Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 3 сентября 2009 г. N А10-4335/2007
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Улан-Удэ к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Бурятия, с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГУ "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Республике Бурятия о признании недействительным распоряжения от 07.08.2007. При участии: заявителя: Кузовлевой Анастасии Андреевны - представителя по доверенности от 29.05.2009 N 137; ответчика: Кобуновой Нины Александровны - представителя по доверенности от 03.09.2008 N 168, третьего лица: Борисовой Ольги Викторовны - представителя по доверенности от 12.01.2009 N 1.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 27 августа 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 3 сентября 2009 года.
Администрация города Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Бурятия (далее ТУ Росимущества) о признании недействительным распоряжения от 07.08.2007 N 319-р.
Определением суда от 26.12.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия (далее - исправительная колония).
Решением суда от 01.02.2008 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением от 21.03.2008 Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Постановлением кассационной инстанции от 08.06.2008 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
6 августа 2008 года Арбитражным судом Республики Бурятия вынесено решение об удовлетворении требований заявителя; признании распоряжения Территориального Управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия N 319-р от 07.08.2007 недействительным, как противоречащим пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов и о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Определению Конституционного суда РФ от 04.12.2007 N 828-О; обязании Территориального Управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации г.Улан-Удэ.
Постановлением от 27.10.2008 Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда от 06.08.2008 оставлено без изменения.
Постановлением от 10.06.2009 Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решение от 06.08.2008 Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление от 27.10.2008 Четвертого арбитражного апелляционного суда отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Кассационной инстанцией указано, что при новом рассмотрении дела арбитражному суду следует установить в порядке части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о соответствии закону распоряжения Территориального Управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Бурятия от 07.08.2007 N 319-р, установить имущество, подлежащее передаче в муниципальную собственность, имелось ли волеизъявление органа местного самоуправления на передачу имущества в муниципальную собственность с учетом перечня объектов жилищного фонда, передаваемых в муниципальную собственность, и в связи с этим установить факт наличия либо отсутствия нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержала, указала, что Перечень объектов жилищного фонда Учреждения ОВ-94/2 УИН МЮ Российской Федерации по РБ от 22.05.2002 не может рассматриваться как документ, подтверждающий выражение ОМСУ волеизъявления в установленном законом порядке.
На момент утверждения указанного Перечня не был принят Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. В настоящее время процедура передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную производится на основании указанного закона, в контексте разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации N 374.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника. Передача имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Для передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную предусмотрены условия: если это имущество используется органами местного самоуправления, если это имущество не может находиться в федеральной собственности. Эти условия для приема в муниципальную собственность жилого дома отсутствуют.
Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования, наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий уполномоченных органов.
Предложение Администрацией города Улан-Удэ с учетом и на основании указанных актов в ТУ Росимущества не направлялось.
Перечень, утвержденный в 2002 году, не соответствовал ранее действовавшему законодательству.
На момент утверждения перечня действовало Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации "Об утверждении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" - Комитет по управлению имуществом разрабатывает перечень объектов, который утверждается Советом народных депутатов, т.е. представительным органом муниципального образования. Перечень 2002 года утвержден главой Администрации Октябрьского района. В соответствии с Положением об администрации Октябрьского района главе администрации не предоставлено полномочий по утверждению перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность.
Утверждение перечня в установленном нормативно-правовыми актами порядке уполномоченным органом не состоялось. Следовательно, перечень нельзя рассматривать как надлежащее предложение органа местного самоуправления.
Передача имущества не произошла, 18.09.2003 был заключен договор N 10-02, которым ГУИН МЮ Российской Федерации передало ПК УФСИН жилой дом по ул.Бограда, 68, в оперативное управление.
Ни в 2002 году, ни сегодня уполномоченными органами местного самоуправления не принималось и не направлялось в ТУ Росимущества предложение о передаче жилого дома по ул.Бограда, 68, для принятия обжалуемого Распоряжения.
ТУ Росимущества по Республике Бурятия с доводами заявителя не согласилось, в обоснование возражений указало, материалами дела подтверждено, что спорное имущество -жилой дом в г.Улан-Удэ, ул.Бограда, 68, расположено на территории города Улан-Удэ, является муниципальной собственностью городского округа на основании п.2 Постановления Правительства Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, приложения 3 к постановлению N 3020-1.
