Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 19 июля 2011 г. N А10-927/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 19 июля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Дружининой О.Н., при ведении протокола судебного заседания Аюшеевым А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного образовательного учреждения "Бурятский республиканский учебно-курсовой комбинат" (ИНН 0323026454, ОГРН 1020300982778) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Бурятия о признании незаконным решения N 12-3 от 31.01.2011 г., при участии в заседании:
от заявителя: Захарова В.А. - директор, паспорт 81 04 N 915608;
Назаренко А.С. - представитель по доверенности от 13.12.2010 г.; от ответчика: Ивановой Т.С. - представитель по доверенности от 07.10.2010 г.;
Дамбаевой Д.В. - представитель по доверенности от 18.05.2011 г.,
установил:
Государственное образовательное учреждение "Бурятский республиканский учебно-курсовой комбинат" (далее - ГОУ "БРУКК", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия (далее - МРИ ФНС N 2 по РБ) о признании решения N 12-3 от 31.01.2011 г. незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, в обоснование своих доводов пояснил, что ГОУ "БРУКК" не является плательщиком земельного налога, так как не обладает какими-либо земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, наличие которых согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации является условием возникновения у лица статуса налогоплательщика. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по адресам: город Улан-Удэ, улица Шмидта, 21, занимаемый зданиями автошколы, и поселке Зеленый, занимаемый автодромом, не зарегистрировано за Учреждением в порядке, предусмотренном статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
По мнению заявителя, собственником земельных участков, за которые должен быть уплачен земельный налог, является Республика Бурятия, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а также тем фактом, что на указанных земельных участках расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности Республики Бурятия.
ГОУ "БРУКК" является государственным образовательным учреждением, учрежденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, поэтому расходы на исполнение обязательств по уплате земельного налога должны быть заложены в бюджете субъекта Российской Федерации и являться бюджетными обязательствами этого субъекта.
Кроме того, по мнению Учреждения, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован и определена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного полагает, что оспариваемым решением Учреждению неправомерно доначислен земельный налог в размере 6 773 218 рублей.
МРИ ФНС России N 2 по РБ с доводами Государственного образовательного учреждения "Бурятский учебно-курсовой комбинат" не согласна.
Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.
В ходе налоговой проверки установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ГОУ "БРУКК" подтверждено:
- выпиской из решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 12.06.1974 г. N 97 "Об отводе земельных участков в городской черте городским, республиканским и прочим организациям под разное строительство" (Письмо Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ от 17.01.2011 г. N 11450011);
- актом об отводе границ участка в натуре от 20.10.1975 б/н для строительства учебного автодрома;
- передаточным актом от 08.07.1997 N 68, которым Учреждению переданы основные, оборотные и иные средства по состоянию на 01.01.1997 г.
На основании вышеуказанных документов Постановлением Администрации города Улан-Удэ от 31.05.2002 г. N 232 "О предоставлении и изъятии земельных участков из земель города Улан-Удэ" ГОУ "БРУКК" предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельные участки общей площадью 51 524 кв. м, в том числе:
- участок площадью 7355 кв. м в Советском районе по улице Шмидта, 21, занимаемый зданиями автошколы;
- участок площадью 44 169 кв. м в Железнодорожном районе в поселке Зеленый, занимаемый автодромом.
Фактическое использование земельных участков, занимаемых зданием автошколы и автодромом, Учреждением не оспаривается.
Таким образом, в оспариваемые налоговые периоды 2007, 2008, 2009 годов, по которым была установлена неуплата земельного налога, спорные земельные участки находились на праве постоянного (бессрочного) пользования у ГОУ "БРУКК".
Кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007 г., 01.01.2008 г. и 01.01.2009 г. органом, осуществлявшим ведение государственного земельного кадастра, была определена, поэтому Учреждение имело возможность в соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определить кадастровую стоимость земельных участков для целей налогообложения.
Таким образом, доводы заявителя о том, что в спорный период Учреждение не являлось плательщиком земельного налога и об отсутствии объектов налогообложения земельным налогом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора.
МРИ ФНС России N 2 по РБ была проведена выездная налоговая проверка ГОУ "БРУКК" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2009 г., о чем был составлен акт от 03.12.2010 г. N 12-67.
31 января 2011 года вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 12-3, предусмотренной:
пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий в виде штрафа с применением пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, по земельному налогу в размере 407 638 руб.;
статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2007 - 2009 годы в виде штрафа в размере 677 321 рублей;
пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу в виде штрафа в сумме 50 руб.
Пунктами 2 и 3 решения Учреждению предложено уплатить указанные суммы налоговых санкций, неуплаченный земельный налог в сумме 6 773 218 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 1 575 828 руб.
Учреждение, не согласившись с постановленным решением, обратилось с жалобой на не вступившее в законную силу решение N 12-3 от 31.01.2011 года в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия.
16 марта 2011 года Управление ФНС России по РБ вынесло решение N 1119/02058, которым решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия от 31.01.2011 года N 12-3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления земельного налога, ГОУ "БРУКК" обратилось в арбитражный суд о признании его незаконным.
Суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 1 статьи 26 ЗК РФ).
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Таким образом, из статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что основанием для взимания земельного налога с организации является наличие у нее зарегистрированного в установленном порядке права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования.
