Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 3 сентября 2009 г. N А10-3468/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю Шаферову Вячеславу Владимировичу о взыскании финансовых санкций в размере 257 руб. 60 коп. При участии: заявителя: не явился, извещен ответчика: не явился, извещен.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 02 сентября 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 03 сентября 2009 года
Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее Пенсионный фонд) обратилось с заявлением к индивидуальному предпринимателю Шаферову Вячеславу Владимировичу (далее ИП Шаферов В.В., предприниматель) о взыскании финансовых санкций в размере 257 руб. 60 коп. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Согласно сообщению почты от 25.08.2009 года письмо N 98894 от 19.08.2009 ИП Шаферову В.В. не доставлено, адресат по указанному адресу не проживает.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Руководствуясь частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и ответчика.
Изучив материалы дела, суд находит заявленное требование необоснованным, не подлежащим удовлетворению.
Шаферов Вячеслав Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 01.11.2005, ИНН 751300004785, ОГРН 305032330500021, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23.06.2009.
Как следует из материалов дела, 16 марта 2009 года Пенсионным фондом проведена проверка своевременности представления сведений ИП Шаферовым В.В. за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Проверкой установлено, что ИП Бурдуковский В.В. сведения, указанные в пункте 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.96 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ), за 2008 год в нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ не представил.
По результатам проверки составлен акт от 16.03.2009 N 43, принято решение от 08.04.2009 N 34 о привлечении ИП Шаферова В.В. к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций в размере 257 руб. 60 коп.
Требованием от 08.04.2009 предпринимателю предложено в добровольном порядке уплатить сумму штрафа.
Неисполнение требования предпринимателем, явилось основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о взыскании штрафных санкций.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определение понятий "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" дано в статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.
Доказательства, свидетельствующие о наличии у индивидуального предпринимателя наемных работников, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона).
Срок представления сведений данной категорией лиц Федеральным законом N 27-ФЗ не установлен.
Довод заявителя об установлении данного срока пунктом 38 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 судом отклоняется как не соответствующий закону. Согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, издаваемые Правительством Российской Федерации инструкции, не входят в состав законодательства о налогах и сборах и не могут его изменять или дополнять.
В пункте 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в котором перечислены подлежащие представлению сведения, срок представления сведений для лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, не указан, привлечение ИП Шаферов В.В. к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, является неправомерным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда при осуществлении функций контроля пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов.
Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, органы Пенсионного фонда Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения должны руководствоваться положениями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Содержание статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что ее положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок.
Как следует из материалов дела фондом, в рамках статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, проведена камеральная налоговая проверка своевременности представления сведений персонифицированного учета страхователем.
Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась проверка, извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Пунктом 14 указанной статьи установлено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, является основанием для отмены судом решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершенное правонарушение. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности данному лицу представить свои объяснения.
Заявителем в материалы дела представлено уведомление от 17.03.2009 N 440, в котором ИП Шаферову В.В. сообщается о рассмотрении акта камеральной проверки в 10 час. 00 мин. 24 марта 2009 года. Решение же о привлечении ИП Шаферова В.В. к ответственности, предусмотренной ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ принято 08 апреля 2009 года. Доказательств направления извещения предпринимателю о месте и времени рассмотрения материалов камеральной проверки на 08.04.2009 заявителем в материалы дела не представлено.
Следовательно, при отсутствии доказательств надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения материалов камеральной проверки должностное лицо Пенсионного фонда неправомерно приняло решение от 08.04.2009 N 34 о привлечении страхователя Шаферова В.В. к ответственности.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http:// fasvso.arbitr.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 сентября 2009 г. N А10-3468/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был