Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 28 октября 2009 г. N А10-3835/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании незаконным бездействий Республиканской службы по тарифам по РБ по не выдаче заключения на инвестиционную программу МУП "Водоканал" и об обязании в соответствии с ФЗ N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" дать заключение на инвестиционную программу МУП "Водоканал" в разумный срок. При участии: заявителя: Баирова Б.Ц., представителя по доверенности от 10.01.2007; ответчика: Синицыной А.В., представителя по доверенности от 15.12.2008; третьего лица: Ильмаировой Е.Ю., представителя по доверенности N 35 от 09.09.2009.
Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2009 г.
Полный текст решения изготовлен 28.10.2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействий Республиканской службы по тарифам по РБ по не выдаче заключения на инвестиционную программу МУП "Водоканал" и об обязании в соответствии с ФЗ N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" дать заключение на инвестиционную программу МУП "Водоканал" в разумный срок.
Определением от 08.09.2009 Администрация города Улан-Удэ привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании от 17.09.2009 уточнил заявленные требования. Просит признать незаконным отказ Республиканской службы по тарифам в не выдачи проекта заключения на инвестиционную программу МУП "Водоканал". В обоснование требований пояснил, что незаконный отказ РСТ РБ нарушает права и законные интересы предприятия в сфере экономической деятельности предприятия и противоречит Федеральному закону N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в силу ст. 11 которого установлена обязанность органа регулирования субъекта РФ, то есть РСТ РБ давать заключение.
Предприятие несет значительные убытки, в связи с незаконным отказом Республиканской службы по тарифам выдать заключение на инвестиционную программу МУП "Водоканал". Без заключения ответчика невозможно принятие инвестиционной программы, а также принятие надбавок к тарифам, и установление тарифов на подключение.
Просит удовлетворить заявленное требование.
Представитель РСТ РБ с заявленными требованиями не согласна, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление и в дополнении к отзыву (л.д. 46-49, 94-96). В обоснование своих доводов пояснила, что в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" РСТ РБ не вправе давать заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, которые регулируются органами местного самоуправления
Органы местного самоуправления осуществляют регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: согласование и утверждение. Мониторинг выполнения инвестиционных программ возложен на органы местного самоуправления.
Таким образом, РСТ РБ возвратил проект инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию системы коммунальной инфраструктуры городского округа, используемой для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на 2009-2012 г.г., для утверждения в установленном порядке. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица - Администрации города Улан-Удэ пояснила, что поселки не присоединены к городу, у них отдельный административный орган. Согласно регламента, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 05.05.2008 N 244, основой для разработки инвестиционной программы является техническое задание. До утверждения указанной программы инвестиционная программа разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого Улан-Удэнским городским Советом депутатов. Эти вопросы были сняты с повестки сессии на основании замечаний прокуратуры РБ.
Просит удовлетворить заявленное требование.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд выяснил следующее.
Администрация города Улан-Удэ направила в адрес РСТ РБ письмо от 23.04.2009 NИА-005-000075/09 о том, что в соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" просит представить заключение на проект инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию системы коммунальной инфраструктуры городского округа "город Улан-Удэ", используемой для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на 2009-2012 г.г.
Республиканская служба по тарифам письмом от 24.04.2009 N 03-03/587 сообщила, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2004 N 210-ФЗ РСТ РБ дает заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, эксплуатирующих системы коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод в случае, если потребители организаций коммунального комплекса находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса. Вследствие чего РСТ РБ в письме указала, что в их полномочия не входит дача заключения на представленную инвестиционную программу МУП "Водоканал" и вернула проект инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию системы коммунальной инфраструктуры городского округа "город Улан-Удэ", используемой для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на 2009-2012 г.г. для утверждения в установленном порядке.
Посчитав незаконным отказ Республиканской службы по тарифам по не выдачи заключения на инвестиционную программу МУП "Водоканал", предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи 4 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям.
Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей.
