Конституционный Суд Республики Бурятия, руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, пунктом "а" части 2 статьи 3, статьями 47, 50, 55 Закона Республики Бурятия от 25.10.1994 г. N 42-I "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (в редакции законов Республики Бурятия от 14.04. 2000 г. N 373-II, от 24.12.2001 г. N 895-II), рассмотрел в открытом заседании дело по ходатайству Правительства Республики Бурятия о разрешении спора о компетенции между Правительством Республики Бурятия и Народным Хуралом Республики Бурятия в связи с изданием постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 19 ноября 2003 года N 514-III "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года" (в части абзаца 6 пункта 3),опубликованного в газете "Бурятия" 29 ноября 2003 года N 225 (3123).
По-видимому, в тексте настоящего Постановления допущена опечатка. В пункте 3 постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 19 ноября 2003 года N 514-III абзац 6 отсутствует
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Правительства Республики Бурятия, полагающего, что издание Народным Хуралом Республики Бурятия постановления Народного Хурала Республики Бурятия "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года" (в части абзаца 6 пункта 3) нарушает установленное Конституцией Республики Бурятия разграничение компетенции между Президентом Республики Бурятия, Народным Хуралом Республики Бурятия и Правительством Республики Бурятия.
Основанием к рассмотрению дела явилось обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности соответствующего полномочия.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д. Улымжиева, объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия
установил:
Согласно абзацу 6 пункта 3 постановления Народного Хурала Республики Бурятия "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года" Правительству Республики Бурятия рекомендовано "представление в Народном Хурале Республики Бурятия законопроектов по вопросам республиканского бюджета и отчетов об его исполнении поручать Первому заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия".
Правительство Республики Бурятия считает, что Народный Хурал Республики Бурятия, издав постановление "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года" (в части абзаца 6 пункта 3), вышел за пределы своей компетенции и обращается к Правительству Республики Бурятия как к неуполномоченному органу. Правительство Республики Бурятия не вправе поручать Первому заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия представление в Народном Хурале Республики Бурятия законопроектов по вопросам республиканского бюджета и отчетов об его исполнении.
Народный Хурал Республики Бурятия в обоснование своей позиции указывает, что при принятии постановления "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года" он действовал в рамках своих полномочий, определенных в статье 86 Конституции Республики Бурятия.
В частности, в соответствии с пунктом "я" статьи 86 Конституции Республики Бурятия к полномочиям Народного Хурала Республики Бурятия отнесено осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.
Согласно пункту 2 статьи 52 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" от 19.04.1995 г. (в редакции законов Республики Бурятия от 12.07.2001 г. N 756-II, от 24.04.2002 г. N 993-II, от 07.08.2002 г. N 50-III, от 16.10. 2002 г. N 97-III, от 29.09.2003 г. N 424-III) Народный Хурал Республики Бурятия вправе давать оценку, выражать мнение о деятельности других органов государственной власти, организаций, должностных лиц, а также положению, ситуации, сложившимся в общественно-политической и социально-экономической сфере Республики Бурятия и Российской Федерации. Обращения, предложения и рекомендации, в которых содержатся позиция, мнение и оценка Народного Хурала, могут быть направлены соответствующим органам государственной власти, организациям и должностным лицам.
Кроме того, в пункте 3 статьи 52 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" указывается, что органы государственной власти, должностные лица в Республике Бурятия, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия, не вправе препятствовать осуществлению Народным Хуралом своей деятельности.
Пункт 3 постановления Народного Хурала Республики Бурятия "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года", по утверждению представителей Народного Хурала Республики Бурятия, носит рекомендательный характер. Принятие рекомендаций по какому-либо вопросу является формой выражения позиции Народного Хурала Республики Бурятия, что не только входит в компетенцию Народного Хурала, но и относится к правовой гарантии осуществления деятельности Народного Хурала.
