Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 28 июня 2010 г. N А10-2106/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Туган" об оспаривании постановления Административной комиссии Железнодорожного района города Улан-Удэ от 12.05.2010 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 14 Закона Республики Бурятия от 24.03.2005 N 1056-III "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории города и других населенных пунктов Республики Бурятия". При участии: заявителя: Пукалов С.В., директор Закирова Э.М., представитель по доверенности от 02.07.2009 Андаева Т.М., представитель по доверенности от 07.12.2009 ответчика, третьего лица: Тулохонов И.А., представитель по доверенности от 25.11.2009.
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2010 г. Полный текст решения изготовлен 28 июня 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Туган" (далее - ООО "Туган", общество) обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии Железнодорожного района города Улан-Удэ от 12.05.2010 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 14 Закона Республики Бурятия от 24.03.2005 N 1056-III "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории города и других населенных пунктов Республики Бурятия".
Определением суда от 23.06.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Железнодорожного района г. Улан-Удэ.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснила, что с обжалуемым постановлением не согласны по следующим основаниям. Правила, на которые ссылается административная комиссия в постановлении, на момент проверки 30.04.2010 не вступили в законную силу. Кроме того, учитывая положения действовавших на момент проверки Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению порядка в городе Улан-Удэ ООО "Туган" не является пользователем (владельцем) земельного участка, прилегающего к территории помещения сауны, входящего в состав здания бани-сауны, то есть не является надлежащим субъектом административного правонарушения. Административная комиссия при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушила статью 25.1 КоАП РФ, а именно представленные при рассмотрении дела объяснения не были приняты комиссией, им не дана оценка в постановлении, с материалами дела, на которые делается ссылка в постановлении, руководитель общества ознакомлен не был. Просит признать незаконным и отменить постановление от 12.05.2010.
Ответчик, третье лицо в судебном заседании, с требованиями заявителя не согласился, пояснил, что в Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению порядка в городе Улан-Удэ в новой и старой редакциях обязанности по уборке территорий идентичны, ссылка в постановлении на новую редакцию Правил не сказалась на законности принятого решения. Территория, используемая ООО "Туган", огорожена, земельный участок независимо от его регистрации принадлежит ООО "Туган". При привлечении к административной ответственности нормы процессуального права нарушены не были.
Дело рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 29.04.2010 главным специалистом отдела планирования и развития территории Администрацией Железнодорожного района г. Улан-Удэ на прилегающей к сауне ООО "Туган" территории, расположенной по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 35б, на расстоянии 1 метр вдоль ограждения обнаружены пакеты, коробки, бутылки, разбросанные вдоль ограждения.
30.04.2010 в отношении ООО "Туган" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14 Закона Республики Бурятия от 24.03.2005 N 1056-III "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории города и других населенных пунктов Республики Бурятия".
12.05.2010 административная комиссия Железнодорожного района г. Улан-Удэ вынесла в отношении ООО "Туган" постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, в котором указала, что ООО "Туган" нарушило пункт 4.1 Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 280-21, и привлекла ООО "Туган" к административной ответственности по статье 14 Закона Республики Бурятия от 24.03.2005 N 1056-III "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории города и других населенных пунктов Республики Бурятия" в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы заявителя, суд пришел к следующим выводам.
Статья 14 Закона Республики Бурятия от 24.03.2005 N 1056-III "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории города и других населенных пунктов Республики Бурятия" предусматривает ответственность за нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территорий, установленных правилами содержания территорий городов и населенных пунктов в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
В обжалуемом постановлении административная комиссия указала на нарушение обществом пункта 4.1 Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 280-21.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 280-21 4.1 уборка городских территорий проводится дважды в день: до 8 часов и до 18 часов. На магистралях и улицах с интенсивным движением транспорта уборочные работы проводятся в ночное время с 23 часов до 7 часов с соблюдением предельно допустимых уровней шума и вибраций, регламентированных Санитарными нормами и правилами. Уборка мест массового посещения населения (подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон и другие) производится в течение всего рабочего дня. В случаях экстремальных погодных явлений (ливневый дождь, снегопад, гололед и т.п.) режим уборочных работ устанавливается приказом Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.
