Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 27 октября 2009 г. N А10-4110/2008
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Улан-Удэнского отделения ВСЖД к предпринимателю без образования юридического лица Сучкову Михаилу Афанасьевичу о взыскании 34221,78 руб. При участии в судебном заседании: от истца: Смелый Е.В. - представитель по доверенности N 320/165 от 01.04.2009; от ответчика: Сучков М.В. - паспорт 8104 894585, выдан заречным ОМ ОВД Советского района г. Улан-Удэ 26.03.2005.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 21 октября 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 27 октября 2009 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что истцом 30 апреля 2008 г. заключен договор международной перевозки груза железнодорожным транспортом (накладная СМГС 00643041) из Монголии (грузоотправитель - компания Спот Констракшн ХХК) в Россию на ст. Тальцы ВСЖД (грузополучатель предприниматель без образования юридического лица Сучков М.А.). Осуществлялась перевозка груза 202150 кг. Плавикового шпата с содержанием фторида кальция в трех вагонах ПВ 67830687, ПВ 65785727, ПВ 60484730. Плательщиком оказанных ОАО "РЖД" услуг определен предприниматель без образования юридического лица Сучков М.А. По прибытию вагонов с грузом грузополучателем предпринимателем без образования юридического лица Сучковым М.А. 02 мая 2008 г. в соответствии с правилами переадресовки грузов на ж/д транспорте подано заявление о переадресовке данного вагона с грузом на ст. Череповец 2 СевЖД для грузополучателя ОАО "Северсталь". На основании поданного заявления ответчика от 02.05.2008 и распоряжения начальника грузовой службы ВСЖД Кедровка от 08.05.2008 указанный груз был направлен на ст. Череповец 2 для ОАО "Северсталь". На переадресовку груза была составлена новая накладная ЭП265489. При ее составлении были неправильно исчислены провозные платежи. Ответчику было начислено и уплачено 168930 рублей (без НДС). Однако за перевозку экспортного груза по международной перевозке необходимо было уплатить 225098 рублей (без НДС). Неуплаченная разница тарифа составила 56168 рубля (без НДС). С учетом НДС 18% задолженность составила 66278,24 руб. На справке ответчика имелось 32056,46 руб., которые были списаны в счет погашения задолженности. Долг ответчика составил 34221,78 руб. Руководствуясь статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит суд взыскать с ответчика задолженность в размере 34221,78 руб.
При подготовке дела к судебному заседанию, истец уточнил правовое основание иска со ссылкой на ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец также уменьшил размер исковых требований до 34208,44 руб.
Суд принял уточнение истцом правового основания иска и уменьшение размера исковых требований.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым договор перевозки может быть изменен по заявлению в письменной форме грузоотправителя или грузополучателя с изменением станции назначения и грузополучателя. Переадресовка груза допустима в пути следования и на станции назначения. Переадресовка в пути следования осуществляется путем внесения изменений в первоначальные документы, а переадресовка в пункте назначения - посредством оформления новых документов. При переадресовке был заключен новый договор перевозки, согласно квитанции о приеме груза NЭО 972271, новый грузоотправитель должен оплачивать провозную плату наряду с иными расходами перевозчика, ответчик оплатил провозную плату согласно счету-фактуре N 0140012200000183/0000068453 от 25.05.2008. Сумма за перевозку груза была списана с внутренней справки в размере 199337,40 руб. В тоже время на импортной справке находилось более 300000 руб. Истец считает новый договор внутренней перевозки недействительным в связи с тем, что груз является импортным. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, товар, прошедший таможенные процедуры (о чем свидетельствует штамп "выпуск разрешен") - получает статус свободного обращения на территории Российской Федерации. Ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они указаны в исковом заявлении, уточнениях к исковому заявлению.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они указаны в отзыве на исковое заявление.
Выслушав представителя истца, ответчика, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, арбитражный суд находит требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Согласно дорожной ведомости СМГС N 00643041 в адрес индивидуального предпринимателя Сучкова М.А. на станцию Тальцы поступил груз в трех вагонах (N 67830687, N 65785727, N 60484730), следовавший из Монголии.
Индивидуальный предприниматель Сучков М.А. груз от перевозчика не принял, что подтверждается отсутствием отметок в дорожной ведомости СМГС N 00643041.
