Заслушав и обсудив информацию руководителя Республиканского агентства по делан семьи и детей Хабарковой С.А. о реализации законодательных актов Республики Бурятия в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Совет Народного Хурала Республики Бурятия отмечает следующее.
В сфере правового регулирования жизнеустройства детей-сирот приняты и действуют следующие Законы Республики Бурятия:
1) от 27 сентября 2001 года N 813-II "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемной семьи в Республике Бурятия";
2) от 22 марта 2005 года N 1105-III "О содержании интернатных учреждений образования, детских домов, домов ребенка" (далее - Закон N 1248-III);
3) от 5 июля 2005 года N 1248-III "О ежемесячной выплате денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка";
4) от 4 марта 2008 года N 137-IV "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями" (далее - Закон РБ N 137-IV);
5) от 10 декабря 2010 года N 1830-IV "О единовременном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон РБ N 1830-IV):
6) от 7 декабря 2004 года N 899-III "Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по реализации Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон РБ N 899-III).
Общая численность детского населения республики составила 226 100 человек (без учета переписи населения), из них численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 6 274 чел, 2,8 процента от общего числа детского населения (в 2008 году - 6 549 чел, в 2009 году -6 375 чел.), из них устроены на воспитание в замещающие семьи 5 455 детей, 86,9 процента (в 2008 году-80,3 процента, в 2009 году-84,1 процента).
По состоянию на 1 октября 2011 года в 25 подведомственных Республиканскому агентству по делам семьи и детей государстве иных учреждениях находятся 907 детей, из них 370 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают в детских домах (в 2008 году - 381 чел.). По данным Министерства образования и науки Республики Бурятия в учреждениях начального и среднего профессионального образовании обучается 770 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 115 детей-сирот проживают в Галтайской специализированной школе-интернате VIII вида, в Баянгольском детском доме-интернате для умственно отсталых детей - 64, в Доме ребенка - 73.
На основании действующего законодательства разработан и внедрен механизм государственного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях,
1. С принятием Закона РБ N 1830-IV появилась тенденция увеличения такой формы жизнеустройства детей-сирот в семью как усыновление, как наиболее полно отвечающей интересам ребенка, В 2010 году количество усыновленных детей составило 82 ребенка, за 9 месяцев 2011 года число усыновлений составило 88 детей.
2. В соответствии с Законом Республики Бурятия от 5 июля 2005 года N 1248-III "О ежемесячной выплате денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка" установлен размер денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание подопечных детей, проживающих в опекунских семьях (питание, проезд, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря). С учетом районного коэффициента размер денежных средств составляет с 1 января 2011 года 4 800 рублей, в районах, относящихся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, - 5 300 рублей. В 2007 году эта сумма составляла 4 000 рублей.
3. В соответствии с Законом Республики Бурятии от 27 сентября 2001 года N 813-II "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемной семьи в Республике Бурятия" успешно развивается институт приемной семьи. Так, если в 2002 году в республике проживало 25 приемных семей, в которых воспитывался 41 ребенок, то в 2011 году таких семей стало 567, в них воспитываются 854 ребенка. Наряду с выплатами на содержание ребенка предусмотрено вознаграждение одному из приемных родителей в размере 5 550 рублей за воспитание одного ребенка. Также при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью выплачивается единовременное пособие в размере 14 073,7 рублей, в районах, относящихся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, - 15 214,0 рублей.
Кроме этого, согласно принятым по инициативе депутатов Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике изменениям в действующее законодательство осуществляется выплата денежных средств подопечному, достигшему возраста 18 лет, обучающемуся по очной форме в общеобразовательном учреждении, до окончания общеобразовательного учреждения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет. В 2010 году произведена выплата 49 бывшим подопечным из числа детей-сирот, в 2011 -14.
Затраты из средств республиканского бюджета на финансовое обеспечение приемной семьи в 2010 году составили 91 466 тыс. рублей, за 9 месяцев 2011 года-86 232,6 тыс. рублей. Следует отметить, что содержание 1 ребенка в год в детском доме обходится государству в 345 340 рублей, в приемной семье - 136 129 рублей, что в 2,5 раза дешевле.
С 2009 года принята и работает республиканская программа "Тоонто нютаг: традиция жива" по профилактике социального сиротства и организации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, на 2009 - 2012 годы".
Вместе с тем в исполнении республиканских законодательных актов по семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеются проблемы и нерешенные вопросы. Так, за три года практически не увеличилось количество детей, устроенных в семьи. В 2008 году таких детей было 1 031, в 2009 году - 1 071, в 2010 году - 1 070. Усыновлено в 2010 году 82 ребенка, тогда как в 2008 году состоялось 111 усыновлений.