Согласно частям 1 и 4 статьи 5 Конституции Республики Бурятия государственная власть в Республике Бурятия едина и осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и их взаимодействие устанавливаются федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 29.07.2000 г. N 106-ФЗ, от 08.02.2001 г. N 3-ФЗ, от 07.05.2002 г. N 47-ФЗ, от 24.07.2002 г. N 107-ФЗ, от 11.12.2002 г. N 169-ФЗ, от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ) законом субъекта Российской Федерации утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В подпункте "б" пункта 2 статьи 21 данного Федерального закона установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту "д" статьи 74 Конституции Республики Бурятия Президент Республики Бурятия представляет Народному Хуралу Республики Бурятия республиканский бюджет на соответствующий финансовый год и отчет об его исполнении. В пункте "в" части 3 статьи 93 Конституции Республики Бурятия закреплено, что Правительство Республики Бурятия разрабатывает для представления Президентом Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия проекты республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
Пункт 4 статьи 23 Закона Республики Бурятия от 19 июня 1996 года N 321-1 "О законопроектной деятельности в Республике Бурятия" (в редакции Закона Республики Бурятия от 24.11.2001 г. N 860-II) устанавливает, что к законопроекту, вносимому в Народный Хурал Республики Бурятия Президентом Республики Бурятия в порядке законодательной инициативы, прилагается решение Президента Республики Бурятия о назначении официальным представителем в Народном Хурале должностного лица, которому поручается представлять вносимый законопроект при его рассмотрении в Народном Хурале Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Республики Бурятия от 18 октября 2000 года N 501-II "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия" (в редакции Закона Республики Бурятия от 08.05.2001 г. N 707-II) Президент Республики Бурятия вносит в Народный Хурал Республики Бурятия проект закона о республиканском бюджете до 10 октября года, предшествующего планируемому году, а пункт 7 статьи 36 данного Закона устанавливает, что на сессии Народного Хурала Республики Бурятия заслушиваются доклады представителя Президента Республики Бурятия, Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по бюджету, налогам, финансам и банкам и Счетной палаты Республики Бурятия, по которым затем проводятся прения и принимается постановление Народного Хурала Республики Бурятия о принятии или об отклонении закона о республиканском бюджете.
Согласно пункту 4 статьи 52 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" Народный Хурал Республики Бурятия не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций.
Принятие Народным Хуралом Республики Бурятия постановления "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года" в части абзаца 6 пункта 3 - рекомендации Правительству Республики Бурятия "представление в Народном Хурале Республики Бурятия законопроектов по вопросам республиканского бюджета и отчета об его исполнении поручать Первому заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия" вступает в противоречие с подпунктом "а" пункта 2 статьи 5, подпунктом "б" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частями 1 и 4 статьи 5, пунктом "д" статьи 74, пунктом "я" статьи 86, пунктом "в" части 3 статьи 93 Конституции Республики Бурятия, пунктом 4 статьи 23 Закона Республики Бурятия "О законопроектной деятельности в Республике Бурятия", пунктом 1 статьи 33, пунктом 7 статьи 36 Закона Республики Бурятия "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия", пунктами 2 и 4 статьи 52 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия".
В данном случае Народный Хурал Республики Бурятия вышел за пределы своей компетенции, обратившись к Правительству Республики Бурятия как к органу, не уполномоченному принимать решение по соответствующему вопросу, с рекомендацией, противоречащей действующему законодательству. Правительство Республики Бурятия не вправе назначать представителя Президента Республики Бурятия при рассмотрении Народным Хуралом Республики Бурятия законопроектов по вопросам республиканского бюджета и отчетов об его исполнении - это исключительная компетенция Президента Республики Бурятия.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия органы государственной власти Республики Бурятия обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Конституцию Республики Бурятия и законы Республики Бурятия. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Бурятия, не должны противоречить Конституции Республики Бурятия, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 64, 65, 66, 83 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия, Конституционный Суд Республики Бурятия
постановил:
1. Признать принятие и издание постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 19 ноября 2003 года N 514-III "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года" в части абзаца 6 пункта 3 - рекомендации Правительству Республики Бурятия "представление в Народном Хурале Республики Бурятия законопроектов по вопросам республиканского бюджета и отчета об его исполнении поручать Первому заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия" не входящим в компетенцию Народного Хурала Республики Бурятия, нарушением установленных Конституцией Республики Бурятия принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между ними.
2. Согласно части 5 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, части 5 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" абзац 6 пункта 3 постановления Народного Хурала Республики Бурятия "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года" утрачивает силу.
3. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу после его провозглашения.
4. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 22 декабря 2003 г. "О разрешении спора между Правительством Республики Бурятия и Народным Хуралом Республики Бурятия в связи с изданием постановления Народного Хурала Республики Бурятия "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года" (в части абзаца 6 пункта 3)"
Текст постановления официально опубликован не был