Согласно дорожной ведомости на перевозку грузов прямым сообщением N ЭО972271 по заявлению индивидуального предпринимателя Сучкова М.А., указанный груз был переадресован ответчиком со станции Тальцы на станцию Череповец 2 (грузополучатель ОАО "Северсталь"). Дорожная ведомость содержит отметку о переадресовке.
Переадресовка груза грузополучателю ОАО "Северсталь" до станции назначения Череповец 2 оформлена дорожной ведомостью для внутренних сообщений. Указанная в дорожной ведомости сумма провозной платы индивидуальным предпринимателем Сучковым М.А. оплачена.
Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения, вытекающие из договора международной перевозки груза железнодорожным транспортом, и к правоотношениям сторон применимы нормы Главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре перевозки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу частей 1 и 5 статьи 31 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ, по заявлению в письменной форме грузоотправителя или грузополучателя, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, перевозчик в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, может переадресовывать перевозимые грузы с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. Расходы перевозчика, возникающие в связи с переадресовкой грузов, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе которых осуществляется переадресовка грузов, в соответствии с договором. Аналогичное правило о возмещении перевозчику расходов, связанных с переадресовкой грузов, предусмотрено абзацем 2 пункта 21 Правил переадресовки грузов, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 44.
Таким образом, Устав предоставляет грузоотправителю или грузополучателю право производить переадресовку груза с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. Переадресовка грузов в прямом сообщении на станции назначения осуществляется по новым перевозочным документам, за исключением случаев переадресовки по первоначальным документам, к которым относятся негабаритные грузы и грузы, перевозка которых не предусмотрена техническими условиями погрузки и крепления грузов.
При оформлении переадресовки по новым перевозочным документам заявитель переадресовки обязан внести все платежи по первоначальным перевозочным документам и произвести расчеты по всем причитающимся платежам по новым перевозочным документам (пункт 9 Правил переадресовки грузов с учетом разъяснений, данных в пункте 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта").
Пунктом 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в случае когда груз следовал по международным перевозочным документам и первоначальный грузополучатель произвел переадресовку груза, который не был им принят от перевозчика в порядке предусмотренным Уставом, другому грузополучателю перевозка груза по новым перевозочным документам не может служить основанием для прекращения договора международной перевозки, в том числе и в случае завершения таможенного оформления груза.
Учитывая, что груз не был принят индивидуальным предпринимателем Сучковым М.А. на станции Тальцы, и переадресован в связи с заявлением ответчика на станцию Череповец 2 требования истца о взыскании денежной суммы в качестве платы за перевозку грузов по международной перевозке является обоснованным.
Оформление ОАО "РЖД" дорожной ведомости для внутренних сообщений не может являться основанием для отказа в иске.
Согласно параграфу 5 статьи 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении в случае неправильного применения тарифов или ошибок в расчете при исчислении провозных платежей, а также в случае невзыскания платежей недобор подлежит уплате, а перебор - возврату; железная дорога, которая производит расчет с отправителем или получателем, взыскивает недоборы или возвращает переборы в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой дороге.
Истец представил расчет провозной платы груза от ст. Тальцы до ст. Череповец-2. Расчет провозной платы судом проверен.
В соответствии с представленным расчетом провозной платы, расчет обоснованно производен истцом в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 "Об утверждении прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами".
Истец определил расчетную массу груза (действительную массу отправки), округленную до полных тонн. При этом 500 кг. и более округляется до полной тонны, а менее 500 кг. - отбрасывается согласно 3.1.6.1. раздел N 3 Прейскуранта 10-01.
По вагону N 67830687 - масса груза составила 68100 кг., при округлении вес равен 68 тонн, по вагону N 65785727 - масса груза 66650 кг., при округлении вес равен 67 тонн, по вагону N 60484730 - масса груза 67400 кг., при округлении вес равен 67 тонн.
Таким образом действительная масса отправки по трем вагонам составила 202 тонны.
Согласно п. 3.2.1. Прейскуранта 10-01 плата за перевозку всех грузов (кроме негабаритных и опасных грузов) в универсальных вагонах (крытые, полувагоны, платформы) повагонными отправками определяется за вагон за расчетную массу отправки по тарифной схеме N 116 путем умножения базовой ставки за расстояние на массу груза с учетом поправочных коэффициентов.