При этом в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.97 N 15 разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Спорное имущество отвечает полномочиям органов местного самоуправления, установленным ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Органы государственной власти обязаны передать, а органы местного самоуправления обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решений в соответствии с передаточным актом.
Исправительной колонией N 2 УФСИН по РБ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 подготовлен перечень жилого фонда, передаваемого в муниципальную собственность города Улан-Удэ.
В перечень включен тот же объект жилищного фонда, который указан в приложении к распоряжению от 07.08.2007 N 319-р.
Перечень подписан председателем Комитета по управлению имуществом г.Улан-Удэ, уполномоченного на принятие решений о передаче имущества в муниципальную собственность, что свидетельствует о волеизъявлении органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности.
Форма волеизъявления стороны не утверждена законодательством Российской Федерации, что предполагает произвольное ее составление.
Управлением в полной мере соблюдены требования действующего законодательства, регламентирующего процедуру передачи имущества между публично правовыми образованиями, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 828-О-П.
Третье лицо требования не признало, сослалось на следующее.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 10.04.2008 N 259 Федеральное государственное учреждение "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия.
Жилой 27-квартирный дом не используется Учреждением для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Учреждение в связи с нахождением данного жилого дома на балансе несет не свойственные ему функции, как Учреждение уголовно-исполнительной системы. Квартиры в доме по ул.Бограда, 68, не являются служебными помещениями, так как ордера на вселение в данные квартиры выдавал Исполнительный комитет Октябрьского района Совета народных депутатов.
На основании приказа Министерства юстиции РФ от 24.01.2003 N 22 объекты жилищного фонда, находящиеся в оперативном управлении государственных учреждений уголовно-исполнительной системы, надлежало передать еще до 31.12.2004 в муниципальную собственность.
Волеизъявление органа местного самоуправления получено было - это утвержденный главой администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ перечень объектов жилищного фонда Управления ОВ-94/2 УИН МЮ РФ по РБ.
При издании распоряжения ТУ Росимущества был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, в том числе одним из представленных документов был вышеуказанный перечень.
В соответствии с п. 1 приложения 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности.
На основании изложенного ТУ Росимущества по РБ действовало в соответствии с требованиями законодательства и правомерно вынесло распоряжение от 07.08.2007 N 319-р.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, благоустроенный жилой дом, 1990 года постройки, по адресу: г.Улан-Удэ, Октябрьский район, ул.Бограда, 68, находится в государственной собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из технического паспорта, выданной Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Бурятия от 16.05.2007 N 1289 (т. 1 л.д.50).
Указанный дом состоит на балансе ФГУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия (т.1 л.д.52).
18 сентября 2003 г. Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (Учредитель) и Государственным учреждением исправительная колония Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия - учреждение ОВ-94/2 (Учреждение) заключен договор N 10-02 о передаче государственному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление. Согласно п. 1.1, п.2.1 договора N 10-02 и приложений к договору Учредитель передает Учреждению в оперативное управление федеральное имущество, в том числе 27-квартирный жилой дом, находящийся по адресу: г.Улан-Удэ, п.Южный, ул.Бограда, 68.
В соответствии с приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 25.03.2005 N 181 государственное учреждение - Исправительная колония Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия - учреждение ОВ-94/2 -переименовано в федеральное государственное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (ФГУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия).
В целях освобождения от несвойственных функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения ФГУ ИК-2 15 мая 2007 года в ТУ Росимущества направлено письмо (исх.N 4/61/2-4039) о принятии решения о передаче в муниципальную собственность жилого дома по адресу: г.Улан-Удэ, п.Южный, ул.Бограда, 68 с приложением пакета документов.
7 августа 2007 года ТУ Росимущества с учетом согласия ФГУ ИК-2, выраженного в названном письме, приняло распоряжение N 319-р:
- о прекращении права оперативного управления ФГУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении N 1, за исключением имущества, указанного в приложении N 2 к настоящему распоряжению.
- о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности - часть жилого дома, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г.Улан Удэ, п.Южный, ул.Бограда, 68 в собственность муниципального образования г.Улан-Удэ.