Суд отклоняет как несостоятельный довод Учреждения о том, что у него отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности либо постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, поэтому его нельзя признать плательщиком земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Как указано в пункте 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Материалами дела установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ГОУ "БРУКК" подтверждено:
- выпиской из решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 12.06.1974 г. N 97 "Об отводе земельных участков в городской черте городским, республиканским и прочим организациям под разное строительство" (Письмо Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ от 17.01.2011 г. N 11450011);
- актом об отводе границ участка в натуре от 20.10.1975 б/н для строительства учебного автодрома;
- передаточным актом от 08.07.1997 N 68, которым Учреждению переданы основные, оборотные и иные средства по состоянию на 01.01.1997 г.
На основании вышеуказанных документов Постановлением Администрации города Улан-Удэ от 31.05.2002 г. N 232 "О предоставлении и изъятии земельных участков из земель города Улан-Удэ" ГОУ "БРУКК" предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельные участки общей площадью 51 524 кв. м, в том числе:
- участок площадью 7355 кв. м в Советском районе по улице Шмидта, 21, занимаемый зданиями автошколы;
- участок площадью 44 169 кв. м в Железнодорожном районе в поселке Зеленый, занимаемый автодромом.
С 01.01.2005 Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ введена в действие глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Земельный налог на территории муниципального образования город Улан-Удэ установлен решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005 N 266-32 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории города Улан-Удэ".
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено (пункт 4 статьи 8), что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются:
- на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Аналогичная позиция отражена в пункте 4 Постановления ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" от 23.07.2009 г. N 54, где указано, что согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяются актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Министерством финансов Российской Федерации в письмах от 11.05.2006 N 03-06-0202/37, от 16.11.2006 N 03-06-02-02/136 и от 24.05.2007 N 03-05-07-02/57 разъяснено, что в случае отсутствия государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества основанием для взимания земельного налога будут являться правоустанавливающие документы, служащие основаниями для государственной регистрации, наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ). В случае если земельные участки выделялись организации после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и соответствующие права на земельные участки своевременно не зарегистрированы в государственном реестре, то, учитывая положения статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации об обязательности уплаты земельного налога и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации о платности использования земли, организации, своевременно не оформившие правоудостоверяющие документы на фактически используемые ими земельные участки и не уплачивающие земельный налог, подлежат привлечению к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество (статья 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также налоговой ответственности (статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что земельный участок предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании акта, изданного органом местного самоуправления (постановление администрации города Улан-Удэ от 31.05.2002 N 232).
Право постоянного (бессрочного) пользования на этот участок заявителем не зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Однако в силу правила, установленного в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок не является основанием для освобождения Учреждения от уплаты земельного налога. Поэтому Учреждение обязано оплатить земельный налог за 2007 - 2009 годы за земельные участки, предоставленные постановлением администрации города Улан-Удэ от 31.05.2002 N 232 в постоянное (бессрочное) пользование.
Довод Учреждения о том, что собственником спорных земельных участков является Республика Бурятия, следовательно, Республика является плательщиком земельного налога, суд не принимает.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права 03-АА N 632493 и 03-АА N 632483 запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок, субъектом которого является Республика Бурятия, внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.05.2010 г. и 12.05.2010 г. соответственно. Следовательно, в налоговые периоды 2007, 2008, 2009 годов, по которым осуществлялась проверка и по которым была установлена неуплата земельного налога, земельные участки находились на праве постоянного (бессрочного) пользования у ГОУ "БРУКК".
По этим же основаниям суд не принимает довод заявителя о том, что поскольку Учреждение является государственным образовательным учреждением, учрежденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, то расходы на исполнение обязательств по уплате земельного налога являются бюджетными обязательствами субъекта.
Суд исследовал довод Учреждения о том, что кадастровая стоимость земельных участков, являющихся объектом налогообложения, не была установлена в спорный период и отвергает его.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" обязанность по доведению данных сведений возложена на территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007 г., 01.01.2008 г. и 01.01.2009 г. органом, осуществлявшим ведение государственного земельного кадастра, была определена.
Согласно сведениям, представленным Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия и Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата по Республике Бурятия", кадастровая стоимость земельных участков ГОУ "БРУКК" составила:
- земельного участка, расположенного по адресу: город Улан-Удэ, улица Шмидта, 21, кадастровый номер 03:24:011206:52 - на 01.01.2007 года - 16 631 911, 20 рубля; на 01.01.2008 года - 32 134 746 рублей; на 01.01.2009 года - 32 134 746 рублей;
земельного участка, расположенного по адресу: город Улан-Удэ, п. Зеленый, 22, кадастровый номер 03:24:023713:43 - на 01.01.2007 года - 27 278 041, 19 рубля; на 01.01.2008 года - 171 684 182, 88 рубля; на 01.01.2009 года - 171 684 182, 88 рубля.
Таким образом, довод заявителя о невозможности определить кадастровую стоимость земельных участков для целей налогообложения является несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Суд приходит к выводу, что налоговый орган представил достаточные доказательства того, что Учреждение имело объект налогообложения земельным налогом и в спорный период являлось плательщиком земельного налога, поэтому оспариваемое решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме),
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arb itr. ru/.
Судья |
О.Н. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 июля 2011 г. N А10-927/2011
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника