Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2010 г. N А10-6191/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Городские маршруты" к Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия по регулярному пригородному маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" в части допуска к участию в конкурсе ООО "Колонна N 8" (п. 3.6.2 протокола от 18.12.2009 N 11); признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии по оценке заявок участников конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия по регулярному пригородному маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" (протокол N 12 от 29.12.2009) о признании победителем конкурса ООО "Колонна N 8"; обязании принять новое решение о признании победителем конкурса МУП "Городские маршруты" и заключить договор на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок на территории Республики Бурятия N 129 "Улан-Удэ - Сотниково". При участии: заявителя: - Николаенко Екатерины Изотовны - представителя по доверенности от 27.01.2010, Андаевой Татьяны Михайловны - представителя по доверенности от 27.01.2010, Данзанова Михаила Цыбикжаповича - представителя по доверенности от 27.01.2010, ответчика: Южакова Сергея Вячеславовича - представителя по доверенности от 21.12.2009 N 31п, третьего лица: Муруева Матвея Вадимовича - директора ООО "Колонна N 8".
Резолютивная часть судебного акта объявлена 16 марта 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2010 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Городские маршруты" (далее - "МУП "Городские маршруты", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене в части решения заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия по маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" (протокол N 11, п.3.6.2) от 18 декабря 2009 года о допуске ООО "Колонна N 8" к участию в конкурсе (дело N А10-6191/2009).
Определением от 14 января 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Колонна N 8" (далее - общество, ООО "Колонна N 8").
Муниципальное унитарное предприятие обратилось с заявлением в суд к Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии по оценке заявок участников конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия по регулярному пригородному маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" (протокол N 12 от 29.12.2009) о признании победителем конкурса ООО "Колонна N 8" и обязании конкурсной комиссии по оценке заявок участников конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия по регулярному пригородному маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" принять новое решение о признании победителем конкурса МУП "Городские маршруты" (дело N А10-288/2010).
По ходатайству заявителя определением от 25 февраля 2010 года дела NN А10-6191/2009 и А10-288/2010 объединены одно производство и делу присвоен номер А10-6191/2009.
Заявителем в судебном заседании требования уточнены, просил признать незаконным и отменить решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия по регулярному пригородному маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" в части допуска к участию в конкурсе ООО "Колонна N 8" (п. 3.6.2 протокола от 18.12.2009 N 11); признать незаконным и отменить решения конкурсной комиссии по оценке заявок участников конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия по регулярному пригородному маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" (протокол N 12 от 29.12.2009) о признании победителем конкурса ООО "Колонна N 8"; обязать принять новое решение о признании победителем конкурса МУП "Городские маршруты" и заключить договор на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок на территории Республики Бурятия N 129 "Улан-Удэ - Сотниково".
Уточнения судом приняты.
В обоснование требований заявитель указал, что организатором проведения конкурса утверждена конкурсная документация, согласно которой определено количество транспортных средств, необходимых для выполнения утвержденного расписания движения по маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" - 29 автобусов.
Конкурсная комиссия, допуская ООО "Колонна N 8" к участию в конкурсе с 51 транспортным средством и наличием подготовленного персонала водителей в количестве 39 человек, поставила МУП "Городские маршруты" в заведомо проигрышное положение и неравные условия, так как оценка участников конкурса производилась по балльной системе, оценка проставляется по каждому водителю отдельно, после чего эти баллы суммируются в итоговый.
Согласно протоколу N 12 от 29.12.2009 по результатам конкурса на право транспортного обслуживания населения по маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" признан победителем ООО "Колонна N 8".
В отношении МУП "Городские маршруты" неправильно установлен 1 балл за привлечение к административной ответственности должностного лица предприятия.
Конкурсной документацией установлен подсчет баллов в отношении участника конкурса, в частности, МУП "Городские маршруты" - юридического лица, а не в отношении должностного лица - физического лица.
