Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 10 ноября 2009 г. N А10-4450/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Леоновой Оксаны Михайловны о признании незаконными действий и решения МРИ ФНС России N 9 по РБ по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Центр пропаганды и новых технологий пожаротушения "Пирант РБ". При участии заявителя: Леоновой О.М., директора; Лукьянчук А.В., представителя по доверенности от 02.10.2009; ответчика: Мархаевой Д.Д., представителя по доверенности N 9 от 21.05.2009, Базаргуроева Ч.Б., представителя по доверенности от 16.02.2009; третьего лица: Ускеева Ж.В., представителя по доверенности от 28.01.2009; третьего лица: Шаргаева Д.А., представителя по доверенности от 15.07.2008.
Резолютивная часть решения оглашена 09 ноября 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2009 г.
Леонова Оксана Михайловна, являющаяся учредителем и директором ООО "Центр пропаганды и новых технологий пожаротушения "Пирант РБ" обратилась в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Бурятия (далее МРИ ФНС России N 9 по РБ) о признании незаконным действия и решения МРИ ФНС России N 9 по РБ по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) ООО "Центр пропаганды и новых технологий пожаротушения "Пирант РБ", взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя и государственной пошлины в сумме 20100 рублей.
Определением суда от 05.10.2009 по ходатайству ответчика привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия (далее МРИ ФНС России N 1 по РБ).
Определением суда от 20.10.2009 по ходатайству ответчика привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Бурятия (далее МРИ ФНС России N 2 по РБ).
В судебном заседании 09.11.2009 заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявила отказ от заявленных требований в части взыскания судебных расходов в размере 20100 рублей, в том числе 20000 рублей -оплата услуг представителя и 100 рублей государственной пошлины.
Судом вынесено определение от 09.11.2009 о прекращении производства по делу в части требований о взыскании судебных расходов - услуг представителя на сумму 20000 рублей.
Заявитель в судебном заседании 09.11.2009 уточнил свои требования, просит признать незаконными действия и недействительным решение МРИ ФНС России N 9 по РБ N 91 от 17.04.2009 по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Центр пропаганды и новых технологий пожаротушения "Пирант РБ".
В обоснование требований заявитель сослался на предоставление налоговой отчетности, в том числе за последние двенадцать месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом оспариваемого решения. В течение двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия оспариваемого решения, осуществлялись операции по банковскому счету N 40702810209160101385, что свидетельствует о движении денежных средств общества.
Кроме того, налоговые органы знали о наличии указанного счета, что подтверждается возвратом излишне уплаченных денежных средств по налогу на прибыль, на основании заявления от 27.02.2009 и извещения о принятии налоговым органом решения N 359 от 10.03.2009 о возврате денежных средств, а также платежным поручением N 871 на возврат излишне уплаченного налога на прибыль.
Следовательно, отсутствуют условия для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность, а действия и решение регистрирующего органа не соответствуют требованиям пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя.
Ответчик по существу заявленных требований пояснил, что МРИ ФНС России N 1 по РБ письмом от 21.10.2009 сообщили об ошибочном представлении справки N 91-о о непредставлении отчетности и справка N 91С об отсутствии денежных средств, просили признать государственную регистрацию о прекращении деятельности по решению регистрирующего органа от 17.08.2009 недействительной, внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о постановке юридического лица на учет в налоговом органе МРИ ФНС России N 2 по РБ. Решение как таковое регистрирующим органом 17.08.2009 не принималось. В обоснование представитель представила письмо от 21.10.2009, свидетельство от 21.10.2009 о внесении записи в ЕГРЮЛ о признании недействительной внесенной записи от 17.08.2009, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.10.2009, содержащую в пункте 26 "сведения о состоянии юридического лица" - "действующее".
Таким образом, регистрирующий орган устранил нарушения прав и законных интересов заявителя.
Представители третьих лиц пояснили, что заявитель состоял на налоговом учете в МРИ ФНС России N 2 по РБ, отчетность также предоставлялась в указанную инспекцию, однако согласно местонахождения общества оно должно было относится к МРИ ФНС России N 1 по РБ. МРИ ФНС России N 1 по РБ не было известно о представлении отчетности и о движении денежных средств на банковском счете, в связи с чем была допущена ошибка, поданы справки и общество как недействующее юридическое лицо было исключено из ЕГРЮЛ.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела в адрес МРИ ФНС России N 9 по РБ было направлено 09.04.2009 письмо N 05-17/02611 МРИ ФНС России N 1 по РБ о наличии признаков недействующего юридического лица, в том числе у "Центра пропаганды и новых технологий пожаротушения "Пирант РБ", представлены справка N 91-о о непредставлении юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, справки N 91-е об отсутствии в течение последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам, или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов (л.д. 74-76).
Регистрирующим органом 17.04.2009 было принято решение N 91 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, опубликованное в Вестнике государственной регистрации N 15 от 22.04.2009.
17.08.2009 ответчиком была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц обществу стало известно из выписки из Единого государственного реестра от 02.09.2009.
С указанным исключением заявитель не согласился и обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий и недействительным решения N 91 от 17.04.2009 по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Центр пропаганды и новых технологий пожаротушения "Пирант РБ"
Изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон, суд признает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о регистрации единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Пунктами 3, 4 статьи 21.1 Закона о регистрации установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Из правового смысла и буквального содержания приведенных выше правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что основанием для внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра является соответствующее решение регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение регистрирующим органом об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принималось.
Более того, общество являлось действующим юридическим лицом, что подтверждается справкой Бурятского отделения N 8601 филиала акционерного коммерческого банка Сбербанка России N 114-0133 от 03.09.2009 о наличии расчетного счета N 40702810209160101385 (л.д. 18), оборотов по счету за период с января по июль 2009, что свидетельствует о наличии денежных средств (л.д. 19). Налоговым органом выносилось извещение N 501 от 11.03.2009 о принятом решении, о возврате излишне уплаченного налога на прибыль (л.д. 15,16), налоговый орган производил возврат денежных средств в сумме 13456,36 рублей платежным поручением N 871 от 12.03.2009 (л.д.16).
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание то, что регистрирующий орган устранил допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя произвел корректировку в базе данных ЕГРЮЛ, исключил запись от 17.08.2009 N 2090327253289 (об исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность) произвел запись в ЕГРЮЛ в графе "сведения о состоянии юридического лица" - "действующее" суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей подлежат возмещению заявителю за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать незаконными действия и недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Бурятия N 91 от 17.04.2009 по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Центр пропаганды и новых технологий пожаротушения "Пирант РБ" как не соответствующие пункту 1 статьи 11 и пункту 21.1 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Бурятия в пользу Леоновой Оксаны Михайловны 100 рублей государственную пошлину.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 ноября 2009 г. N А10-4450/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был