Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 4 сентября 2009 г. N А10-3889/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АзРосСиб" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 02-2009/273 от 30.07.2009. При участии: заявителя: Иманова Г.А.О., представителя по доверенности N 15 от 20.06.2009; Агаева Ш.А.-О., генерального директора ООО "АзРосСиб"; ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.
Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2009 г.
В полном объеме решение изготовлено 04.09.2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "АзРосСиб" (далее ООО "АзРосСиб", общество) обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия) N 02-2009/273 от 30.07.2009 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела расписка к протоколу от 31.08.2009.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Представители заявителя в судебном заседании в обоснование заявленных требований пояснили, что 11.08.2009 по почте было получено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 02-200/273 от 30.07.2009.
О том, что не представили необходимые документы в банк не знал, справки о подтверждающих документах в банк должна была представить менеджер общества Лущан М.Н., но не представила. Вину в непредставлении справок в установленный срок, справок и документов по отгрузке товара признает.
Определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении не получал, хотя у Федеральной службы финансово-бюджетного надзора были все необходимые адреса и телефоны. По юридическому адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 183 доставляется вся корреспонденция, так как заключен договор аренды данного помещения. Постановление о назначении административного наказания было направлено по домашнему адресу. В связи с данными нарушениями просят удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании от 31.08.2009 пояснил, что с заявленными требованиями не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. Пояснил, что в результате проверки ООО "АзРосСиб" установлены признаки совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, за несоблюдение в установленный срок обязанности по представлению форм учета и отчетности по валютным операциям в филиал ОАО "АТБ".
Уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении на 30.07.2009 было направлено по юридическому адресу общества, но заказное письмо вернулось с отметкой почтовой связи "адресат выбыл". Считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, выяснил следующее.
26.02.2009 между ООО "АзРосСиб" (Продавец) и фирмой - "REKORD-R" ММС, Азербайджан (Покупатель) заключен внешнеторговый контракт N 1 на поставку товара "пиломатериалы хвойных пород" на общую сумму 3 000 000 долларов США.
Поставка товара осуществляется железнодорожным транспортом. Датой поставки считается дата штемпеля на железнодорожной квитанции станции отправления.
В соответствии с п. 4 условий контракта N 1 от 26.02.2009 платежи за товар производятся банковским переводом на валютный счет Продавца. Оплата товара осуществляется в долларах США в течение 180 дней после отгрузки каждой партии товара.
По данному контракту в филиале ОАО "Азиатско-Тихоокеанского Банка" в г. Улан-Удэ был оформлен паспорт сделки N 09030001/1810/0014/1/0, в котором указана дата завершения исполнения обязательств по контракту -30.06.2010 г. Паспорт сделки и дополнительный лист оформлены 03.03.2009.
В счет исполнения условий контракта N 1 от 26.02.2009 ООО "АзРосСиб" осуществило поставку товаров - "пиломатериалы из сосны обыкновенной, распиленные вдоль, нестроганные" на общую сумму 42 517,80 долларов США.
Согласно ведомости банковского контроля денежные средства от экспорта товаров на валютный счет Продавца поступили в сумме 27 918,00 долларов США. Срок истечения поступления денежных средств от экспорта товара на момент проверки не наступил.
Согласно грузовой таможенной декларации N 10602040/170409/0001887 дата выпуска товара на основании отметки таможенного органа - 17.04.2009, срок представления подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк истекает - 05.05.2009.
При этом общество документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, и справку о подтверждающих документах представило - 06.07.2009.
По выявленным фактам нарушения требований пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", пунктов 2.2., 2.4 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" 22.07.2009 Бурятской таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10602000-832/2009 по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "АзРосСиб" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 02-2009/273 от 30.07.2009 в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "АзРосСиб" в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 11 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации установлен Положением Центрального банка России N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", утвержденного Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 г. (далее Положение N 258-П).