Конкурсной комиссией оценены недостоверные сведения в отношении привлечения (непривлечения) водителей ООО "Колонна N 8" к административной ответственности.
В отношении водителей ООО "Колонна N 8" имеются неисполненные постановления о привлечении к административной ответственности согласно ответу начальника УГИБДД по РБ от 22.01.2010 на адвокатский запрос.
В отношении водителей ООО "Колонна N 8" представлены справки без указания даты выдачи, что недопустимо, так как на основании пп. "е" п. 1.7 конкурсной документации не позволяет определить действительность такой справки (60 дней).
В отношении водителя Васильева А.А. справка выдана в сентябре 2009 года, т.е. справка на момент вскрытия конвертов была недействительной.
Победителем конкурса должно было быть признано МУП "Городские маршруты".
Просили требования, изложенные в заявлении, удовлетворить.
Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия с требованиями заявителя не согласилось, представило письменные отзывы.
В обоснование возражений указало, что конкурсная заявка ООО "Колонна N 8" соответствует требованиям конкурсной документации, данный участник конкурса обеспечил представление необходимого количества транспортных средств. Конкурсная комиссия при оценке конкурсной заявки общества учитывала только необходимое количество транспортных средств (первые по списку 29), и такое же количество водителей.
Министерством был направлен запрос в Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия от 21.12.2009 о предоставлении сведений о привлечении (непривлечении) к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий МУП "Городские маршруты".
УГАДН по РБ представило ответ, где содержалась информация о том, что МУП "Городские маршруты" - должностное лицо - Табалаев М.В., ответственный за лицензионную деятельность, привлекался к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований и условий.
Табалаев М.В. привлекался к административной ответственности как должностное лицо, ответственное за лицензионную деятельность заявителя.
В протоколе об административном правонарушении от 21.02.2008 N 001255 содержатся сведения о том, при проверке деятельности МУП "Городские маршруты" по поводу двух ДТП установлено, что должностным лицом, ответственным за лицензионную деятельность Табалаевым М.В., грубо нарушаются лицензионные требования. Перечисленные в протоколе нарушения свидетельствуют о качественном показателе деятельности заявителя.
Конкурсной комиссией рассматривались справки от полномочных органов госавтоинспекции Республики Бурятия о привлечении (непривлечении) к административной ответственности водителей ООО "Колонна N 8". Все справки на водителей содержали в себе сведения о неоднократном привлечении к административной ответственности при отсутствии неоплаченных штрафов. Поэтому конкурсной комиссией принято решение о выставлении указанным водителям по 1 баллу.
Заявление МУП "Городские маршруты" не подлежит удовлетворению.
Общество с ограниченной ответственностью "Колонна N 8" - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, поддержало позицию Министерства, считает допуск общества к участию в конкурсе правомерным, конкурс проведен без нарушений и победителем конкурса законно признано ООО "Колонна N 8".
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, в газете "Бурятия" от 24 октября 2009 года N 197 размещено извещение о проведении конкурса на право транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом, в том числе по маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково".
В газете "Бурятия" от 20 ноября 2009 года N 4593 размещено объявление о внесении изменений в извещение о проведении конкурса на право транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом, в том числе по маршруту N 129.
Заявки на участие в конкурсе по указанному маршруту подали: МУП "Городские маршруты" и ООО "Колонна N 8".
18 декабря 2009 года на заседании конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия произведено вскрытие конвертов претендентов на участие в конкурсе, составлен протокол от 18.12.2009. Согласно пункту 3.6.2 данного протокола принято решение о допуске к участию в конкурсе ООО "Колонна N 8".
В соответствии с протоколом от 29.12.2009 N 12 оценки заявок участников конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия конкурсной комиссией принято решение о признании победителем конкурса ООО "Колонна N 8".
МУП "Городские маршруты", считая вынесенные решения конкурсной комиссии о допуске к участию в конкурсе и признании победителем конкурса ООО "Колонна N 8" обратилось в арбитражный суд с заявлениями.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Приказом Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия от 29.05.2009 N 40 утверждено "Положение о порядке проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Бурятия" (далее Положение).
