Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 7 мая 2010 г. N А10-134/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Республики рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании права собственности. При участии в судебном заседании: от истца - Семенова Г.А., представитель по доверенности от 16.11.2009 г; от ответчика - Горюнова Ю.А., представитель по доверенности от 29.05.2009 г. N 139; от третьих лиц: от УФРС по РБ: не явился, извещен, ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие его представителя; от ФГУП "Почта России": Борисов Ч.В., представитель, доверенность от 20.01.2010 г.; от МО Городской округ "Город Улан-Удэ" - Горюнова Ю. А., представитель по доверенности от 04.06.2009 г. N 26; от ОАО "Сибирьтелеком" - не явился, извещен под расписку.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 29 апреля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 07 мая 2010 года.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение, занимаемое отделением почтовой связи N 18, общей площадью 103,9 кв.м., расположенное на первом этаже 2-х этажного здания по адресу г.Улан-Удэ, Аэропорт,7, Литер А-А1, состоящее из: комнаты 1 - коридор площадью 6,4 кв. м; комната 2 - туалет площадью 2,6 кв. м; комната 3 - коридор площадью 1,1 кв. м ; комната 4 - туалет площадью 1,0 кв.м.; комната 5 - туалет площадью 1,7 кв.м.; комната 6 - туалет площадью 4,1 кв. м; комната 7 - туалет площадью 2,3 кв. м; комната 8 - туалет площадью 2,1 кв. м; комната 9 - кабинет площадью 39,2 кв. м; комната 10 - кабинет площадью 14,8 кв. м; комната 17 - кабинет площадью 11,6 кв. м; комната 18 - подсобное помещение площадью 4,0 кв. м; комната 19 - кабинет площадью 13,0 кв. м.
До принятия решения истец уточнил исковые требования, просит признать право собственности Российской Федерации на вышеперечисленные нежилые помещения в здании по адресу г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, 7, общей площадью 104, 7 кв.м., согласно техническому паспорту от 18.05.2009 г., инвентарный номер 3391. Судом уточнение принято.
В обоснование исковых требований истец в иске указал, что УФРС по РБ зарегистрировано право собственности г. Улан-Удэ на административное здание, площадью 2041,40 кв.м. по адресу г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, 7, Литер А-А1, в котором расположены спорные помещения. Спорные нежилые помещения с 1990 г. с момента ввода здания в эксплуатацию использовались в качестве почтового отделения связи и в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" относятся к исключительной федеральной собственности. Согласно проекту здание проектировалось для поссовета в поселке Сокол с указанием на первом этаже под номерами 15-20 помещение почтового отделения. Техническая инвентаризация указанных помещений проводилась в 1990 г. и в 1997 г. В экспликации 1990 года площадь нежилых помещений, занимаемая отделением почтовой связи и телеграфом, составляет 290,6 кв.м., при этом с площадью помещений под номерами, указанными в экспликации и указанными в плане экспликации, не совпадает.
При разделении в 1992-1993 годах структур почтовой и электрической связи ГПСИ "Россвязьинформ" подразделения почтовой связи в соответствии с приказом Министерства связи РФ N 433 от 24.11.1992 г. "О структурной перестройке отрасли "Связь" Российской Федерации" установлен запрет на передачу объектов и предприятий почтовой связи из государственной собственности в какую-либо иную форму собственности. Согласно пунктам 2.1, 2.4 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. N 2284, пункту 5 Информационного письма ВАС РФ от 02.08.1999 г. "О Федеральном законе "О почтовой связи" имущество организации федеральной почтовой связи является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации пункт 2.4 отсутствует
В качестве правового обоснования данных доводов ссылается на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", приказ Министерства связи РФ N 433 от 24.11.1992 г. "О структурной перестройке отрасли "Связь" Российской Федерации", Федеральный закон "О почтовой связи".
На заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, дав пояснения, как они изложены в исковом заявлении с уточнением исковых требований.
Ответчик в отзыве на исковое заявление исковые требования не признал, указал, что спорное имущество значится в реестре муниципальной собственности. В Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" речь идет о предприятиях почтовой связи, а не о помещениях, в которых они находятся. Спорные объекты перешли в муниципальную собственность в соответствии с пунктом 2 того же Постановления N 3020-1.
Согласно Распоряжению Президента РБ от 18.03.1992 г. за N 114-рп утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской федерации, края, области, автономной области, автономного округа. Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 указанного Постановления N 3020-1, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня. На данный момент право муниципальной собственности не оспорено и не прекращено.
Определениями от 25.01.2010 г., от 31.03.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия, Управление федеральной почтовой связи Республики Бурятия - ФГУП "Почта России", ОАО "Сибирьтелеком", Муниципальное образование Городской округ "Город Улан-Удэ".
