Конституционный Суд Республики Бурятия, заслушав информацию судьи-докладчика А.Д. Улымжиева, проводившего на основании статьи 26 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" предварительное изучение запроса Прокурора Республики Бурятия,
установил:
14 мая 1999 г. в Конституционный Суд Республики Бурятия поступил запрос Прокурора Республики Бурятия о проверке конституционности статей 18 и 19 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия".
Заявитель отмечает, что согласно статье 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнитепьное законодательство, амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются законы федерального уровня, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В статье 61 (абзац 15) Конституции Республики Бурятия закреплено, что республика признает, что в ведении Российской Федерации находятся уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство.
Статьи 18 и 19 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" в той части, в которой они вторгаются в исключительную компетенцию Российской Федерации по вопросам, обозначенным в статье 71 (пункт "к") Конституции Российской Федерации и статье 61 (абзац 15) Конституции Республики Бурятия, противоречат Конституциям соответственно Российской Федерации и Республики Бурятия.
Согласно статье 72 (пункт "к") Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное законодательство. Указанное положение Конституции Российской Федерации признано Республикой Бурятия на основании пункта 11 статьи 62 Конституции Республики Бурятия.
Компетенция субъекта Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях определена в статье 5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В частности, это установление административной ответственности по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, установление правил, за нарушение которых наступает административная ответственность по статьям 85, 101, 111-2, частям 2 и 3 статьи 111-3, статьям 114-4, 112-1, 144, 149 КоАП РСФСР.
Вопрос о неприкосновенности депутатов в сфере административной ответственности и иных административных мер в том виде, как он решен в статье 18 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия", затрагивает принципы, основные положения и институты административного права и административной ответственности, то есть относится к основам административного права, установленным действующим федеральным законодательством. Изъятия из него по такому кругу вопросов не могут вводиться актом субъекта Российской Федерации.
Отсюда вытекает, что вопрос о неприкосновенности депутатов Народного Хурала Республики Бурятия в сфере административной ответственности и иных административных мер может быть решен только в отношении тех действий депутатов, административная ответственность за которые установлена законодательными актами Республики Бурятия.
Прокурор Республики Бурятия полагает, что статьи 18 и 19 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" вступают в противоречие с нормами федерального законодательства и Конституции Республики Бурятия, закрепляющей в статье 11, что законы и иные правовые акты, принимаемые в республике, не должны противоречить ее Конституции, а также Конституции и законам Российской Федерации.
Таким образом, заявитель фактически просит проверить конституционность названных статей Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, установленного Конституцией Российской Федерации и подтвержденного Конституцией Республики Бурятия.
Согласно пункту "б" части 2 статьи 125 Конституций Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации устанавливает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Положения, такие же как содержащиеся в статьях 18 и 19 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия", уже рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации в деле о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы (Постановление от 30 ноября 1995 года). Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о неприкосновенности депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации нашла свое отражение и в таких его решениях, как Постановление от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, Определение от 4 июня 1998 года по запросу Воронежской областной Думы о проверке конституционности статей 19 и 20 Закона Воронежской области "О статусе депутата Воронежской областной Думы".
Согласно Конституции Российской Федерации вопросы неприкосновенности депутатов, затрагивающие аспекты уголовного и уголовно-процессуального законодательства, находятся в ведении Российской Федерации и по ним принимаются федеральные законы (статья 71, пункт "о"; статья 76, часть 1); административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части 1); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Из приведенных конституционных положений вытекает, что законодательство субъекта Российской Федерации не может исключать возможность привлечения депутата своего законодательного (представительного) органа к уголовной либо административной ответственности, установленной федеральным законодательством, и тем самым определять не предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом порядок осуществления правосудия и судопроизводства, а также особые полномочия и порядок деятельности прокурора субъекта Российской Федерации.
Исходя из этого, положения об особых условиях привлечения депутатов Калининградской областной Думы к уголовной и административной ответственности, а также об иных исключениях из общих правил уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального законодательства Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 71 (пункты "г", "о"), 72 (пункты "к", "н" части 1), 76 (части 1, 2 и 5), 77 (часть 1), 118, 120 (часть 1), 129 (часть 5). Данное Постановление сохраняет свою силу.
Согласно статье 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения нормативного акта, признанные неконституционными, утрачивают силу. Согласно части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание отдельных положений нормативного акта не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения; положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, и положения об особых условиях привлечения депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации к уголовной и административной ответственности, а также об иных исключениях из общих правил уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального законодательства, содержащиеся в нормативных актах субъектов Российской Федерации, не могут применяться судами, органами и должностными лицами и подлежат отмене в установленном порядке.
Предмет запроса Прокурора Республики Бурятия совпадает с предметом обращения, по которому Конституционным Судом Республики Бурятия было принято решение об отказе в принятии его к рассмотрению, поскольку согласно статье 101 Конституции Республики Бурятия, статьям 3 и 44 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" поставленный вопрос находится вне компетенции Конституционного Суда Республики Бурятия (см. Заключение от 10 октября 1996 года).
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 38, 39, 42 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Прокурора Республики Бурятия, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Республики Бурятия ранее было вынесено решение, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Республики Бурятия по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Бурятия от 30 июня 1999 г. "По запросу Прокурора Республики Бурятия о проверке конституционности статей 18 и 19 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия"
Текст определения официально опубликован не был