Пунктами 2.1, 2.2 Положения N 258-П установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза (ввоза) товара с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П предельный срок представления документов не превышает 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Как установлено арбитражным судом и усматривается из материалов дела, дата выпуска товара обществом по ГТД N 10602040/170409/0001887 на основании отметки таможенного органа (графа "D" грузовой таможенной декларации) - 17.04.2009. Документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, и справка о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк-06.07.2009.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок -влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
Вместе с тем, подтверждающие документы и справка о них, которые в установленном порядке представляют резиденты, не являющиеся уполномоченными банками, ни в данном Положении, ни в каком-либо ином нормативном правовом акте Центрального банка Российской Федерации не были названы в качестве форм учета и отчетности.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание ЦБ РФ N 1950-У), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах. Указание ЦБ РФ N 1950-У введено в действие с 27.01.2008 г.
Таким образом, поскольку обществом был нарушен установленный Положением N 258-П срок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов -справки о подтверждающих документах, суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО "АзРосСиб" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом проверен порядок привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Данными правовыми нормами лицу в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обеспечена возможность для защиты его прав и законных интересов и непосредственное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении. Из содержания вышеприведенных правовых норм также следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть заблаговременно извещено о дне, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, представленной административным органом, местом нахождения общества является адрес: г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 183. В соответствии с договором аренды нежилого помещения от 08 октября 2008 года в пользовании Общества находится помещение по данному адресу.
17 июля 2009 года ТУ Росфиннадзора в РБ было направлено письмо о направлении уведомления о составлении протокола об АП на 22.07.2009. Данное извещение было получено лично директором общества Агаевым, о чем свидетельствует его подпись и не отрицается заявителем. Для составления протокола об административном правонарушении представитель общества не явился.
24 июля 2009 года руководителем ТУ Росфиннадзора В РБ вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 02-2009/273 на 14 часов 00 минут 30 июля 2009 года по месту нахождения административного органа.
Указанное определение от 24 июля 2009 года направлено административным органом по следующему юридическому адресу общества: г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 183. Вместе с тем письмо ТУ Росфиннадзора в РБ с извещением о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении обществом получено не было, данное почтовое отправление вернулось в ТУ Росфиннадзора в РБ с отметкой органа связи "адресат выбыл". Однако, как усматривается из материалов дела, это обстоятельство не соответствует действительности. Каких-либо иных данных в подтверждение надлежащего уведомления общества о времени и месте рассмотрения административного дела в материалы дела не представлено.
30 июля 2009 года ТУ Росфиннадзора в РБ было рассмотрено дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества.
Оценивая вышеизложенные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявитель не был надлежаще извещен о времени (14час.00 мин. 30 июля 2009 года) и месте рассмотрения административного дела, а также, что на момент рассмотрения дела у административного органа отсутствовали данные о надлежащем извещении юридического лица о времени и месте его рассмотрения.
Довод ответчика о надлежащем извещении общества о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении судом не принимается. Представленное ответчиком письмо не подтверждает факт извещения общества о рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку оно было возвращено без вручения адресату.
Сведения отделения связи, что письмо не вручено обществу в связи с отсутствием указанной организации, не могли быть расценены ТУ Росфиннадзора в РБ как надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Факт отсутствия общества по данному адресу опровергается данными о вручении ранее направленных почтовых корреспонденции.
Наряду с этим, ТУ Росфиннадзора в РБ был достоверно известен почтовый адрес генерального директора общества, его номер телефона, так как в материалах административного органа имелась Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц. Однако по указанному адресу ТУ Росфиннадзора в РБ не направляло извещения о дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела, хотя оспариваемое постановление было направлено административным органом по месту жительства генерального директора общества Агаева Ш.А.-О.: г. Улан-Удэ, ул. Восточная, 20 "а".
Данные процессуальные нарушения имеют существенное значение, так как не позволили всесторонне, полно и с учетом возможных возражений со стороны ООО "АзРосСиб" рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности могут являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах, Постановление ТУ Росфиннадзора в РБ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 02-2009/273 от 30 июля 2009 года о привлечении ООО "АзРосСиб" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Удовлетворить требования заявителя.
2. Признать незаконным и отменить полностью Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 02-2009/273 от 30.07.2009 о признании общества с ограниченной ответственностью "АзРосСиб" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.rn/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr. ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2009 г. N А10-3889/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был