Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 29 июня 2010 г. N А10-1661/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" к Улан-Удэнской квартирно-эксплуатационной части района Сибирского военного округа и Федеральному бюджетному учреждению "Управление Сибирского военного округа" о взыскании 50 000 рублей - долга за тепловую энергию и теплоноситель по государственному контракту N 5444. При участии: от истца: Жуковой О.В. - представителя по доверенности N 158 от 05.02.2010; от ответчика - Улан-Удэнской квартирно-эксплуатационной части района Сибирского военного округа: Гатановой К.Д. - представителя по доверенности N 1986 от 09.12.2009, Баженовой Т. Д. - представителя по доверенности N 397 от 01.03.2010; от ответчика - Федерального бюджетного учреждения "Управление Сибирского военного округа": Гатановой К. Д. - представителя по доверенности N 12 от 08.02.2009.
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 29 июня 2010 года.
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее по тексту - ОАО "ТГК N 14") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании 50 000 рублей - долга за тепловую энергию и теплоноситель по государственному контракту N 5444 с Улан-Удэнской квартирно-эксплуатационной части района Сибирского военного округа (Улан-Удэнская КЭЧ района) и Федерального бюджетного учреждения "Управление Сибирского военного округа" (ФБУ "Управление Сибирского военного округа").
В обоснование исковых требований представитель истца указал на то, что между ОАО "ТГК N 14" и ФБУ "Управление Сибирского военного округа", Улан-Удэнской КЭЧ района заключен государственный контракт на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде N 5444 (далее по тексту - государственный контракт).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.3.1, 4.5, 4.6 государственного контракта ОАО "ТГК N 14" (истец) приняло на себя обязанность обеспечить тепловой энергией ФБУ "Управление Сибирского военного округа", Улан-Удэнской КЭЧ района (ответчика).
Ответчик в свою очередь, принять и оплатить тепловую энергию по тарифам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия, а теплоноситель - по тарифам, установленным энергоснабжающей организацией.
Согласно расчету ответчик за февраль-март 2010 года потребил тепловую энергию в количестве 6040, 94 Гкал., нормативные утечки составили 14 511, 38 т, на общую сумму 7 609 838 рублей 05 копеек, с учетом частичной оплаты в сумме 83 589 рублей 51 копейка, сумма задолженности составила 7 526 248 рублей 54 копейки.
Определением от 02.06.2010 судом принято заявленное истцом увеличение исковых требований с 50 000 рублей до 7 233 222 рублей 57 копеек.
Представители ответчика - Улан-Удэнской квартирно-эксплуатационной части района Сибирского военного округа в отзыве на исковое заявление указали на то, что Улан-Удэнская КЭЧ района не обладает статусом юридического лица, а также в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц инспекции не значится. Между ОАО "ТГК N 14" и Улан-Удэнской КЭЧ района, являющейся структурным подразделением ФБУ "Управление Сибирского военного округа", заключен государственный контракт N 5444. В соответствии с положением об Улан-Удэнской КЭЧ района ответчик не является юридическим лицом, но может вступать в договорные отношения с предприятиями, учреждениями и организациями. Представители ответчика пояснили, что Улан-Удэнская КЭЧ района не может быть ответчиком в данном деле.
Представитель ответчика в судебном заседании уточнил наименование ответчика - Федеральное бюджетное учреждение "Управление Сибирского военного округа".
Представители ответчиков - Улан-Удэнской квартирно-эксплуатационной части района Сибирского военного округа и - Федерального бюджетного учреждения "Управление Сибирского военного округа" исковые требовании признали полностью.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Материально-правовым требованием является требование истца о взыскании с ответчика стоимости отпущенной ответчику тепловой энергии и теплоносителя, обязанность по оплате которой установлена государственным контрактом на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде N 5444.
Как следует из материалов дела, между истцом, являющимся энергоснабжающей организацией, и ответчиком, являющимся абонентом, заключен государственный контракт на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде N 5444.