3-е лицо, УФРС по РБ, в письменном отзыве на исковое заявление пояснило, что государственная регистрация права муниципальной собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, п. Аэропорт,7 произведена на основании выписки из реестра муниципальной собственности от 08.02.2005 г. N 305, которая является документом, свидетельствующим о пообъектной регистрации муниципального имущества в соответствующем реестре согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп. Непредставление перечня объектов не является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности. В ЕГРП отсутствует объект недвижимого имущества площадью 103,9 кв. м, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, 7. Поскольку указанный объект входит в состав иного помещения, необходимо устранить противоречие между зарегистрированными и заявленными правами, государственная регистрация может быть произведена лишь после проведения процедуры, связанной с оформлением нового объекта недвижимости и нового раздела в ЕГРП. Против удовлетворения заявленных требований не возражает, так как истцом представлены документы, подтверждающие строительство помещений для предприятия почтовой связи.
Третьи лица, ФГУП "Почта России", МО Городской округ "Город Улан-Удэ", ОАО "Сибирьтелеком" письменные отзывы не представили.
Представитель ФГУП "Почта России" в судебном заседании поддержал исковые требования.
О времени и месте рассмотрения дела УФРС по РБ, ОАО "Сибирьтелеком" извещены надлежащим образом, УФРС по РБ просит рассмотреть дело без их участия.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей УФРС по РБ, ОАО "Сибирьтелеком".
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия зарегистрировано право собственности г. Улан-Удэ (Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом г. Улан-Удэ") на административное здание (нежилое здание) площадью 2041,40 кв. м по адресу г. Улан-Удэ, Аэропорт, д. 7, литер А-А1, в котором расположены спорные помещения, о чем свидетельствует выписка из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.05.2006 г. N 01/012/2006-893.
По утверждению истца спорные нежилые помещения с 1990 г., со дня ввода указанного здания в эксплуатацию, использовались согласно их целевому назначению, в качестве почтового отделения связи, впоследствии как имущество Управления федеральной почтовой связи Республики Бурятия, в настоящее время используется ФГУП "Почта России" и в силу закона относятся исключительно к федеральной собственности и не могли быть переданы в иную форму собственности, кроме той, которая была предусмотрена в силу прямого указания закона.
Как следует из копии проекта (план 1-го этажа), здание проектировалось для поссовета в поселке Сокол. На первом этаже проекта под номерами 15-20 располагаются помещения почтового отделения, в том числе вестибюль - 53,44 кв. м, туалет - 12,03 кв. м, тамбур - 6,12 кв. м, гардероб - 9,17 кв. м, операционный зал - 29,74 кв. м, телеграф - 42.75 кв. м.
Согласно экспликации 1990 г., площадь нежилых помещений, занимаемая в 1990 г. отделением почтовой связи и телеграфом составляет 290,6 кв. м., при этом площадь помещений под номерами, указанными в экспликации и указанными в плане к экспликации не совпадает.
По экспликации 1997 г, площадь нежилых помещений, занимаемая отделением почтовой связи, составляет 103,9 кв. м.
Представитель истца расхождение в площади помещений объясняет возможной реконструкцией этих помещений.
Согласно технической инвентаризации основных строений год постройки здания, в котором находятся спорные помещения-1990.
По сведениям технической инвентаризации от 18.01.2005 г. общая площадь административного здания, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, 7, инвентарный номер 3391 составляет 2041,4 кв.м. В последующем, в результате реконструкции здание было разделено на три самостоятельных объекта недвижимости: площадью 125,8 кв.м., Литер А, помещения по плану строения с 41 по 53, кадастровый (или условный) номер 03-03-01/119/2009-112, право собственности зарегистрировано за МО Городской округ "Город Улан-Удэ"; площадью 84,9 кв. м, кадастровый (или условный) номер 03-03-01/212/2009-243, право собственности зарегистрировано за Поломошновой Людмилой Васильевной, и площадью 1903,9 кв. м, в том числе подвал площадью 681,5 кв. м, номера помещений по поэтажному плану 1-2; первый этаж площадью 536,3 кв. м, номера помещений по поэтажному плану с 1 по 40, и с 54 по 66, второй этаж площадью 686,1 кв. м, номера помещений по поэтажному плану с 1 по 34, Литер А, А1, кадастровый (или условный) номер объекта 03-03-01/212/2009-244, право собственности на данный объект зарегистрировано за МО Городской округ "Город Улан-Удэ", площадь объекта в свидетельстве о государственной регистрации права указана - 1819 кв. м.