Приказом Министерства от 6 ноября 2009 N 103 в названный приказ внесены изменения (зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия от 18.11.2009).
В соответствии с пунктом 2.1.2 Положения перед проведением конкурса Организатор обязан разработать и утвердить конкурсную документацию.
На основании пунктов 2.1.3, 2.3 Положения конкурсная документация размещается Организатором одновременно с извещением о проведении конкурса на Интернет-сайте - странице Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия официального портала органов государственной власти Республики Бурятия egov-buryatia.ru.
Пунктом 2.4 Положения допускается внесение изменений в конкурсную документацию в первой половине срока подачи заявок. Извещение о внесении изменений в конкурсную документацию публикуется Организатором в газете "Бурятия" в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию. Изменения в конкурсную документацию размещаются на Интернет-сайте, указанном в п. 2.1.3 настоящего Положения, в течение 2 рабочих дней.
При размещении извещения о проведении конкурса на право транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом, в том числе по маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" в газете "Бурятия" от 24 октября 2009 года, указан срок начала и окончания приема заявок: с 27 октября 2009 г. по 26 ноября 2009 г. Установлена дата вскрытия конвертов: 26 ноября 2009 года. Срок подведения итогов конкурса: до 21 декабря 2009 года.
В извещении от 20 ноября 2009 г. окончание приема заявок и время вскрытия конвертов изменены на 18 декабря 2009 г., срок подведения итогов конкурса - до 31 декабря 2009 г.
Изменения в извещение внесены 20 ноября 2009 года, т.е. за три рабочих дня до окончания приема заявок на участие в конкурсе.
Вместе с тем, ни Положением, ни представленной в материалы дела конкурсной документацией не предусмотрено что конкурсная комиссия вправе продлить срок подачи заявок на участие в аукционе и перенести принятие решения о победителе на другую дату.
Кроме того, Министерством в материалы дела представлена конкурсная документация для проведения открытого конкурса по определению перевозчиков в целях заключения с ними договоров на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении на территории Республики Бурятия (маршрут N 129 "Улан-Удэ - Сотниково"), утвержденная Министром по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия 23 ноября 2009 года.
Поскольку, конкурсная документация утверждена после размещения извещений и не могла быть опубликована одновременно с извещениями, как предусмотрено п.п. 2.1.3 и 2.3 Положения, следовательно, в данном случае не обеспечен доступ претендентов на участие в конкурсе к информации о порядке его проведения.
Не состоятельным является довод представителя Министерства о том, что указанное не оспаривается заявителем и поэтому не подлежит проверке.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) возлагается на орган, принявший решение.
Сведений о том, что данная конкурсная документация в установленный Положением срок размещена на официальном сайте и в газете "Бурятия" Министерством в нарушение требований статьи 65, пунктов 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предложение суда не представлено.
18 декабря 2009 года проведено заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия.
По результатам составлен протокол N 11, в соответствии с пунктом 3.6.2 которого на основании пунктов 5.1 - 5.4 Положения по итогам рассмотрения заявки на участие в конкурсе на право транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом по регулярному пригородному маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" решено допустить ООО "Колонна N 8" к участию в конкурсе.
Согласно пункту 5.6 Положения при рассмотрении заявок на участие в конкурсе претендент не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае:
непредоставления документов, определенных пунктом 4.3 настоящего Положения или наличия в таких документах недостоверных сведений;
- неподтверждения в представленном претендентом порядке, указанном в подпункте "д" пункта 4.3.3 настоящего Положения, возможности обеспечения выполнения утвержденного расписания пассажирских перевозок по данному маршруту транспортными средствами, заявляемыми участником конкурса к осуществлению пассажирских перевозок, с учетом соблюдения установленного режима труда и отдыха водителей.
Довод заявителя о том, что ООО "Колонна N 8", подавая заявку с содержанием 51 транспортного средства и наличие подготовленного персонала водителей в количестве 39 человек, нарушило требования конкурсной документации, в связи с чем, общество незаконно допущено к участию в конкурсе, судом не принимается.
