Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 24 июня 2011 г. N А10-1159/2011
Резолютивная часть решения объявлена "21" июня 2011 г.
Полный текст решения изготовлен "24" июня 2011 г.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д.-С., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Филатьевым И.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Байкальская региональная компания" (ИНН 8506007118, ОГРН 1028500598829) к Управлению архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344) о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении предписания от 30 марта 2011 года N 20450337,
при участии:
заявителя: Мельниковой С.В., представителя по доверенности от 01.03.2011, Шородок В.В., представителя по доверенности от 14.06.2011;
ответчика: Хамеруева Д.Ю., представителя по доверенности от 01.06.2011 N 259; установил:
Закрытое акционерное общество "Байкальская региональная компания" (ЗАО "Байкальская региональная компания") обратилось в суд с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ (далее - Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении предписания от 30 марта 2011 года N 20450337.
Представители заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержали и пояснили, что 30 марта 2011 года Управлением в адрес заявителя было вынесено предписание о демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции, размещенной по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 В. Вместе с тем, размещенная заявителем стела не является рекламной конструкцией, поскольку содержит извещение о фактическом нахождении АЗС, с указанием ассортимента, цен, а также вида предоставляемой услуги. Стела с размещенной на ней информацией является обязательной для ЗАО "Байкальская региональная компания". Статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что изготовитель обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В силу пункта 3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, при осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС помимо прочего, наименование организации, перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг. В соответствии с пунктом 3.3 названных Правил допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. Размещение информационных тумб и коробов (стел) с указанием ассортимента и цен на отпускаемые нефтепродукты при подъезде к АЗС не может рассматриваться как наружная реклама, а является вывеской, поскольку назначение информации такого характера с учетом специфики деятельности указанного объекта соответствует требованиям законодательства и состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении АЗС, ценах на бензин, следовательно, нет необходимости в получении разрешения на их установку. Доказательств того, что данная конструкция расположена вне территории АЗС, ответчиком не представлено. Указанным предписанием Управление незаконно возлагает на заявителя обязанность по демонтажу конструкции и приведению места ее установки в первоначальное состояние.
Представитель Управления заявленные требования не признал, сославшись на то, что спорная стела, принадлежащая ЗАО "Байкальская региональная компания", содержит сведения, не являющиеся обязательными для вывески, и находится за пределами территории АЗС. Следовательно, данное сооружение не может рассматриваться как вывеска в понятии Закона "О защите прав потребителей". Таким образом, указанная стела является незаконно установленной рекламной конструкцией и подлежит демонтажу. Действия заявителя по размещению стелы на земельном участке, ему не принадлежащем, противоречат законодательству. В удовлетворении требований заявителя просил отказать.
Дело рассматривается судом в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 18 мая 2002 года ЗАО "Байкальская региональная компания" зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 10).
ЗАО "Байкальская региональная компания" принадлежит на праве собственности автозаправочная станция, расположенная по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 Б (л.д. 30).
30 марта 2011 года Управлением ЗАО "Байкальская региональная компания" выдано предписание N 20450337. Обществу предписано в срок до 04 апреля 2011 года демонтировать рекламную конструкцию, размещенную по адресу: г. Улан-Удэ, Ключевская, 40в и привести место ее установки в первоначальное состояние. Кроме этого, Управление указало, что на основании письма Федеральной антимонопольной службы от 22.05.2007 N АК/7944 данная информационная стела является рекламной конструкцией, поскольку размещена не на территории АЗС, из этого следует, что на данную рекламную конструкцию распространяется ФЗ-N 38 от 13.03.2006 "О рекламе", следовательно, рекламная конструкция является незаконно установленной. Основанием для вынесения указанного предписания явилось обращение ректора ГОУ ВПО "Восточно-Сибирский государственный технологический университет" о размещении по ул. Ключевская 40 "в" рекламного столба с логотипом Байкальской региональной компании.
Не согласившись с действиями Управления по вынесению предписания от 30 марта 2011 года N 20450337, заявитель обратился в суд.
Дело рассматривается судом в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пунктам 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Статьей 19 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе").
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе").
Согласно Положению об Управлении архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 01 февраля 2011 года N 32, Управление заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа "город Улан-Удэ", а также выдает разрешения на установку рекламной конструкции и предписания на демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций.