Так, в соответствии с пунктом 4 данной статьи Республиканская служба по тарифам дает заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, эксплуатирующих систему коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в случаях:
1) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса;
2) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители соответствующего субъекта Российской Федерации потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
Согласно пункта 10 статье 11 Федерального закона N 210-ФЗ при вынесении органом регулирования муниципального образования решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования с учетом предложений по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией коммунального комплекса расчеты на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего - в представительный орган муниципального образования.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 утверждены Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, которыми определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 9 Правил (в редакции от 14.07.2008) орган регулирования муниципального образования осуществляет предварительные расчеты предельных индексов по муниципальному образованию и направляет указанные расчеты, производственные и (или) инвестиционные программы в орган регулирования субъекта Российской Федерации не позднее 25 апреля года, предшествующего очередному периоду регулирования.
На основании документов, представленных в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, орган регулирования субъекта Российской Федерации рассчитывает предельные индексы по соответствующему субъекту Российской Федерации.
При этом направление программ на заключение в орган исполнительной власти не предусмотрено.
Приказом Минрегиона РФ от 14.04.2008 N 48 утверждена Методика проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. В соответствии с пунктом 3.3 и п. 3.4. указанной Методики при проведении мониторинга решаются следующие задачи:
(п. 3.3) - Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса:
- установление индексов максимально возможного изменения установленных ФСТ России тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- согласование (в том числе при пересмотре) производственных программ и установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
(п.3.4.)- Органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
- согласование (в том числе при пересмотре) производственных программ и установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также тарифов на подключение;
- утверждение (в том числе при пересмотре) инвестиционных программ и установление надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса для потребителей.
Таким образом, мониторинг выполнения инвестиционных программ возложен на органы местного самоуправления.
Приказами Минрегиона РФ от 10.10.2007 NN 99 и 100 утверждены Методические рекомендации- "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса", "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса", в которых рассматриваются вопросы, касающиеся порядка и условий разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, которые предназначены для использования органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса, разрабатывающими инвестиционные программы организаций коммунального комплекса. При этом данными Методическими рекомендациями не предусмотрено какое-либо участие органов исполнительной власти в разработке и утверждении инвестиционных программ.
Постановлением Администрации города Улан-Удэ от 05.05.2008 N 244 (в редакции от 26.11.2008) утвержден Регламент представления, рассмотрения и согласования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры. В соответствии с п. 19.1 Регламента - заключения Управления регулирования тарифов и Комитета городского хозяйства совместно с проектом инвестиционной программы организации коммунального комплекса направляются в Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия в случаях:
- если потребители, обслуживаемые с использованием систем водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса;
- если потребители, обслуживаемые с использованием систем водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации, и потребители соответствующего субъекта Российской Федерации потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
Пунктом 20 Регламента предусмотрено, что Комитет городского хозяйства направляет проект инвестиционной программы с заключениями о соответствии проекта инвестиционной программы условиям технического задания на ее формирование, об обоснованности расчета финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, а также с заключением Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на рассмотрение инвестиционного Совета при Администрации г. Улан-Удэ, который в соответствии с постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2003 N 630 "О создании инвестиционного Совета при Администрации г. Улан-Удэ" принимает решение об отклонении, направлении на доработку либо рекомендует для рассмотрения и утверждения Улан-Удэнским городским Советом депутатов.
Судом установлено, что МУП "Водоканал" не относится к вышеуказанным категориям организаций коммунального комплекса и поэтому отказ РСТ РБ в даче заключения на инвестиционную программу МУП "Водоканал" по развитию системы коммунальной инфраструктуры городского округа "город Улан-Удэ", используемой для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на 2009-2012 г.г., не противоречит пункту 10 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ.
Суд соглашается с доводом ответчика о том, что необходимо учитывать взаимосвязанные положения пунктов 4 и 5 статьи 4 и пункта 10 статьи 11 Федерального закона, согласно которым закон ограничивает полномочия РСТ по РБ в участии при утверждении инвестиционных программ. Поэтому суд приходит к выводу о том, что Республиканская служба по тарифам не вправе давать заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, которые регулируются органами местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию со сторон пропорционально размеру удовлетворенных требований. Определением от 19.08.2009 МУП "Водоканал" предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения дела по существу.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2 000 руб. 00 коп.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 октября 2009 г. N А10-3835/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был