Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 1 июля 2010 г. N А10-1340/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Государственного унитарного предприятия "Коммунстройсервис" к Администрации муниципального образования "Муйский район" о взыскании 1 609 786 рублей 35 копеек. При участии: от истца: Бадмаевой Е. В. - представителя по доверенности от 28.04.2009; от ответчика: представитель не явился.
Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 01 июля 2010 года.
Государственное унитарное предприятие "Коммунстройсервис" (далее по тексту -ГУП "Коммунстройсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании 1 609 786 рублей 35 копеек - долга и процентов с Администрации муниципального образования "Муйский район" (далее по тексту - Администрация МО "Муйский район").
В обоснование исковых требований представитель истца указал на то, что 16 мая 2010 года создано ГУП "Коммунстройсервис" (истец). Согласно уставу истец осуществляет деятельность, определенную уставом, в целях создания и эффективного использования аварийного запаса, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций в жилищно-коммунальном хозяйстве и извлечения прибыли.
06 июля 2007 года в адрес истца поступило письмо от главы Администрации МО "Муйский район" (ответчик) с просьбой о выделении материалов для проведения ремонтных работ к отопительному сезону 2007-2008 годах. Оплата гарантировалась в счет возмещения затрат, образующихся при оказании жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающих во временных домах.
Истцом ответчику из аварийного запаса материально-технических ресурсов были переданы товарно-материальные ценности по накладным на общую сумму 1 348 407 рублей 89 копеек.
Определением от 27.05.2010 судом принято заявленное истцом уменьшение исковых требований до 1 400 439 рублей 58 копеек, из которых: 1 348 407 рублей 89 копеек - основной долг, 52 031 рубль 69 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Уточнение исковых требований принято арбитражным судом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовым уведомлением N 99721 от 10.06.2010.
Согласно представленному отзыву на исковое заявление, представленного в предварительное судебное заседание 06 мая 2010 года представитель ответчика исковые требования не признал, пояснил, что в поданном исковом заявлении истец ссылается на те же обстоятельства, которые были заявлены в деле NА10-3476/2008. Решением от 10 марта 2009 по делу NА10-3476/2008 по иску ГУП "Коммунстройсервис" в Администрации МО "Муйский район" о взыскании долга за поставленные товарно-материальные ценности в удовлетворении исковых требований было отказано. Договор о предоставлении материально-технических ресурсов с ответчиком не заключался. Отсутствует надлежаще оформленная гарантия (договор) между истцом и ответчиком, следовательно, ответчик не может являться стороной спорного правоотношения. Договор купли-продажи не заключался, поэтому к предмету спора не могут быть применены нормы главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Представитель ответчика просил отказать в иске.
Выслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
Истец, основываясь на представленных в материалы дела документах, указал на следующие фактические обстоятельства по делу.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 108 от 29.03.2001 утверждено Положение о порядке формирования, содержания, расходования и пополнения аварийного запаса материально-технических ресурсов для организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия.
Согласно постановлению Республики Бурятия N 80 от 12 марта 2001 года, 16 мая 2001 года создано ГУП "Коммунстройсервис" (л.д. 25).
В соответствии с уставом истец осуществляет деятельность в целях создания и эффективного использования аварийного запаса, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций в жилищно-коммунальном хозяйстве и извлечения прибыли (л.д. 26-32).
06 июля 2007 года в адрес истца поступило письмо от главы Администрации МО "Муйский район" (ответчик) с просьбой о выделении материалов для проведения ремонтных работ к отопительному сезону 2007-2008 годах. Оплата гарантировалась в счет возмещения затрат, образующихся при оказании жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающих во временных домах (л.д. 11).
Факт передачи товара подтверждается накладными на получение товарно-материальных ценностей:
1) накладная N 63 от 23.07.2007 на сумму 995 132 рубля 36 копеек (л.д. 16);
2) накладная N 68 от 23.08.2008 на сумму 403 275 рублей 53 копейки (л.д. 17). Согласно представленным документам, истцом ответчику были выставлены:
1) счет-фактура N 63 от 23.07.2007 на сумму 995 132 рубля 36 копеек (л.д. 13);
2) счет-фактура N 66 от 23.08.2007 на сумму 344 568 рублей 17 копеек (л.д. 49);
3) счет-фактура N 66а от 23.08.2007 на сумму 13 010 рублей 40 копеек (л.д. 14);
4) счет-фактура N 66б от 23.08.2007 на сумму 45 696 рублей 96 копеек (л.д. 15). Согласно акту сверки взаимных расчетов между ГУП "Коммунстройсервис" и МУП "Муйские коммунальные сети" по состоянию на 10.06.2008 задолженность составила 1 348 407 рублей 89 копеек.
16 июня 2009 года было составлено соглашение о порядке и условиях погашения задолженности между Администрацией МО "Муйский район", МУП "Муйские коммунальные сети" и ГУП "Коммунстройсервис" (л.д. 19-20).