Согласно условиям государственного контракта, предметом его являются отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде и связанные с этим взаимоотношения сторон (пункт 1.1 государственного контракта). Энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту тепловую энергию в горячей воде и сетевую подпиточную воду, с максимумом тепловой нагрузки: 7, 32650 Гкал/час., в том числе на отопление 5, 15320 Гкал/час., на горячее водоснабжение 2, 11430 Гкал/час. Ориентировочная сумма годового потребления тепловой энергии и теплоносителя составляет 26 270 903 рубля 81 копейка (в том числе налог на добавленную стоимость 4 007 426 рублей) по тарифам на момент заключения настоящего соглашения (пункт 2.1.1 государственного контракта). Энергоснабжающая организация обязуется выдавать абоненту до 05 числа следующего за расчетным месяца счета-фактуры, счета и акты сверок взаиморасчетов за потребленную тепловую энергию и теплоноситель (пункт 2.1.2 государственного контракта). Абонент обязуется принять и оплатить полученную на границе раздела с энергоснабжающей организацией тепловую энергию и теплоноситель, в сроки и в порядке, предусмотренном разделом 4 договора (пункт 2.3.1 государственного контракта). Оплата за тепловую энергию и теплоноситель осуществляется за счет средств федерального (республиканского) бюджета в пределах выделенного лимита бюджетных обязательств на соответствующий год. Промежуточный расчет за тепловую энергию и теплоноситель производится абонентом в размере 30% от ежемесячного потребления. Оплата текущего потребления тепловой энергии и теплоносителя производится абонентом платежным поручением на основании счета, который абонент представляет в орган Республиканского казначейства для перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации и обеспечивает прохождение платежа в срок до 25 числа текущего месяца. Окончательный расчет с учетом фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя на основании выставленных счетов-фактур производится абонентом в сроки, обеспечивающие поступление средств на 4 расчетный счет энергоснабжающей организации до 08 числа следующего за расчетным месяца (пункт 4.1 государственного контракта). Государственный контракт вступает в силу с 01 апреля 2006 года и действует по 31 декабря 2006 года (пункт 8.3 государственного контракта). Государственный контракт считается ежегодно пролонгированным на следующий календарный год на тех же условиях, если ни одна из сторон, в срок не позднее одного месяца до окончания действия государственного контракта письменно не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового государственного контракта (пункт 8.4 государственного контракта).
Приложениями N 2 к государственному контракту "Список объектов "КЭЧ-В/часть 07342, в/часть 57331", "Список объектов "Сибирский военный округ", "Список объектов В/Ч 74056", "Список объектов 65409", "Список объектов КЭЧ-В/склад 197", "Список объектов Сибирский военный округ", "Список объектов В/Ч 32412" сторонами согласованы объекты теплопотребления и установлены максимальные тепловые нагрузки на отопление (л.д. 24-31).
Исходя из положений статей 307, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, между сторонами сложились отношения, возникающие из договоров энергоснабжения, являющихся разновидностью договора купли-продажи, отношения по которым регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и общими положениями гражданского законодательства об обязательствах и договорах.
Согласно частям 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также обеспечении учета потребленной энергии.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ) энергоснабжающая организация - это хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Как указано в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющие деятельность, приносящую им доход.
Таким образом, с учетом вышеназванных норм права истец является хозяйствующим субъектом. Истец по государственному контракту на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде N 5444 осуществляет поставку (продажу) тепловой энергии ответчику, что соответствует установленному действующим законодательством статусу энергоснабжающей организации.
Согласно части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Как установлено статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В связи с тем, что тепловая энергия передана, у ответчика, согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации возникла обязанность по оплате фактически принятой тепловой энергии.
Согласно актам о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, определены границы обслуживания между ОАО "ТГК N 14" и Улан-Удэдской КЭЧ района и установлена эксплуатационная ответственность между ними (л.д. 12-23).
Согласно пункту 3.1 государственного контракта, количество потребленной абонентом тепловой энергии и теплоносителя определяется по приборам учета, установленным на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента.
Однако арбитражным судом установлено в ходе судебного разбирательства, что приборы учета расхода тепловой энергии отсутствуют.
В этой связи, истцом расход тепловой энергии рассчитан в соответствии с пунктом 3.7 государственного контракта на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде. Данным пунктом договора предусмотрено, что при отсутствии приборов учета расчеты отпущенной тепловой энергии и теплоносителя производятся согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, СНиП II 04.07-86 "Тепловые сети", СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" в соответствии с договорными тепловыми нагрузками потребителей.
Расчет произведен в соответствии с пунктом 2.1.1 государственного контракта, предусматривающим тепловую нагрузку отопление 5,15320 Гкал/час., на горячее водоснабжение 2, 11430 Гкал/час.
Как указывает истец, ответчиком за период февраль-март 2010 года потреблено отпущенной тепловой энергии в количестве 6040, 94 Гкал., нормативные утечки составили 14 511, 38 т, на общую сумму 7 609 838 рублей 05 копеек. С учетом частичной оплаты в сумме 83 589 рублей 51 копейка, сумма задолженности составила 7 526 248 рублей 54 копейки.