Согласно пункту 2 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 280-21 "Об утверждении Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции" настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования. Указанное решение было опубликовано в "Правда Бурятии" N 18 от 01.05.2010, следовательно, вступило в законную силу 01.05.2010.
Судом при рассмотрении дела установлено, что правонарушение было выявлено 29.04.2010, протокол об административном правонарушении составлен 30.04.2010, то есть до вступления в законную силу Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 280-21 "Об утверждении Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции". Таким образом, ссылка Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ в постановлении о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 12.05.2010 на Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 280-21 "Об утверждении Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции" является необоснованной.
На момент проведения проверки действовало Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 14.06.2007 N 642-65 "О Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ", которым и должен был руководствоваться административный орган.
Согласно пункту 4.2. Правил от 14.06.2007 определение границ территории уборки между хозяйствующими субъектами, организациями по обслуживанию жилищного фонда осуществляется администрациями районов г. Улан-Удэ в соответствии с настоящими Правилами с составлением схематических карт уборки. Один экземпляр схематических карт для координации и контроля находится в Комитете городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, какие-либо схематические карты уборки территорий никогда не составлялись. Следовательно, вменить Обществу нарушение пункта 4.2 Правил, действовавших на момент проверки, нельзя.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 1, 2 ст. 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Положениями статьи 29.7 КоАП Российской Федерации установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, пунктом 5 части 1 которой предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.
Указанные нормативные положения носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению административным органом при привлечении лиц к административной ответственности.
Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Общество в обоснование правовой позиции по делу указало на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении ему не были разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности, представленные директором Общества объяснения не были приняты административной комиссией, в постановлении им не дана правовая оценка, директор общества не был ознакомлен с материалами дела, на которые делается ссылка в постановлении (фотографии, план-схема, объяснения работников УО ООО "Эталон-С").
Судом установлено, что административной комиссией при привлечении ООО "Туган" к административной ответственности и вынесении оспариваемого постановления требования частей 1, 2 статьи 25.1, пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП Российской Федерации выполнены не были.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от 12.05.2010, рассмотрение дела осуществлено с участием директора ООО "Туган" Пукалова С.В., однако, оспариваемое постановление не содержит сведений о выполнении административной комиссией при рассмотрении дела об административном правонарушении требований частей 1,2 статьи 25.1, пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП Российской Федерации о разъяснении участвующему в деле лицу его прав, об ознакомлении с материалами административного дела, об оценке объяснений директора Общества. Иные доказательства, имеющиеся в материалах дела, также не содержат данных сведений.
Принимая во внимание, что директор Общества отрицает факт разъяснения ему прав, предусмотренных главой 25 КоАП Российской Федерации, ознакомления его с материалами административного дела и ответчиком не представлены доказательства того, что при рассмотрении материалов административного дела разъяснялись представителю Общества его права и обязанности, были заслушаны его объяснения, был ознакомлен с материалами административного дела, суд приходит к выводу о том, что при привлечении общества к административной ответственности административной комиссией были допущены существенные процессуальные нарушения, которые не могли быть устранены в ходе рассмотрения дела по существу.
В соответствии с п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, Административной комиссией при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Туган" назначен штраф в размере 60 000 рублей, тогда как санкция статьи 14 Закона Республики Бурятия от 24.03.2005 N 1056-III "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории города и других населенных пунктов Республики Бурятия" предусматривает ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от десяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей. При этом административной комиссией не обоснована причина наложения максимального штрафа, не указаны отягчающие вину обстоятельства.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования заявителя удовлетворить.
2. Признать постановление Административной комиссии Железнодорожного района города Улан-Удэ от 12.05.2010 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Туган", расположенного по адресу г. Улан-Удэ, ул. Мокрова 19а-38, к административной ответственности по статье 14 Закона Республики Бурятия от 24.03.2005 N 1056-III "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории города и других населенных пунктов Республики Бурятия" в размере 60 000 рублей незаконным и подлежащим отмене полностью.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 июня 2010 г. N А10-2106/2010
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был