Материально-правовым требованием является требование истца о взыскании с ответчика долга по оплате товарно-материальных ценностей.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке формирования, содержания, расходования и пополнения аварийного запаса материально-технических ресурсов для организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия N 108 от 29.03.2001 (далее по тексту - положение), обязательный аварийный запас материально-технических ресурсов формируется:
- за счет целевого финансирования из республиканского бюджета на основании ежегодно принимаемого закона Республики Бурятия о республиканском бюджете, исходя из особенностей республики, технического состояния объектов и инженерных коммуникаций;
- возврата финансовых средств за полученные материалы и оборудование из аварийного запаса организациями районов под муниципальную гарантию.
Согласно пунктам 3.3, 3.4, 3.6 положения основанием для выдачи материально-технических ресурсов аварийного запаса является акт, устанавливающий место и время аварии, причины и последствия, материальный ущерб, подписанный комиссией и утвержденный главной муниципального образования. Предоставление материально-технических ресурсов производится в соответствии с договором между организацией, уполномоченной министерством, Министерством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия и муниципальным образованием под гарантию.
В экстренных случаях для ликвидации аварии и стихийных бедствий материально-технические ресурсы могут быть выделены организациям жилищно-коммунального хозяйства районов и городов под муниципальную гарантию с письменного разрешения заместителя Председателя Правительства - министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия с последующим оформлением акта в течение двух недель с момента аварии или стихийного бедствия.
Согласно акту обследования объектов коммунального хозяйства МУП "МКС" от 20.05.2007 произведен комиссионный осмотр и выявлено, что для подготовки и проведения отопительного сезона 2007-2008 годах предприятию необходимо привести в соответствие наличие оборудования и комплектования аварийного запаса (л.д. 87-89).
Арбитражным судом установлено, что договор о предоставлении материально-технических ресурсов с муниципальным образованием "Муйский район" не заключался.
В соответствии со статьями 115, 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ, действовавшей на дату передачи товарно-материальных ценностей, определено понятие и порядок предоставления муниципальных гарантий.
Так, государственной или муниципальной гарантией в целях настоящего кодекса признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого, соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:
- сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;
- определение объема обязательств по гарантии.
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.
Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.
Государственные гарантии субъектов Российской Федерации и муниципальные гарантии предоставляются субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении государственной или муниципальной гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается. Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета. Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга как вид долгового обязательства.
Истец не отрицал отсутствие муниципальной гарантии. Письмо Администрации МО "Муйский район" N 1358 от 06.06.2007(л.д. 11) не может быть признано доказательством в виде муниципальной гарантии, поскольку не соответствует требованиям бюджетного законодательства, регламентирующего порядок предоставления гарантии.
Довод истца о наличии акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 10.06.2008, составленный между истцом и МУП "Муйские коммунальные сети", арбитражным судом отклоняется, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения иска к Администрации муниципального образования "Муйский район".
Довод истца о наличии соглашения о порядке и условиях погашения задолженности от 16.06.2008, арбитражным судом отклоняется, поскольку в отсутствие муниципальной гарантии, само по себе соглашение не может быть признано достаточным доказательством в подтверждение наступления обязательства у ответчика перед истцом.
Кроме того, арбитражный суд считает, что истцом не соблюдены требования, предусмотренные в Постановлении Правительства Республики Бурятия от 29.03.2001 N 108, в части основания для выдачи материально-технических ресурсов аварийного запаса. Представленный акт от 12.07.2007 N 246 не свидетельствует об аварии, иного акта нет, подписанный Главой муниципального образования. Отсутствует акт экспертного заключения об ущербе, договор между организацией, уполномоченным министерством и муниципальным образованием под гарантию.
Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность заявленного иска. Арбитражный суд считает, что истцом не доказан факт возникновения обязательства по оплате товарно-материальных ценностей у ответчика - Администрации муниципального образования "Муйский район". Товарно-материальные ценности передавались и получены МУП "Муйские коммунальные сети".
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании 1 348 407 рублей 89 копеек - основного долга не подлежит удовлетворению. В этой связи, и не подлежит удовлетворению иск в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 52 031 рубля 69 копеек.
При принятии искового заявления к производству арбитражным судом было удовлетворено ходатайство истца о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины. Арбитражным судом Республики Бурятия предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 29 097 рублей 86 копеек на три месяца.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
- при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей. Следовательно, истец должен был уплатить государственную пошлину в сумме 29 097 рублей 86 копеек.
Согласно статье 102, пункта 2 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд, то есть уплачивается за юридически значимый факт. Уплаченная сумма государственной пошлины поступает в федеральный бюджет. Спор по существу заканчивается рассмотрением и вынесением настоящего судебного акта, соответственно, должен быть разрешен вопрос об уплате государственной пошлины при ее отсрочке.
Таким образом, истец обязан уплатить государственную пошлину в сумме 29 097 рублей 86 копеек в доход федерального бюджета, поскольку его исковые требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, процедура банкротства - наблюдение в отношении должника МУП "Муйские коммунальные сети" введена определением от 08 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1367/2010. Решением суда от 26 февраля 2009 года МУП "Муйские коммунальные сети" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Определением от 23 июня 2010 года продлено конкурсное производство МУП "Муйские коммунальные сети" до 26 сентября 2010 года.
Руководствуясь статьями 102, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать 29 097 рублей 86 копеек - государственной пошлины с Государственного унитарного предприятия "Коммунстройсервис" в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на Интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr.ru/.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 июля 2010 г. N А10-1340/2010 (извлечение)
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был