Не сокращается число детей-сирот, возвращенных в учреждении из опекунских семей. Так, в 2008 году были повторно возвращены в учреждения 78 детей, в 2009 - 62, в 2010 - 71.
4. Законом РБ N 899-III установлены дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из наиболее значимых является внеочередное обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ниже установленных социальных норм. За последние три года на обеспечение жильем детей-сирот из средств республиканского бюджета выделена 175,1 млн. рублей и 20,8 млн. рублей из федерального бюджета. На эти средства были обеспечены жилыми помещениями 438 человек, в том числе в 2010 году - 216 детей-сирот, что составляет 15,6 процента от числа детей старше 18 лет, состоящих на учете.
В части обеспечении сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, принято постановление Правительства Республики Бурятия от 7 октября 2011 года N 524 "Об обеспечении сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-си ротами и детьми, оставшимися без попечения родителей" (далее - постановление N 524). В районах республики формируется банк данных закрепленных жилых помещений.
По состоянию на 1 января 2011 года состоит на учете в муниципальных образованиях 4 470 детей-сирот до 18 лет и старше, не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе 1 610 человек, у которых наступило право на получение жилого помещения. Ежегодно число данной категории граждан увеличивается в среднем на 700 человек, в 2011 году - 200 человек. Максимальная продолжительность ожидания указанной категории детей, состоящих в очереди на предоставление жилого помещения,- 10 лет.
Вместе с тем единый механизм реализации норм законодательства по обеспечению жилыми помещениями не отработан. В 2010 году и ранее детям-сиротам предоставлялись денежные средства на приобретение жилых помещений. В 2011 году жилые помещения предполагалось предоставлять по договорам социального найма из республиканского жилищного фонда, а в случае его отсутствия - по договорам безвозмездного пользования из специализированного республиканского жилищного фонда. Однако жилые помещения детям-сиротам в 2011 году согласно данным нормам не предоставлялись. В настоящее время дети-сироты однократно обеспечиваются жилой площадью в форме предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств республиканского и (или) федерального бюджета путем перечисления средств на лицевые блокированные счета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
Распределение средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, выделяемых из республиканского и федерального бюджетов из расчета 33 кв. метра жилой площади на одного сироту и расчета стоимости 1 квадратного метра, устанавливаемого Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, зависит от проживания сирот в городской либо в сельской местности.
Таким образом, в республике до настоящего времени не сложилась практика строительства и предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также специализированного жилого фонда.
Из-за невозможности предоставления жилых помещений детям-сиротам вне очереди органы опеки и попечительства постоянно сталкиваются с необходимостью предоставления социальной гостиницы или временного жилья лицам, вернувшимся на место жительства по окончании службы в ряда" Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В муниципальных районах открыто при социальные учреждениях 5 гостиниц, где проживают дети-си-роты в возрасте до 18 лет. У органов опеки и попечительства не на всех детей имеется информация о том, где проживают лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сложным является решение вопросов по использованию, сохранности, закреплению жилых помещений. В соответствии с полномочиями, переданными Законом РБ от 4 марта 2008 года N 137-IV, органы местного самоуправления осуществляют контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, или переданных на воспитание в приемную семью.
По данным органов опеки и попечительства за 2 022 детьми-си ротами закреплены жилые помещения, из них 152 человека имеют закрепленное непригодное для проживания жилье, 472 помещения для 557 детей-сирот требуют ремонта, у 407 детей-сирот по закрепленным жилым помещениям имеется задолженность по коммунальным услугам, у 421 человека площадь проживания в закрепленном жилье менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления. Такое положение не позволяет многим лицам из числа детей-сирот проживать в закрепленных помещениях.
Органы опеки и попечительства, в полномочия которых входит подготовка пакета документов для принятия постановления органа местного самоуправления о закреплении за сиротами жилого помещения, не имеют установленных стандартов, по каким должно осуществляться закрепление жилого помещения. В принятом постановлении Правительства Республики Бурятия N 524 не предусмотрено финансирование затрат на оплату коммунальных услуг жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними, в которых длительное время они не проживают, не определен источник финансирования ремонта жилого помещения.
5. Закон Республики Бурятия от 22 марта 2005 года N 1105-III "О содержании интернатных учреждений образования, детских домов, домов ребенка" предусматривает определение нормативов финансирования по обеспечению детей питанием, одеждой и обувью, мягким инвентарем, а также другими нормативными затратами на содержание и обслуживание названных учреждений.
