Приказ Министерства финансов Республики Бурятия от 24 июня 2011 г. N 160
В целях оказания содействия в разработке органами местного самоуправления муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальной программы повышения эффективности бюджетных расходов согласно приложению.
2. Отделу межбюджетных трансфертов (О.С. Хайдурова) довести утвержденные методические рекомендации по разработке и реализации муниципальной программы повышения эффективности бюджетных расходов до сведения муниципальных образований в Республике Бурятия.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра финансов В.В. Мухина.
Министр |
И.Ю. Шутенков |
Методические рекомендации
по разработке и реализации муниципальной
программы повышения эффективности бюджетных расходов
(утв. приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 24 июня 2011 г. N 160)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью методологического обеспечения разработки и реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования (далее - программа).
2. В Методических рекомендациях представлены рекомендуемые для включения в программу основные разделы и возможные направления реализации данной программы.
3. При разработке программы учитываются нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. N 1101-р (ред.12.11.2010) "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года";
- совместный приказ от 29.12.2010 г. N 194н/701 Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 г. N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ".
4. Программа утверждается муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования.
II. Содержание (состав) программы
5. Программа содержит паспорт по форме согласно приложению N 1.
6. В программу рекомендуется включать следующие основные разделы:
- описание текущей ситуации (проблем) в области повышения эффективности бюджетных расходов;
- цели и задачи программы;
- перечень мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы;
- ожидаемые результаты реализации программы.
7. Программа может содержать иные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом специфики формирования программных документов в Республике Бурятия и муниципальном образовании, в том числе рекомендуемые:
- ресурсное обеспечение программы;
- организация реализации программы.
8. Рекомендуемая структура программы согласно приложению N 2.
Описание текущей ситуации
9. Описание текущей ситуации в области повышения эффективности бюджетных расходов может содержать описание и характеристику тех сфер деятельности, в которых возможно повышение эффективности бюджетных расходов и (или) основные проблемы, обуславливающие недостаточную эффективность бюджетных расходов. Описание текущей ситуации рекомендуется осуществлять в одноименном разделе.
10. При описании основных сфер деятельности, требующих повышения эффективности осуществления бюджетных расходов, рекомендуется использовать количественные показатели, характеризующие сложившийся порядок осуществления бюджетных расходов по соответствующим направлениям, и обозначить перечень мер, которые могут способствовать повышению эффективности бюджетных расходов. Значения количественных показателей рекомендуется представлять в динамике за последние три года.
11. Описание основных проблем, обуславливающих недостаточную эффективность бюджетных расходов, рекомендуется осуществлять с указанием на факты и явления, порождающие данные проблемы. Для каждого случая должна приводиться аргументация, поясняющая, каким образом соответствующий фактор или явление могут быть изменены в целях повышения эффективности бюджетных расходов.
12. Если органами местного самоуправления в предыдущие годы предпринимались меры, направленные на преодоление соответствующих основных проблем, в программе рекомендуется приводить краткое описание принятых мер и достигнутых результатов.
13. В описании текущей ситуации следует избегать декларативных положений, не подтвержденных фактической (в том числе количественной) информацией.
14. Описание текущей ситуации целесообразно представлять с оценкой финансовых потерь местного бюджета, которых можно избежать путем реализации мероприятий программы.
Цели и задачи программы
15. Программа может содержать одну или несколько целей ее реализации.
16. В программе рекомендуется указать перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели программы. Перечень задач формируется исходя из принципа их необходимости и достаточности для достижения цели программы и ожидаемых результатов ее реализации.
Задачи рекомендуется формулировать как задания по достижению к установленному сроку определенных результатов, необходимых для достижения цели программы.
17. Не рекомендуется использовать в формулировках цели и задач:
- специальные термины, затрудняющие понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере бюджета и финансов;
- термины, понятия и выражения, которые допускают неоднозначное толкование;
- указания на иные цели, задачи и результаты, являющиеся следствиями реализации программы.
Перечень мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы
18. Мероприятия рекомендуется представлять по основным направлениям реализации программы в разрезе поставленных задач.
19. Названия мероприятий целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации программы.
20. Наименования мероприятий, сроки их исполнения и ответственных исполнителей рекомендуется оформлять в виде плана, являющегося приложением к программе (в сводном плане реализации программы в форме таблицы согласно приложению N 2).
Ожидаемые результаты реализации программы
21. В программу рекомендуется включать положения, касающиеся оценки ожидаемых результатов ее реализации, которая может осуществляться на основе:
- установленных показателей реализации программ, по которым планируются позитивные изменения;
- отдельных количественных показателей, использованных при описании текущей ситуации (проблем) в области эффективности бюджетных расходов;
- иных показателей, определенных программой и характеризующих достижение целей программы.
22. В программе должна быть предусмотрена система показателей (индикаторов), необходимых для осуществления мониторинга реализации программы с учетом достижения целей и решения поставленных задач.
Финансовое обеспечение программы
23. В случае необходимости финансового обеспечения реализации программы рекомендуется определить объемы и источники финансирования реализации программы.
24. Объемы финансирования подлежат утверждению решением о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Организация реализации программы
25. В программе должны быть определены ответственные за руководство реализацией программы, координацию и контроль за ее реализацией.
26. В программе рекомендуется предусмотреть организацию выполнения мероприятий и порядок представления отчетности о реализации мероприятий программы.
