрочную;
3) принять меры по более точному прогнозированию объемов финансирования мероприятий, предусмотренных в Программе;
4) принять меры по недопущению ошибок и неточностей в ежегодных отчетах об исполнении Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года.
Председатель Народного Хурала |
М.М. Гершевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 18 июня 2009 г. N 632-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года" за 2008 год"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 27 июня 2009 г. N 70