Конкурсной документацией установлено, что необходимым количеством транспортных средств для выполнения утвержденного расписания движения по маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" является 29 автобусов.
ООО "Колонна N 8" представлен список водителей и автотранспортных средств, заявленных для осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении маршрутной сети Республики Бурятия по маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" в количестве - 39 и 50 соответственно.
Представитель Министерства в судебном заседании пояснил, что при оценке конкурсной заявки ООО "Колонна N 8" конкурсная комиссия учитывала только необходимое количество транспортных средств и водителей по списку (первые по списку 29), что подтверждается представленными документами.
Суд считает, что в связи с предоставлением ООО "Колонна N 8" в заявке большего количества транспортных средств и водителей права МУП "Городские маршруты" не нарушены, поскольку конкурсной комиссией оценено необходимое количество транспортных средств и водителей, в заведомо проигрышное положение предприятие не поставлено, данный факт не свидетельствует о невозможности ООО "Колонна N 8" обеспечить выполнение утвержденного расписания пассажирских перевозок по данному маршруту.
Пунктом 4.3 Положения установлен перечень документов, подтверждающих соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, в пункте 4.3.3 Положения перечислены документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе.
Согласно подпункту "е" пункта 4.3.3 Положения к таким документам относятся справки Управления Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД по Республике Бурятия, отделения ГИБДД ОВД районов Республики Бурятия или их копии о привлечении (непривлечении) к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, водителей, заявленных для осуществления пассажирских перевозок, за три года, предшествующих дню начала конкурса, с указанием сведений о наличии (отсутствии) неоплаченных административных штрафов, выданных не позднее 60 календарных дней до дня вскрытия конвертов.
Аналогичные требования предусмотрены пп. "е" п. 2.3.3 конкурсной документации.
ООО "Колонна N 8" к заявке на участие в конкурсе на водителей, заявленных для осуществления пассажирских перевозок, представлены справки о привлечении (непривлечении) к административной ответственности, выданных УГИБДД МВД по РБ и отделений ГИБДД ОВД районов Республики Бурятия.
В справках, выданных на водителей Хингеева Г.И., Черепанова О.А., Жамбалова М.Б., Галданова В.Д., Базарова В.В., Батуева Б.Б., Шарапова Б-Ц.Б., Боркина Н.А., Дашиева Ю.В., Жамбалова Б.Б., Бардымова А.Э., Пыкина Н.Н., Имеева А.А., не указана дата их выдачи. Из данных справок невозможно сделать вывод являются ли они действительными, поскольку Положением и конкурсной документацией предусмотрена необходимость представления справок, выданных не позднее 60 календарных дней до дня вскрытия конвертов.
Кроме того, справки, выданные водителям Васильеву Андрею Афанасьевичу и Карханину Александру Владимировичу, датированы 21 сентября 2009 года, т.е. на момент вскрытия конвертов - 18 декабря 2009 г. являлись недействительными.
Положением о порядке проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Бурятия, утвержденным приказом Министерства от 29.05.2009 N 40 и конкурсной документацией установлены требования к справкам о привлечении (непривлечении) к административной ответственности - выданных не позднее 60 календарных дней до дня вскрытия конвертов.
При таких обстоятельствах, представление справок без указания дат их выдачи и предоставление справок, выданных позднее 60 календарных дней до дня вскрытия конвертов, является основанием, предусмотренным п. 5.6 Положения для недопуска к участию в конкурсе ООО "Колонна N 8".
Таким образом, пункт 3.6.2 протокола от 18 декабря 2009 г. N 11 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия, является недействительным.
29 декабря 2009 года проведена оценка заявок участников конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия, по результатам составлен протокол N 12 (далее - протокол от 29.12.2009 N 12). Победителем конкурса признано общество с ограниченной ответственностью "Колонна N 8".
Пунктом 6 Положения предусмотрен порядок оценки заявок на участие в конкурсе и определения победителя.