III. Направления реализации программы
27. В качестве основных направлений реализации программы могут рассматриваться:
а) обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета, в том числе:
- повышение финансовой гибкости бюджета (создание условий для повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей и при необходимости реструктуризации расходов);
- обеспечение сбалансированности бюджета (объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов);
- сокращение кредиторской задолженности и недопущение образования просроченной кредиторской задолженности;
- повышение ликвидности бюджета (под ликвидностью следует понимать мобильность (подвижность) активов, платежеспособность, в широком смысле слова - эффективность, действенность);
- снижение долговой нагрузки на бюджет (в бюджетах, имеющих муниципальный долг, снижение должно осуществляться в соответствии с принятой Программой снижения муниципального долга на среднесрочную перспективу);
- оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот (по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- повышение эффективности использования муниципального имущества;
- повышение финансовой устойчивости бюджетов (устойчивость финансовой системы - это состояние, формирующееся совокупностью финансовых ресурсов, и определяется уровнем дефицита бюджета, снижением внутреннего долга, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности).
б) внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления, в том числе:
- повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- переход к программной структуре бюджета;
- проведение оценки эффективности реализации программы, финансируемой за счет средств местного бюджета, с закреплением процедуры возможной корректировки программы с учетом фактически достигнутых результатов в ходе ее реализации;
- создание системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- персонализация ответственности за качество финансового управления.
в) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора), в том числе:
- выявление неэффективных муниципальных учреждений с целью последующего изменения их типа;
- совершенствование правового положения муниципальных учреждений;
- внедрение инструментов нормативного финансирования муниципальных услуг;
- прогноз сводных (отраслевых) показателей муниципальных заданий для целей их использования в отраслевых программах и в процессе бюджетного планирования;
- создание системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг;
- утверждение стандартов качества предоставления муниципальных услуг и формирование муниципальных заданий на предоставление услуг юридическим и физическим лицам;
- повышение открытости деятельности муниципальных учреждений;
- повышение ответственности муниципальных учреждений за качество и объем оказываемых услуг.
г) повышение эффективности распределения бюджетных средств, в том числе:
- разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки проекта решения о бюджете;
- повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;
- переход к составлению и утверждению бюджетов на трехлетний период;
- внедрение долгосрочного планирования;
- отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
- соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
- внедрение нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг;
- совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований.
д) оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения, в том числе:
- устранение избыточных и дублирующих функций органов местного самоуправления;
- оптимизация численности муниципальных служащих;
- переход к осуществлению юридически значимых действий в электронной форме.
е) реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств, в том числе:
- сокращение расходов на содержание органов местного самоуправления;
- сокращение расходов на обслуживание муниципального долга;
- оптимизация предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг.
ж) реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля, в том числе:
- развитие систем внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств (под внутренним муниципальным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый местной администрацией);
- организация внешнего контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований (под внешним муниципальным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый представительным органом и созданными ими органами муниципального финансового контроля).
з) развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления, в том числе:
- повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о муниципальных финансах;
- обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций муниципального сектора;
- обеспечение условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в сфере муниципальных финансов.
28. В программы могут быть включены положения, предусматривающие реализацию мероприятий по иным направлениям, способствующим повышению эффективности бюджетных расходов.
29. Конкретные направления реализации программ рекомендуется формировать исходя из программных целей и задач, приоритетности отдельных направлений для муниципального образования с учетом необходимости реализации соответствующих мероприятий в установленные сроки.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
Паспорт
муниципальной программы
Наименование программы |
|
Основания для разработки программы (федеральные законы, иные федеральные нормативные правовые акты, законы Республики Бурятия, иные нормативные правовые акты Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятии, муниципальные правовые акты) |
|
Дата принятия муниципальным образованием решения о разработке программы |
|
Муниципальный заказчик (муниципальный заказчик - координатор программы) |
|
Основные разработчики программы |
|
Основные исполнители программы |
|
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
|
Сроки и этапы реализации программы |
|
Перечень основных мероприятий |
|
Исполнители и краткое изложение основных мероприятий |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
|
Объемы и источники финансирования программы в целом, по годам реализации и направлениям |
|
Организация реализации программы |
|
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
Рекомендуемая структура программы
I. Паспорт программы.
II. Текстовая часть программы и приложения к текстовой части программы по формам таблиц.
1. Необходимость разработки и реализации программы.
2. Цели, задачи и сроки реализации программы.
3. Система программных мероприятий в соответствии с перечнем выбранных мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы.
3.1. Наименование направления реализации программы (каждое направление излагается в следующей структуре):
3.1.1. Задача.
3.1.2. Анализ исходного (текущего) состояния.
Достигнутые значения показателей за 2008 - 2010 годы в форме таблицы.
3.1.3. Мероприятия, направленные на решение задачи.
3.1.4. Оценка рисков.
3.1.5. Ожидаемые результаты (возможно с показателями на 2011 - 2013 годы в форме таблицы).
3.2. и т.д. по каждому направлению.
4. Ресурсное обеспечение программы (в случае необходимости).
5. Организация реализации программы.
Сводный план реализации программы в форме таблицы
N п/п |
Мероприятие |
Вид документа (муниципальные правовые акты, доклады, аналитические записки и др.) |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства финансов Республики Бурятия от 24 июня 2011 г. N 160
Текст приказа официально опубликован не был