Расстояние между ст. Тальцы и ст. Череповец составляет 5460 км. (определяется по тарифному руководству N 4 книга 3 от ст. Заудинский до Череповец 5452 км. + 8 км. от ст. Заудинский до Тальцов исходя из тарифного руководства N 4 книга 2).
По прейскуранту 10-01 (табл.116) определяется базовая ставка исходя из расстояния 5401-5500 км. Для 60 тон - 129934 руб., + 2165,7 руб. за тонну, когда масса свыше 60 тонн. При массе 68 тонн - 147259,60 руб. (129934 + 8 х 2165,7); при массе 67 тонн-145093,90 руб. (129934+1x2165,7).
Истец верно определил поправочные коэффициенты:
а) поправочный коэффициент к ставкам на перевозки грузов подвагонными отправками в зависимости от вида сообщения, направления и дальности перевозки. Плавиковый шпат (код ЕТСНГ- 242096) относится к минеральному сырью, коэффициент при импорте равен 0,46 (таблица N 36 прилож. 11 Прейскуранта 10-01)
б)приказом Федеральной службы по тарифам от 14 марта 2008 г. N 38-т/2 "Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки" действующим на момент переадресации (08.05.2008 г.) установлены коэффициенты к базовым ставкам тарифов согласно приложению 2, и равен 1,12.
Размер уменьшения действующих тарифов определен следующим образом.
Согласно п. 19 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 19 июня 2002 г. N 35/12 действующие тарифы на перевозки грузов в вагонах, контейнерах федерального железнодорожного транспорта уменьшаются на величину учтенной в тарифах на перевозку грузов оплаты за время нахождения вагонов, контейнеров у грузоотправителей и (или) грузополучателей. Размеры уменьшения действующих тарифов приведены в таблице N 11 настоящего Тарифного руководства. Согласно таблицы 11 размер уменьшения действующих тарифов на перевозки груза в универсальных вагонах составляет 97.
Согласно примечанию 4 к таблице N 11 Тарифного руководства N 2 при перевозке грузов в прямом международном сообщении к указанным размерам уменьшения тарифа применяется коэффициент 0,5.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 14 марта 2008 г. N 38-т/2 "Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки" действующим на момент переадресации (08.05.2008 г.) в приложении 3 установлены коэффициенты к Размерам уменьшения действующих тарифов, который равен 1,967.
Таким образом, размер провозной платы составил:
- для вагона 67830687 массой 68 тонн из расчета: 147259,60*0,46*1,12 -97*1.967*0,5=75772 руб. 74 коп.,
- для вагона 65785727 массой 67 тонн из расчета: 145093,90*0,46*1,12- 97*1,967*0,5=74656 руб. 98 коп.,
- для вагона 60484730 массой 67 тонн из расчета: 145093,90*0,46*1,12- 97*1,967*0,5=74656 руб. 98 коп.
Провозная плата от ст. Тальцы ВСЖД до ст.Череповец-2 Северной ЖД при переадресовке импортного груза согласно Раздела 3 Прейскуранта 10-01 (определение платы за перевозку по РЖД экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении) по накладной ЭО 972271 составила 225086,70 рублей без НДС, с НДС 18% сумма составляет 265602,30 рублей.
Ответчик уплатил истцу провозную плату в размере 199337,40 рублей, разница в тарифе составила 66264,90 рубля.
Истец со справки ответчика в счет погашения разницы в тарифе снял 32056,46 рублей.
Задолженность ответчика по отправке составила 34208,44 рублей.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика суммы задолженности за перевозку груза в размере 34208,44 рублей подлежит удовлетворению.
Расходы истца по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции, и понесенные истцом в связи с рассмотрением кассационной жалобы, суд согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика. Истец в судебном заседании уменьшил размер исковых требований до 34208,44 руб. Согласно ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сучкова Михаила Афанасьевича в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 36 576 руб. 78 коп., из которых: 34 208 руб. 44 коп. - сумма долга, 1 368 руб. 34 коп. - расходы истца по государственной пошлине, 1000 руб. - расходы истца по государственной пошлине за кассационное рассмотрение.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в силу.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" 49 коп. - сумму излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 235 от 16.12.2008 года.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 октября 2009 г. N А10-4110/2008
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был