Таким образом, Управление в рамках возложенных на него функций правомочно выдавать предписания на демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций.
Согласно разделу 4 Правил распространения наружной рекламы, информации и установки рекламных конструкций на территории города Улан-Удэ, утвержденных Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 21 июня 2007 года N 311, к информации, не содержащей сведений рекламного характера и размещаемой в городе Улан-Удэ без получения разрешения, относятся, в том числе, вывеска хозяйствующего субъекта, содержащая информацию в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (фирменное наименование своей организации, сведения о государственной регистрации, место ее нахождения (адрес), режим ее работы).
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске.
Статьей 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно пункту 3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229 (в редакции приказа Минэнерго РФ от 17.06.2003 N 226), на автозаправочных станциях, помимо прочего, должно быть указано наименование организации, перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг.
В соответствии с п. 3.3 указанных Правил допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема.
В пункте 759 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, указано, что при въезде на территорию АЗК (АЗС) должно быть установлено информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗК (АЗС).
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из содержания названной нормы следует, что Управление обязано доказать, что размещенная Обществом информация является рекламой и она размещена на материальном носителе, являющемся рекламной конструкцией, расположенном на земельном участке, не принадлежащем Обществу и не занятом автозаправочной станцией.
Вместе с тем, Управлением таких доказательств суду не представлено.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в непосредственной близости от АЗС по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 Б расположена информационная стела с логотипом Общества и указанием ассортимента и цен на отпускаемые нефтепродукты.
По мнению суда, спорная конструкция не содержит рекламной информации, может быть размещена без получения соответствующего разрешения. Назначение информации об ассортименте и ценах на нефтепродукты, размещенной на спорной конструкции, соответствует требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и эксплуатации автозаправочных станций.
Как видно из представленных фотографий, на спорной конструкции изображен логотип ЗАО "Байкальская региональная компания" и указаны цены на нефтепродукты. Из содержания названной информации следует, что в ней не содержится сведений об объекте рекламирования - товар, средство его индивидуализации, данные об изготовителе, а содержится извещение неопределенному кругу лиц об ассортименте и ценах на нефтепродукты.
При этом суд также учитывает правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Информационном письме от 25 декабря 1998 года N 37, согласно которой сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Размещение вывески с наименованием (обозначением) юридического лица служит идентификации юридического лица, индивидуализируют его как участника гражданского оборота и субъекта публично-правовых отношений. Обозначение таким образом места нахождения юридического лица соответствует сложившимся обычаям делового оборота и преследует иные цели, нежели распространение сведений, распространяемых исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.
Обследование земельного участка, на котором расположена вышеуказанная конструкция, измерения конструкции Управлением не производились, соответствующие акты обследования суду не представлены. Из материалов дела невозможно определить, какие размеры имеет конструкция, на каком расстоянии от въезда и на чьем земельном участке расположена спорная конструкция. Представленная фотография также не позволяет сделать вывод о местоположении конструкции на земельном участке. Ситуационный план, датированный 20 июня 2011 года, не подтверждает доводов Управления. На данном плане не указана улица Ключевская, на которой расположен спорный объект, и из его содержания также невозможно установить местоположение конструкции.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управлением не представлены в материалы дела безусловные доказательства, подтверждающие его доводы об отнесении данной конструкции к рекламе.
Помимо этого, суд учитывает, что предписание не содержит ссылки на конкретную норму Закона о рекламе, которую Общество нарушило при установке спорной конструкции. Ссылка в предписании на письмо ФАС России от 22 мая 2007 года N АК/7944 является необоснованной, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом.
Таким образом, действия Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, выразившиеся в вынесении предписания от 30.03.2011 N 20450337 в отношении закрытого акционерного общества "Байкальская региональная компания", противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагают на заявителя обязанность за свой счет демонтировать конструкцию.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Муниципального учреждения "Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ", выразившиеся в вынесении предписания от 30.03.2011 N 20450337 в отношении закрытого акционерного общества "Байкальская региональная компания".
Обязать Муниципальное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Байкальская региональная компания".
Взыскать с Муниципального учреждения "Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ" в пользу закрытого акционерного общества "Байкальская региональная компания" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
4. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso.arbitr.ru//.
Судья |
Г.Д.-С. Мархаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 июня 2011 г. N А10-1159/2011
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был