Поскольку на 2009 г. право собственности на спорный объект зарегистрировано за МО "Городской округ "Город Улан-Удэ", а МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ в силу "Положения о муниципальном учреждении "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ" осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования г.Улан-Удэ, то судом, с согласия представителя истца, произведена замена ответчика на МО "Городской округ "Город Улан-Удэ" в лице муниципального учреждения Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ. МО "Городской округ "Город Улан-Удэ" исключен из числа 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Факт раздела административного здания по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Аэропорт, дом N 7 на три самостоятельных объекта недвижимости подтверждается техническими и кадастровыми паспортами, выписками из ЕГРП от 06.04.2010 г. N 01/081/2010-951, N 01/081/2010-952,301/081/2010-953.
Согласно пояснений представителей истца и Управления ФСП РБ-ФГУП "Почта России" спорные нежилые помещения площадью 104,7 кв.м, расположены на первом этаже здания по адресу Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Аэропорт, д. 7, номера на поэтажном плане 54-65, занимаемые почтовым отделением, и составляют часть помещения площадью 1903,9 (по техническому паспорту от 18.05.2009 г.), зарегистрированного за МО Городской округ "Город Улан-Удэ", кадастровый номер 03-03-01/212/2009-244. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Истец обращался к ответчику, предлагая подготовить и направить пакет документов, предусмотренных Постановлением Правительства N 374, для передачи указанного имущества в собственность Российской Федерации.
На данное обращение получил ответ от 09.02.2010 N 00320283, по которому Администрация г. Улан-Удэ считает возможным передачу спорного объекта недвижимости в случае равнозначного обмена.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Бурятия от 26.05.2003 г. N 114 было произведено разделение ГПСИ "Россвязьинформ", в результате было создано Управление Федеральной почтовой связи Республики Бурятия.
Приказом Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Бурятской ССР от 01.06.1993 г. N 77 из состава ГПСИ по состоянию на 01.06.1993 г. вновь образованному Управлению федеральной почтовой связи Республики Бурятия была передана сеть районных узлов почтовой связи со структурными подразделениями и произведено разделение имущества между ГПСИ и УФПС.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется, как это предусмотрено пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 года N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр или перечень федеральной, государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении принадлежности таких объектов соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 6 раздела 4 приложения N 1 к указанному постановлению предусмотрено, что предприятия связи относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
На момент законодательного разграничения государственной собственности в Российской Федерации вышеуказанное отделение почтовой связи фактически располагалось в спорных помещениях, и используются в деятельности этого предприятия связи по настоящее время.
Соответственно, спорные помещения, используемые на момент издания указанного постановления для осуществления уставной деятельности предприятием связи, являются исключительно федеральной собственностью.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, полномочия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Право Российской Федерации на спорные помещения возникло в силу закона и не выбывало до настоящего времени.
Регистрация МО Городской округ "Город Улан-Удэ" права собственности на спорные нежилые помещения, занимаемые ФГУП 'Почта России" и предназначенные для осуществления его уставной деятельности, нарушает права Российской Федерации как собственника имущества. Предъявление иска о признании права федеральной собственности имеет целью устранить всякие нарушения ее прав как собственника, не связанные с лишением владения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Российская Федерация не осуществляла никаких действий, направленных на прекращение своего права собственности на указанное имущество, в том числе действий по отчуждению помещений, расположенных в здании по адресу: г. Улан-Удэ, п. Аэропорт,7.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными и подлежат государственной регистрации по желанию их обладателя. Таким образом, необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество, возникших до вступления в силу вышеуказанного Закона, не установлена, и права Российской Федерации на оспариваемое имущество являются юридически действительными.
Таким образом, с учетом изложенного, спорные помещения в силу Закона являются федеральной собственностью, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению. Удовлетворение данного требования влечет восстановление нарушенного права Российской Федерации в отношении спорного имущества.
С учетом изложенного требования истца подлежат удовлетворению.
Ссылка ответчика на то, что право муниципальной собственности не оспорено и не прекращено, а также, что в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 идет речь о предприятиях почтовой связи, а не о помещениях, в которых они находятся, являются неосновательными, так как основаны на неправильном толковании закона.
Исходя из пункта 6 раздела 4 приложения 1 названного постановления, а также статьи 24 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" следует, что имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Спорное помещение, используемое как имущество государственного учреждения-предприятия связи с 1990 года, не могло быть передано в муниципальную собственность на основании приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Обратное противоречит выработанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.08.2005 г. N 1206/05 правовой позиции.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика. Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Следовательно, государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на нежилое помещение по адресу: г. Улан-Удэ, Аэропорт, 7, общей площадью 104,7 кв.м., расположенное на первом этаже, Литер А, являющегося частью помещения под кадастровым (условным номером) 03-03-01/212/2009-244, номера на поэтажном плане (кадастровый паспорт лист 3) 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http//fasvso.arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 мая 2010 г. N А10-134/2010
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был