В приложении N 1 к распоряжению N 319-р указано имущество, подлежащее передаче в муниципальную собственность - 27-ми квартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, п.Южный, ул.Бограда, 68.
В приложении N 2 к распоряжению N 319-р указаны приватизированные квартиры в передаваемом в муниципальную собственность жилом доме.
В соответствии с пунктом 4 названного распоряжения ТУ Росимущества предложило Администрации г.Улан-Удэ представить на утверждение подписанный акт приема-передачи спорного имущества.
Данное распоряжение с приложением N 1 к распоряжению и актом приема-передачи направлено в адрес Администрации г.Улан-Удэ и Комитета по управлению имуществом г.Улан-Удэ 28.09.2007, получено Администрацией города Улан-Удэ 1 октября 2007 года (вх.N 00510767).
В связи с тем, что Администрация города Улан-Удэ акт приема-передачи не подписала и не представила его на утверждение ответчику, ТУ Росимущества 25 октября 2007 года в одностороннем порядке утвердило акт N 92/1-07 приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" передаваемого муниципальному образованию городской округ "город Улан-Удэ".
Утвержденный акт приема-передачи направлен в Администрацию города Улан-Удэ 26 октября 2007 года.
Не согласившись с распоряжением N 319-р Администрация г.Улан-Удэ обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя о том, что не соблюден порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность поскольку отсутствовало предложение со стороны Администрации г.Улан-Удэ судом не принимается на основании следующего:
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ) с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ в федеральной собственности имущество может находиться только в следующих случаях:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Спорный жилой дом, с учетом требований части 11 статьи 154 данного закона, не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления Федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений.
Следовательно, передаваемое оспариваемым распоряжением имущество - жилой дом по ул.Бограда, 68 в г.Улан-Удэ, не может находиться в федеральной собственности.
Часть 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ согласуется с положениями пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
Согласно названному пункту объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с приложением 3 к постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности относятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов.
При этом в п.5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Установленный Федеральным законом N 122-ФЗ порядок передачи федеральной собственности в муниципальную собственность не предусматривает возможность одностороннего отказа муниципальных образований от принятия в свою собственность из федеральной собственности имущества, которое не может находиться в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу ч.4 ст.50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности городских округов может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.З ч.7 ст.85 Федерального закона N 131-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, учитывая названные нормы и обстоятельства дела, вышеупомянутый жилой дом подлежит передаче на безвозмездной основе из федеральной собственности в муниципальную собственность на основании решения ТУ Росимущества.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, установлен в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 и включает в себя, в том числе: предложение соответствующего органа государственной власти о передаче соответствующего имущества; выписку из реестра государственного имущества, содержащую сведения о предлагаемом к передаче имуществе; выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), полученную не ранее чем за месяц до ее направления в соответствующий орган власти; копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличия какого-либо права на предлагаемое к передаче имущество; справку организации, осуществляющей технический учет и инвентаризацию передаваемых объектов, а также технические характеристики и адреса предлагаемых к передаче объектов; кадастровую карту (план) земельного участка; документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества.
Исправительной колонией согласно приложению к письму от 15 мая 2007 года N 4/61/2-4039, адресованному руководителю ТУ Росимущества, представлены документы для принятия решения о передаче в муниципальную собственность жилого дома по адресу: г.Улан-Удэ, п.Южный, ул.Бограда, 68 (т. 1, л.д.55).
Полный пакет документов, необходимый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 374 для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность представлен ТУ Росимущества в материалы дела (т.1 л.д.46-118).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2007 N 828-О-П положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действии между органами местного самоуправление и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
22 мая 2002 года главой администрации Октябрьского района утвержден перечень объектов жилищного фонда Учреждения ОВ-94/2 УИН МЮ РФ по РБ (жилой дом по адресу г.Улан-Удэ, ул.Бограда, 68), передаваемых в муниципальную собственность, который подписан Комитетом по управлению имуществом г.Улан-Удэ, директором Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района г.Улан-Удэ.
Данный перечень также подписан УИН МЮ РФ по РБ, учреждением ОВ-94/2 и согласован начальником УИН Минюста России по Республике Бурятия (т.2 л.д.67-68).