Законодательно не установлены нормативы обеспечения детей-сирот, проживающих в государственных учреждениях, одеждой, обувью, а также не установлены нормы питания. Так, если в детском доме на питание 1 ребенка расходуется 130 рублей, в учреждении начального и среднего профессионального образования - 70 рублей, в Галтайской школе-интернате VIII вида - 159 рублей.
Необходимо постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установление систематической связи между учреждениями начального и среднего профессионального образования, где обучается значительное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органами опеки и попечительства. Профориентационная работа в государственных учреждениях для детей-сирот требует систематизации. Припиши в целях профилактики социального сиротства и правонарушений среди несовершеннолетних Закон Республики Бурятия от 5 мая 2011 года N 2015-IV "O6 общественных воспитателях несовершеннолетних" еще не заработал в полном объеме. Не создана система жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в домах-интернатах VIII вида.
6. В соответствии с Законом РБ N 137-IV 35 специалистов органов опеки и попечительства муниципальных образований осуществляют деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа.
В соответствии с переданными государственными полномочиями на специалистов органов опеки и попечительства возложены 52 полномочия, касающиеся работы с несовершеннолетними детьми. Кроме того, на этого же специалиста органа опеки возложены полномочия по обеспечению защиты прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних недееспособных лиц. Нагрузка на специалиста значительно увеличилась. Так, в Баргузинском, Кабанском, Тункинском районах на 1 специалиста опеки и попечительства приходится более б тысяч детей, что значительно выше рекомендуемой Министерством образования и науки Российской Федерации нормы, согласно которой приемлемым нормативом численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей (специалистов по охране прав детей), позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования, является 1 штатная единица специалиста по охране прав детей не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности.
Несмотря на то, что решением Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 21 мая 2009 года N 614-IV Правительству Республики Бурятия рекомендовано внести на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия, предусматривающий увеличение штатной численности специалистов по опеке и попечительству, укрепление материально-технического обеспечения служб опеки и попечительства, включая обеспечение автотранспортом, законопроект не внесен.
На основании изложенного Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Информацию руководителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Хабарковой С.А. принять к сведению.
2. Комитету Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике разработать и внести на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия "О мерах социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
3. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия:
1) разработать и внести изменения в проект закона Республики Бурятия об увеличении установленных нормативов по обеспечению штатной численности специалистов органов опеки и попечительства;
2) предусмотреть в бюджете 2012 года дополнительные финансовые средства на решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 100 000,0 тыс. рублей;
3) предоставлять субсидии для приобретения жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в объеме, позволяющем приобретать жилое помещение не ниже установленных социальных норм (вне зависимости от проживания в городской либо в сельской местности);
4) разработать и внести на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия проект закона о передаче полномочий по обеспечению защиты прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанный судом недееспособными или ограниченно дееспособными, органам социальной защиты населения Республики Бурятия;
5) обеспечить контроль за соблюдением и защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения жилыми помещениями;
6) разработать и принять нормативный правовой акт, устанавливающий нормативы обеспечения детей-сирот, проживающих в государственных учреждениях, одеждой, обувью, а также нормы питания;
7) разработать и принять порядок межведомственного взаимодействия между учреждениями начального, среднего профессионального образования и органами опеки и попечительства по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей;
8) установить в 2012 году программно-технические комплексы (АИСТ ГБД) для специалистов органов опеки и попечительства с целью оперативного предоставления информации в государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
9) предусмотреть в республиканском бюджете средства на финансирование мероприятий РЦП в Семья и дети Республики Бурятия" на организацию социального патроната по технологии раннего выявления семейного неблагополучия и организации помощи семьям в муниципальных образованиях в сумме 16 2983 тыс. рублей (194 специалиста);
10) разработать и внести на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия, предусматривающий увеличение размера ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, проживающего в опекунской и приемной семье.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия:
1) осуществлять меры по сохранению закрепленного жилья, в том числе надзор и контроль за использованием, сохранностью и управлением имущества, проведением ежегодной инвентаризации жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами;
2) создать социальные гостиницы для временного пребывания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вернувшихся из мест лишения свободы, службы в рядах Российской Армии, выпускников образовательных учреждений, не имеющих закрепленного жилого помещения., в котором они могли проживать до приобретения им жилья.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике.
Председатель Народного |
М.М. Гершевич |
г. Улан-Удэ
1 декабря 2011 г.
N 1414-IV
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 1 декабря 2011 г. N 1414-IV "О ходе реализации законодательных актов Республики Бурятия в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 7 декабря 2011 г. N 140