В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены расчетное годовое потребление тепловой энергии и теплоносителя с разбивкой по месяцам (л.д. 32), выставлены для оплаты счета-фактуры N 035530/5444-02 ДУ от 28.02.2010 (л.д. 33-34), N 036415/5444-03 ДУ от 31.03.2010 (л.д. 45-46).
Согласно пункту 4.1 государственного контракта оплата за тепловую энергию и теплоноситель осуществляется за счет средств федерального (республиканского) бюджета в пределах выделенного лимита бюджетных обязательств на соответствующий год. Промежуточный расчет за тепловую энергию и теплоноситель производится абонентом в размере 30% от ежемесячного потребления. Оплата текущего потребления тепловой энергии и теплоносителя производится абонентом платежным поручением на основании счета, который абонент представляет в орган Республиканского казначейства для перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации и обеспечивает прохождение платежа в срок до 25 числа текущего месяца. Окончательный расчет с учетом фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя на основании выставленных счетов-фактур производится абонентом в сроки, обеспечивающие поступление средств на расчетный счет энергоснабжающей организации до 08 числа следующего за расчетным месяца.
Из материалов дела следует, что ответчик частично оплатил выставленные счета-фактуры, остаток непогашенной задолженности явился основанием для взыскания данной суммы в судебном порядке.
В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие об уплате долга в сумме 7 233 222 рубля 57 копеек.
Расчет долга за потребленную тепловую энергию произведен истцом с применением тарифа в сумме 1028 рублей 18 копеек на 2010 год, установленного Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N 2/70 от 03.12.2009 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ОАО "ТГК-14" (л.д. 63).
Также, истцом рассчитана сумма иска за горячее водоснабжение в соответствии с Приказом ОАО "ТГК-14" N 65 от 01.02.2010 "Об установлении стоимости воды для нужд горячего водоснабжения по городу Улан-Удэ на 2010 год". Согласно указанному приказу установлена стоимость воды на 2010 год в размере 19 рублей 34 копейки за 1 куб.м, в том числе НДС 18% -2 рубля 95 копеек (л.д. 64).
Расчет оплаты за потребленную тепловую энергию и теплоноситель произведен в соответствии с условиями государственного контракта и установленными тарифами на соответствующие периоды, что арбитражным судом признается правильным. Вместе с тем, отсутствуют сведения о погашении образовавшейся задолженности ответчиком.
Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что истцом доказан факт отпуска тепловой энергии в горячей воде за период в февраль-март 2010 года.
В ходе судебного разбирательства ответчики иск признал, что принимается арбитражным судом во внимание.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Улан-Удэнская КЭЧ района не является юридическим лицом, является структурным подразделением. Финансирование государственного контракта осуществляется из федерального бюджета, которое поступает непосредственно в Федеральное бюджетное учреждение "Управление Сибирского военного округа", следовательно, нести ответственность по обязательствам должно ФБУ "Управление Сибирского военного округа", являющееся юридическим лицом.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании 7 233 222 рубля 57 копеек - долга за тепловую энергию и теплоноситель подлежит удовлетворению, путем взыскания с ответчика - Федерального бюджетного учреждения "Управление Сибирского венного округа".
Судебные расходы в сумме 2000 рублей, понесенные истцом по уплате государственной пошлины, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует отнести на ответчика.
Истец увеличил сумму иска до 7 233 222 рубля 57 копеек.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей.
Следовательно, истец при цене иска 7 233 222 рубля 57 копеек должен уплатить 59 166 рублей 11 копеек, с учетом уплаченной государственной пошлинный в сумме 2000 рублей, истец не доплатил 57 166 рублей 11 копеек.
Ответчик заявил ходатайство об уменьшении суммы государственной пошлины в связи с тем, что ответчик является получателем бюджетных средств, по смете не выделены денежные средства для оплаты государственной пошлины.
Арбитражный суд считает, возможным удовлетворить ходатайство ответчика об уменьшении суммы государственной пошлины в ввиду обоснованных обстоятельств невозможности уплаты суммы государственной пошлины в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
исковые требования удовлетворить полностью.
Взыскать 7 233 222 рубля 57 копеек - основной долг за тепловую энергию, 2000 рублей - государственной пошлины с Федерального бюджетного учреждения "Управление Сибирского венного округа" в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14".
В удовлетворении иска к Улан-Удэнской квартирно-эксплуатационной части района Сибирского военного округа отказать.
Ходатайство об уменьшении суммы государственной пошлины удовлетворить до 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на Интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 июня 2010 г. N А10-1661/2010
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был