Согласно пунктам 6.1. и 6.2 Положения, пунктам 3.1 и 3.2 конкурсной документации - для определения победителя конкурса комиссией проводится изучение документов, представленных участниками конкурса в составе заявки. Конкурсная комиссия производит оценку представленных документов по бальной системе в соответствии с установленными Положением и конкурсной документацией критериями оценки участников конкурса.
В соответствии с пунктом 6.2.4 Положения и пунктом 4.4 конкурсной документации - соблюдение участником конкурса лицензионных требований и условий за три года, предшествующих дню начала конкурса: отсутствие нарушений лицензионных требований и условий оценивается в 20 баллов,
- однократное привлечение к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий - 10 баллов,
- неоднократное (два и более раза) привлечение к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий - 5 баллов,
- однократное привлечение к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований и условий или однократное привлечение к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении законодательства - 1 балл,
- неоднократное (два и более раза) привлечение к административной ответственности за грубое нарушение или неоднократное (два и более раза) привлечение к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении законодательства - 0 баллов.
Из протокола от 29.12.2009 N 12 следует, что должностное лицо МУП "Городские маршруты" привлечено к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований и условий (Письмо УГАДН по РБ от 22.10.2009 N 02-2514), оценка соблюдения МУП "Городские маршруты" лицензионных требований и условий - итоговый балл - 1.
Данный вывод конкурсной комиссии является ошибочным на основании следующего:
Как следует из установленных критериев оценки участников конкурса, один балл участнику конкурса может быть поставлен в случае однократного привлечения к административной ответственности.
Участником конкурса является юридическое лицо - Муниципальное унитарное предприятие "Городские маршруты".
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица нарушений, к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения.
Поэтому привлечение должностного лица МУП "Городские маршруты" не дает оснований считать, что к административной ответственности привлекалось само юридическое лицо. Протокол и постановление, составленные в отношении должностного лица предприятия, не влекут административного наказания в отношении участника конкурса.
В данном случае представленный в материалы дела протокол от 21.02.2008 N 001255 об административном правонарушении составлен должностным лицом УГАДН по РБ в отношении Табалаева Максима Викторовича. Постановлением об административном правонарушении от 03.03.2008 мирового судьи судебного участка N 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, Табалаев М.В.
В отношении предприятия протокол не составлялся, виновным в совершении административного правонарушения участник конкурса - МУП "Городские маршруты" не признавался, следовательно, оценка в один балл по данному критерию поставлена конкурсной комиссией необоснованно.
В соответствии с пунктом 6.2.3 Положения и пункта 4.3 конкурсной документации - привлечение (непривлечение) к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения водителей, заявленных для осуществления пассажирских перевозок, за три года, предшествующих дню начала конкурса:
- непривлечение водителя к административной ответственности - 4 балла,
- однократное привлечение водителя к административной ответственности при отсутствии неоплаченного административного штрафа - 3 балла,
- однократное привлечение водителя к административной ответственности при наличии неоплаченного административного штрафа - 2 балла,
- неоднократное (два и более раза) привлечение водителя к административной ответственности при отсутствии неоплаченных административных штрафов - 1 балл,
- неоднократное (два и более раза) привлечение водителя к административной ответственности при наличии неоплаченных административных штрафов - 0 баллов,
Оценка проводится по каждому водителю отдельно, после этого баллы суммируются в итоговый балл.
Согласно протоколу от 29.12.2009 N 12 конкурсной комиссией проведена оценка привлечения (непривлечения) к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения водителями, заявленными ООО "Колонна N 8", к осуществлению пассажирских перевозок в пригородном сообщении по маршруту N 129 "Улан-Удэ". По каждому из 29 водителей, за исключением Бурзаева А.В. (4 балла), конкурсной комиссией проставлено по одному баллу за неоднократное привлечение к административной ответственности при отсутствии неоплаченных штрафов.
Сумма балов, полученных ООО "Колонна N 8" по данному критерию, составила - 32.
