Конституционный суд Республики Бурятия в составе председателя К.А.Будаева, судей Ю.Р.Вольного, Г.В.Егоровой, с участием гражданина И.Д.Заверухи, полномочного представителя Президента Республики Бурятия в Конституционном суде Республики Бурятия, начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия М.А. Магомедовой, руководствуясь статьей 99, частью 3 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, частью 3 статьи 3, статьями 47, 50, 55 Закона Республики Бурятия от 25 октября 1994 года N 42-I "О Конституционном суде Республики Бурятия" (в ред. законов Республики Бурятия от 14.04.2000 г. N 373-II, от 24.12.2001 г. N 895-II, от 07.03.2006 г. N 1601-III, от 02.07.2007 г. N 2346-III), рассмотрел в открытом заседании дело по заявлению гражданина И.Д.Заверухи о проверке конституционности пункта 1 Постановления Правительства Республики Бурятия от 18 июля 2006 года N 220 "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Республике Бурятия".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина И.Д.Заверухи на нарушение его конституционных прав в части указания размера регионального стандарта стоимости ЖКУ в многоквартирном доме на 1 человека в месяц без учета НДС, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18 июля 2006 года N 220 "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Республике Бурятия". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Бурятия оспариваемые заявителем нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В.Егоровой, объяснения сторон, заключение эксперта- кандидата экономических наук Г.Ч.Дондуковой, выступления приглашенных на заседание представителей: от Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия - Е.А.Ткаченко, И.Г.Трофимовой; от Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия- Д.Д-Н. Дырхеева, А.В.Санданова, В.Б.Банзаракцаевой; от Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия- А.Д.Шодоровой, В.Г.Нехуровой; от Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике- Л.А.Кейзеровой, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Бурятия
установил:
I. Постановление Правительства Республики Бурятия N 220 "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Республике Бурятия" было принято 18 июля 2006 года, опубликовано в газете "Бурятия" за N 134 от 25.07.2006 г., Официальный вестник N 44, действует в редакции от 25 октября 2006 года.
Пункт 1 Постановления гласит:
"1. Установить размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Бурятия, дифференцированного по муниципальным образованиям, согласно приложению.".
В приложении, утвержденном пунктом 1 оспариваемого Постановления указано, что размер регионального стандарта стоимости ЖКУ в многоквартирном доме на 1 человека в месяц при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Бурятия рассчитывается без учета налога на добавленную стоимость.
В своей жалобе в Конституционный суд Республики Бурятия гражданин И.Д.Заверуха указал, что установленный размер регионального стандарта стоимости ЖКУ в многоквартирном доме на 1 человека в месяц при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Бурятия без учета налога на добавленную стоимость лишил его права на субсидию. Из-за этого он не получил субсидию за ноябрь, декабрь 2006 года и январь 2007 года, тем самым были нарушены его социальные права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия.
II. В Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1). Это предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может или не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.
Конституция Российской Федерации (статья 39, часть 1) и Конституция Республики Бурятия (статья 37, часть 1) гарантируют каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Перечень случаев (социальных рисков), с которыми названная конституционная норма связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Вместе с тем, относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, она подтверждает конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в ней и предусмотренных законом случаев. Такие случаи обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой, либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи.
Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "в"); кроме того, защита прав и свобод человека и гражданина, а также социальная защита составляют предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, часть 1 пункты "б", "ж"; статья 76, часть 2).
Отнесение защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель, как следует из основанной на статьях 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от 9 января 1998 года N 1-П, Определение от 4 февраля 1997 года N 13-0), вправе устанавливать конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере, а значит, и определять в рамках реформирования системы социальной защиты конкретные формы участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
III. В связи с принятием в Российской Федерации государственной программы перехода к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг был разработан порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании (часть 6 статьи 159 ЖК РФ).
Во исполнение вышеизложенных положений Жилищного кодекса РФ были приняты нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Бурятия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Правительство Республики Бурятия 22 июня 2006 года приняло Постановление N 185 "Об утверждении региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Бурятия". Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 год были утверждены Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.07.2006 г. N 220 "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Республике Бурятия". В этом Постановлении размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в многоквартирном доме на 1 человека в месяц в республике дифференцированно по муниципальным образованиям был установлен без учета НДС, поэтому и размер субсидии, предоставляемый гражданам, стал исчисляться без учета НДС. При этом гражданин И.Д.Заверуха и другие граждане оплачивали за жилищно-коммунальные услуги по тарифам с учетом НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из этого, расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные из установленного, без учета НДС, размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не превысили величину максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи гражданина И.Д.Заверухи, и ему было отказано в предоставлении субсидии за ноябрь, декабрь 2006 года и январь 2007 года. С февраля 2007 года гражданин И.Д. Заверуха стал получать субсидию, так как в Постановлении Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 года N 12 "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Республике Бурятия на 2007 год" не было указано, что размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется без учета НДС. При этом совокупный доход семьи И.Д.Заверухи и ее состав не изменился.
Оспариваемой заявителем нормой была занижена величина доли расходов гражданина И.Д.Заверухи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе его семьи на сумму НДС, поэтому он потерял право на предоставление субсидии.
Таким образом, пунктом 1 Постановления Правительства Республики Бурятия от 18 июля 2006 года N 220 в части указания размера регионального стандарта стоимости ЖКУ в многоквартирном доме на 1 человека в месяц без учета НДС, были нарушены социальные права гражданина И.Д.Заверухи, предусмотренные статьей 37 (часть 1, часть 2) Конституции Республики Бурятия.
Право на социальное обеспечение, вытекающее из норм Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия в их взаимосвязи с положениями статей 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года означает, что государство гарантирует, в частности, предоставление пенсий, пособий, различных субсидий и других выплат в объеме, обеспечивающем достойную жизнь.
Уровень материальной обеспеченности ветеранов и других малоимущих граждан зависит не только от сумм получаемых пенсий, пособий и заработной платы, но и от наличия социальных и различных льгот, в том числе и по оплате жилищно-коммунальных услуг. Исходя из этого издание нормативных актов, равно как и принятие основанных на них правоприменительных решений, влекущих уменьшение, ограничение или отмену установленных законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, нарушает конституционное право граждан на социальное обеспечение. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации, статья 53, часть 3 Конституции Республики Бурятия).
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 88 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", Конституционный суд Республики Бурятия
постановил:
1. Признать не соответствующим Конституции Республики Бурятия пункт 1 Постановления Правительства Республики Бурятия от 18 июля 2006 года N 220 "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Республике Бурятия" в части указания размера регионального стандарта стоимости ЖКУ в многоквартирном доме на 1 человека в месяц без учета НДС в приложении к Постановлению, ее статьям 37 (часть 1, часть 2), 53 (часть 3).
2. Согласно части 5 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, части 5 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" пункт 1 Постановления Правительства Республики Бурятия от 18 июля 2006 года N 220 "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Республике Бурятия" в части указания исчисления размера регионального стандарта стоимости ЖКУ в многоквартирном доме на 1 человека в месяц без учета НДС в приложении к Постановлению утрачивает силу.
3. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" настоящее Постановление вступает в силу после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
4. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" данное Постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Бурятия от 26 октября 2007 г. "О проверке конституционности пункта 1 Постановления Правительства Республики Бурятия "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Республике Бурятия"
Текст Постановления опубликован в газете "Бурятия" от 31 октября 2007 г. N 204(4091), в Собрании Законодательства Республики Бурятия NN 10-11 октябрь-ноябрь 2007 г.