Резолютивная часть решения оглашена "01" июня 2011 года
В полном объеме решение изготовлено "10" июня 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>,
рассмотрев дело от 15.04.2011 N 02-03/28-2011 по признакам нарушения администрацией МО "Бичурский район" (671360, Республика Бурятия, Бичурский район, с. Бичура, ул. Советская, 43) и ООО "Угольный разрез" (671374, Республика Бурятия, Бичурский район, с. Окино-Ключи, ул. Октябрьская, 10) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии:
от ответчика - администрации МО "Бичурский район", <_>, доверенность от 31.05.2011, <_>, заместителя главы МО "Бичурский район" по развитию инфраструктуры,
от ответчика - ООО "Угольный разрез", <_>, представителя по доверенности N 21 от 26.04.2011, <_>, представителя по доверенности от 16.08.2010,
установила:
Бурятским УФАС России в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами выявлены ограничивающие конкуренцию соглашения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Бурятским УФАС России 15.04.2011 возбуждено дело N 02-03/28-2011 в отношении администрации МО "Бичурский район" (далее - Администрация) и ООО "Угольный разрез" по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении Администрацией и ООО "Угольный разрез" соглашения от 01.09.2010 N 71-10 о социально-экономическом сотрудничестве в 2010-2011 г., которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Представитель Администрации при рассмотрении дела пояснила, что признает допущенное нарушение антимонопольного законодательства. Соглашение N 71-10 о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией муниципального образования "Бичурский район" Республики Бурятия и ООО "Угольный разрез" в 2010-2011 г. (далее - Соглашение N 71-10 от 01.09.2010, Соглашение) изначально не было направлено на юридическую экспертизу, не получало соответствующее заключение. После получения определения антимонопольного органа о назначении дела к рассмотрению, Соглашение поступило в юридический отдел, где было предложено расторгнуть соглашение, как нарушающее статью 16 Закона о защите конкуренции.
22.04.2011 Администрация и ООО "Угольный разрез" заключили соглашение о расторжении Соглашения N 71-10 от 01.09.2010. Каких-либо согласованных действий сторон, направленных на укрепление финансово-экономического состояния ООО "Угольный разрез" со стороны Администрации не осуществлялось. Земельные участки в аренду после заключения Соглашения обществу не предоставлялись.
Представитель ООО "Угольный разрез" <_> при рассмотрении дела 12.05.2011 пояснил, что заключенное Соглашение является рамочным, заключено с целью снижения бюрократических издержек при оформлении земельных участков для строительства дорог, для ускорения документооборота.
Представитель ООО "Угольный разрез" <_> подтвердил факт расторжения Соглашения, вместе с тем не согласен с нарушением антимонопольного законодательства. Считает, что границы осуществления сотрудничества сторон определены в пределах полномочий.
Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, выступления ответчиков по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с Уставом МО "Бичурский район", принятым
Бичурским районным Советом депутатов (решение N 126 от 30.06.2005) Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Бичурского района. Администрацию возглавляет глава Бичурского района на принципах единоначалия.
Администрация, в лице главы - руководителя Администрации <_>, действующего на основании Устава и ООО "Угольный разрез", в лице генерального директора <_>, действующего на основании Устава заключили Соглашение N 71-10 от 01.09.2010.
Предметом Соглашения является взаимодействие сторон в период проведения геологоразведочных работ и на весь период промышленной добычи на месторождении "Окино-Ключевское" в целях содействия по обеспечению социально-экономического развития Бичурского района РБ, а также согласованные действия сторон, направленные на укрепление финансово-экономического состояния ООО "Угольный разрез" и его развитие, обеспечение социальных гарантий работников ООО "Угольный разрез".
Заключив указанное Соглашение, Администрация должна осуществлять действия, направленные на укрепление финансово-экономического состояния конкретного хозяйствующего субъекта (ООО "Угольный разрез"), что является предоставлением преимуществ последнему по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов местного самоуправления.
По указанному Соглашению Администрация взяла на себя обязательства предоставить ООО "Угольный разрез" в аренду земельные участки, расположенные на территории МО "Бичурский район".
Вместе с тем, предоставление земельных участков, в том числе в аренду, регулируется Земельным кодексом РФ. Так, например, в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исполнительный орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Следовательно, выделение земельных участков должно производиться в соответствии с нормами земельного законодательства.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в действиях Администрации и ООО "Угольный разрез" содержится нарушение статьи 16 Закона о защите, выразившееся в заключении Соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Вместе с тем, Администрацией и ООО "Угольный разрез" представлены доказательства, свидетельствующие о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, соглашение от 22.04.2011 о расторжении Соглашения N 71-10 "О социально-экономическом сотрудничестве.
Комиссия принимает во внимание отсутствие последствий заключенного Соглашения, а также факт того, что обязательства (например, предоставление в аренду земельных участков), принятые сторонами в указанном Соглашении, не исполнялись.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать Администрацию и ООО "Угольный разрез" нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в заключении Администрацией и ООО "Угольный разрез" Соглашения N 71-10 от 01.09.2010, предусматривающего согласованные действия сторон, направленные на укрепление финансово-экономического состояния ООО "Угольный разрез" и его развитие, обеспечение социальных гарантий работников ООО "Угольный разрез", которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Прекратить рассмотрение дела N 02-03/28-2011 в отношении Администрации и ООО "Угольный разрез" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать соответствующие материалы должностному лицу Бурятского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 10 июня 2011 г. N 02-03/28-2011 "О нарушении антимонопольного законодательства"
Текст решения размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия http://buryatia.fas.gov.ru