В ходе рассмотрения дела судом на основании ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истребованы у группы по исполнению административного законодательства отдельного батальона дорожно-постовой службы ГИБДД по Республике Бурятия справки о привлечении к административной ответственности и уплате административных штрафов водителей ООО "Колонна N 8" за период с 1 января 2007 г. по 1 января 2010 года.
ОБ ДПС ГИБДД МВД по РБ суду направлены распечатки на водителей ООО "Колонна N 8" согласно электронной базе данных "Экар" нарушителей ПДД УГИБДД МВД по РБ.
Из данных распечаток следует, что за период с 01.01.2007 по 01.12.2009:
Батуев Батор Бабуевич неоднократно привлекался к административной ответственности, имеет неоплаченный штраф в размере 500 руб. в связи с привлечением к административной ответственности 24.11.2009 по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, Базаров Вячеслав Владимирович неоднократно привлекался к административной ответственности, имеет неоплаченный штраф в размере 1000 руб. в связи с привлечением к административной ответственности 25.10.2009 по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ,
Карханин Александр Владимирович неоднократно привлекался к административной ответственности, имеет неоплаченные штрафы в связи с привлечением к административной ответственности 31.10.2009 по ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ в размере 500 руб., 20.11.2009 по ст. 12.18 КоАП РФ в размере 500 руб.,
Байбородин Владимир Иванович неоднократно привлекался к административной ответственности, имеет неоплаченный штраф в размере 100 руб. в связи с привлечением к административной ответственности 01.08.2009 по ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ,
Бурзаев Александр Владимирович неоднократно привлекался к административной ответственности, имеет неоплаченные штрафы по 25 делам о привлечении к административной ответственности,
Имеев Александр Афанасьевич неоднократно привлекался к административной ответственности, имеет неоплаченные штрафы в связи с привлечением к административной ответственности 23.11.2008 по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ, 19.12.2008 по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ, 12.07.2009 по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ,
Шарапов Бато-Цырен Бимбаевич неоднократно привлекался к административной ответственности, имеет неоплаченный штраф в размере 100 руб. в связи с привлечением к административной ответственности 12.11.2009 по ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ,
Харабаров Антон Николаевич неоднократно привлекался к административной ответственности, имеет неоплаченные штрафы в связи с привлечением к административной ответственности 22.05.2007 по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, 06.08.2008 по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ.
Таким образом, в связи с имеющимися неоплаченными штрафами по каждому из указанных водителей конкурсной комиссией необоснованно проставлено по одному баллу, по водителю Бурзаеву А.В. - 4 балла.
Согласно п. 4.4 Положения и п. 2.4 конкурсной документации претенденты несут ответственность за достоверность представленной ими информации.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения конкурсная комиссия имеет право в случае наличия сомнений в подлинности представленных участником конкурса документов или достоверности указанных в них сведений, принимать меры по получению дополнительных сведений у соответствующих органов и организаций.
Однако конкурсная комиссия названным правом не воспользовалась, достоверность сведений в справках без указания дат их выдачи и с истекшим сроком, представленных ООО "Колонна N 8", не проверила, меры по получению дополнительных сведений в УГИБДД МВД по РБ не предприняла.
Довод ответчика о признании сведений, представленных УГИБДД МВД по РБ суду, недопустимыми доказательствами, отклоняется.
На основании статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В соответствии с п.п. 5 и 6 ст. 66 АПК РФ в случае непредставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд истребует доказательства от этих органов по своей инициативе. Об истребовании доказательств арбитражный суд выносит определение.
С согласия лиц, участвующих в деле, для проверки справок и устранения противоречий в сведениях, имеющихся в материалах дела, 9 марта 2010 года судом вынесено определение об истребовании доказательств у группы по исполнению административного законодательства отдельного батальона дорожно-постовой службы ГИБДД по Республике Бурятия, а именно - справок о привлечении к административной ответственности и уплате административных штрафов на водителей ООО "Колонна N 8".