В соответствии с Положением "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, (далее -Положение) документом, подтверждающим право муниципальной собственности на государственное имущество до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов.
Согласно п.9 Положения в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.91 г. N 3020-1.
Для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.
Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Перечень объектов составляется по прилагаемой к Положению форме.
Представленный в материалы дела перечень объектов жилищного фонда соответствует прилагаемой к Положению форме, подписан Комитетом по управлению имуществом г.Улан-Удэ.
В соответствии с пунктом 3.1.5 Положения о Комитете по управлению имуществом г.Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г.Улан-Удэ 28.05.1997 N 150, и действовавшего в 2002 году, Комитет формирует и ведет реестр муниципальной собственности.
Готовит для утверждения в Администрации города перечни объектов для передачи их в муниципальную собственность.
Согласно статье 36 Устава города Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнcкого городского совета депутатов от 20 февраля 1997 г. N 115-17 - Администрация района в городе осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции на своей территории. Администрация района в городе является юридическим лицом. Администрацию района в городе возглавляет Глава.
В соответствии с п.2.1.4 Положения о муниципальном учреждении "Администрация Октябрьского района г.Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 02.06.99 N 226, администрация осуществляет управление муниципальным имуществом, закрепленным за администрацией района, исходя из действующего законодательства, определяющего полномочия муниципального учреждения в отношении имущества закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Пунктами 3.3.4, 3.3.11 указанного Положения - глава администрации участвует в управлении объектами муниципальной собственности, осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности администрации в пределах, установленных для нее задач и функций.
В связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ Распоряжение Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп, которым утверждено Положение, утратило силу.
Процедура передачи спорного имущества не была завершена, фактически передача жилого дома по ул.Бограда, 68 в г.Улан-Удэ из федеральной собственности в муниципальную собственность не состоялась.
На основании изложенного, несмотря на то, что перечень передаваемых объектов утвержден главой администрации Октябрьского района, однако подписан уполномоченным органом - Комитетом по управлению имуществом г.Улан-Удэ, поэтому суд расценивает представленный перечень передаваемых объектов жилищного фонда как намерение органа местного самоуправления на принятие спорного имущества в муниципальную собственность.
Поскольку указанный перечень представлен исправительной колонией в ТУ Росимущества в числе документов для вынесения решения о передаче в муниципальную собственность, следовательно, оспариваемое распоряжение издано ТУ Росимущества с учетом волеизъявления органа местного самоуправления на принятие жилого дома по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Бограда, 68, в муниципальную собственность.
Кроме того, из материалов дела следует, что 14 января 2008 года в Администрации Октябрьского района проведено совещание с повесткой: передача в муниципальную собственность жилого дома по ул.Бограда, 68 и инженерных коммуникаций, и по результатам составлен протокол (т.2 л.д.32).
В совещании приняли участие представители администрации Октябрьского района, Комитета по управлению имуществом г.Улан-Удэ, ФГУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия, ООО "Южное".
Согласно протоколу принято решение: ФГУ ИК-2 УФСИН России по РБ в срок до 17.01.2008 направить документацию по передаваемым инженерным сетям к жилым домам по ул.Бограда в ТУ Росимущества по РБ для последующей передачи в муниципальную собственность, ТУ Росимущества по РБ осуществить передачу жилого дома по ул.Бограда, 68, в муниципальную собственность с инженерными коммуникациями.
Обсуждение данного вопросам в администрации Октябрьского района также оценивается судом как намерение принять в муниципальную собственность оспариваемый жилой дом.
В связи с этим доводы Администрации г.Улан-Удэ об отсутствии ее волеизъявления на принятие спорного имущества не могут быть признаны обоснованными.
Таким образом, ТУ Росимущества, учитывая в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ N 828-О-П волеизъявление органа местного самоуправления на принятие спорного жилого дома в муниципальную собственность, выполнило требования части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ по вынесению решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, сформировав полный пакет документов согласно Постановлению Правительства РФ N 374, правомерно издало распоряжение от 7 августа 2007 года N 319-р.
На основании изложенного, поскольку обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона, установленный порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность при передаче спорного имущества был соблюден, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Администрации города Улан-Удэ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 сентября 2009 г. N А10-4335/2007
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был