15 марта 2010 г. и.о. командира ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Бурятия согласно сопроводительному письму N 12/3369 представлены распечатки на водителей из электронной базы данных "Экар" нарушителей ПДД УГИБДД МВД по РБ.
Поскольку указанные письменные доказательства получены с соблюдением требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для признания данных распечаток на водителей недопустимыми доказательствами.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.12.93 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества" при разрешении споров, связанных с признанием сделок приватизации недействительными, следует иметь в виду, что под грубыми нарушениями правил конкурса или аукциона понимаются необоснованное исключение из числа участников конкурса или аукциона лиц, признаваемых покупателями, а также такие нарушения порядка проведения конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что открытый конкурс по определению перевозчиков в целях заключения с ними договоров на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении на территории Республики Бурятия (маршрут N 129 "Улан-Удэ - Сотниково") проведен с нарушением установленных правил, у Министерства отсутствовали предусмотренные основания для признания ООО "Колонна N 8" победителем конкурса, поэтому открытый конкурс является недействительным.
По результатам проведенного конкурса между Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (Заказчик) и ООО "Колонна N 8" (Перевозчик) заключен договор от 13.01.2010 N 13 на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок на территории Республики Бурятия N 129 "Улан-Удэ - Сотниково".
В соответствии с п. 1.1 договора Перевозчик обязуется осуществлять регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулярному пригородному маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково".
На основании части 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Однако заявителем требование о признании недействительным данного договора не заявлялось.
Признание сделки недействительной согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет применение правовых последствий - обязание каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, а в силу пункта 2 статьи 166 названного ГК РФ суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, являющаяся ничтожной, недействительна независимо от признания ее таковой судом.
По смыслу статей 1 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации применение любого способа защиты должно влечь восстановление нарушенного права. В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Заявителем также не заявлено требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки, в то время как само по себе признание сделки недействительной не влечет восстановления прав заявителя.
Между тем, ответчиком в ходе судебного заседания указано, что Министерством 27 февраля 2010 года в адрес ООО "Колонна N 8" направлено уведомление N И-050-000394/10 о расторжении договора N 13 от 13 января 2010 года на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" с 25 мая 2010 года в связи с выявленными нарушениями условий договора. Срок для расторжения договора - 25 мая 2010 года - установлен с учетом времени, необходимого для проведения нового конкурса.
Таким образом, данным уведомлением о расторжении договора участники конкурса приводятся в первоначальное положение.
Кроме того, МУП "Городские маршруты" заявлено требование об обязании ответчика принять новое решение о признании победителем конкурса МУП "Городские маршруты".
Данное требование удовлетворению не подлежит.
С учетом положения части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными. По результатам недействительных торгов конкурсной комиссией не может быть принято никакого решения.
Договор на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" может быть заключен Министерством только после проведения и по результатам нового конкурса.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия по регулярному пригородному маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" в части допуска к участию в конкурсе ООО "Колонна N 8", изложенного в п. 3.6.2 протокола от 18.12.2009 N 11.
3. Признать недействительным решение конкурсной комиссии по оценке заявок участников конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в Республике Бурятия по регулярному пригородному маршруту N 129 "Улан-Удэ - Сотниково", оформленного протоколом от 29.12.2009 N 12, о признании победителем конкурса ООО "Колонна N 8".
4. В удовлетворении требований в части обязания Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия принять новое решение о признании победителем конкурса МУП "Городские маршруты" и заключить договор на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок на территории Республики Бурятия N 129 "Улан-Удэ - Сотниково" отказать.
5. Обязать Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части удовлетворенных требований.
6. Взыскать с Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия в пользу муниципального унитарного предприятия "Городские маршруты" судебные расходы в размере 2000 руб. Выдать исполнительный лист.
7. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr.ru//.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2010 г. N А10-6191/2009 В иске предприятия о признании незаконным и отмене решения комиссии по проведению конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа в части обязания комиссии принять новое решение о признании победителем конкурса истца отказано, поскольку при признании недействительными торгов не может быть принято никакого решения (извлечение)
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был