Совет Народного Хурала Республики Бурятия, заслушав и обсудив информацию министра образования и науки Республики Бурятия А.В. Дамдинова о реализации Закона Республики Бурятия от 11 июля 2011 года N 2210-IV "О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия), отмечает следующее.
Нормативы финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений Законом Республики Бурятия установлены в зависимости от численности жителей в населенных пунктах. Так, для муниципальных общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений размеры норматива на оплату труда и на выплаты по оплате труда установлены в размере 21,65 тыс. рублей в год на одного учащегося в населенных пунктах с численностью свыше 30 тыс. человек; 23,82 тыс. рублей - с численностью населения от 10 001 человек до 30 тыс. человек; 27,06 тыс. рублей - с численностью населения от 8 001 человек до 10 тыс. человек; 28,15 тыс. рублей - с численностью населения от 6 001 человек до 8 тыс. человек; 29,23 тыс. рублей - с численностью населения от 4 001 человек до 6 тыс. человек; 32,48 тыс. рублей - с численностью населения от 2 001 человек до 4 тыс. человек; 36,81 тыс. рублей - с численностью менее 2 тыс. человек.
Для малокомплектных школ, расположенных от ближайшей полнокомплектной школы на расстоянии более 15 км и с численностью учащихся в начальной школе менее 14 человек, в основной школе менее 50 человек, в средней школе менее 65 человек, норматив составляет 545,42 тыс. рублей на один класс-комплект в год, для других малокомплектных школ - 47,63 тыс. рублей в год на одного учащегося. В настоящее время к малокомплектным школам отнесено 229 школ, что составляет 46% от общего количества общеобразовательных учреждений по республике.
Для создания равных условий получения качественного общего образования детьми, независимо от места их проживания, является обязательным развитие транспортной доступности общеобразовательных учреждений. В этих целях осуществляется подвоз обучающихся из малокомплектных сельских школ к базовым школам, в которых концентрируются материально-технические и кадровые ресурсы. Однако в республике имеются малокомплектные школы, расположенные вне транспортной доступности (в муниципальных образованиях "Баунтовский район", "Окинский район"), специальный норматив финансового обеспечения для которых в Законе Республики Бурятия не установлен.
Общий объем субвенций на общее образование в 2011 году составил 3 524 990,4 рублей, в 2012 году - 4 154 271,6 рублей. В рамках модернизации общего образования Российской Федерации главным обязательством республики является доведение средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в республике. Средняя заработная плата учителей республики в сентябре 2011 года выросла до 18 276,0 рублей, в сентябре 2012 года - до 20 097,0 рублей. Средняя заработная плата в целом по Российской Федерации составляет 22 100,0 рублей, в Сибирском федеральном округе - 18 200,0 рублей.
В ходе реализации Закона Республики Бурятия из 477 общеобразовательных учреждений фонды оплаты труда в 41 общеобразовательном учреждении республики снизились в сравнении с фондами оплаты труда 2010 года. Уменьшение фондов оплаты труда произошло из-за снижения значения нормативов финансового обеспечения для сельских школ, расположенных в населенных пунктах с численностью жителей более 4 тыс. человек, и нормативов финансового обеспечения для школ, расположенных в населенных пунктах с численностью населения от 8 001 человек до 10 тыс. человек, от 10 001 человек до 30 тыс. человек.
В целях недопущения снижения фондов оплаты труда общеобразовательных учреждений в республиканском бюджете были предусмотрены дополнительные средства в виде субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования в 2011 году в размере 8 517,8 тыс. рублей, в 2012 учебном году - в размере 15 328,0 тыс. рублей.
Нормативы финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений, Законом Республики Бурятия установленные в зависимости от численности жителей в населенных пунктах на одного ученика, обеспечивают равный подход ко всем учащимся независимо от вида общеобразовательного учреждения. Однако в ходе реализации Закона Республики Бурятия выявлены проблемы общеобразовательных учреждений с низкой наполняемостью, расположенных в отдаленных микрорайонах г. Улан-Удэ, в поселках городского типа. К таким общеобразовательным учреждениям относятся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 г. Улан-Удэ", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 58", МОУ "Ново-Онохойская основная общеобразовательная школа" и др.
Соотношение учителей и прочего персонала в общеобразовательных учреждениях республики составляет 65,8 процента к 34,2 процента соответственно. В 11 муниципальных образованиях удельный вес фонда оплаты труда прочего персонала выше среднего республиканского показателя. В муниципальном образовании "Джидинский район" сложился наибольший удельный вес фонда оплаты труда прочего персонала 45,5 процента, наименьший данный показатель в муниципальном образовании "Тарбагатайский район" - 27,2 процента. В республике из 477 образовательных учреждений 288 имеют долю расходов на содержание прочего персонала выше среднего республиканского значения, 60,4 процента от общего количества общеобразовательных учреждений.
Министерство образования и науки Российской Федерации письмом от 13 сентября 2006 года N АФ-213/03 "О подготовке и направлении вариантов модельных методик" рекомендует соотношение фонда оплаты труда учителей (педагогические работники, осуществляющие учебный процесс) и прочего персонала (административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный персонал и младший обслуживающий персонал) 70 процентов к 30 процентам соответственно.
Достижение данного соотношения во многих общеобразовательных учреждениях республики привело не к переводу младшего обслуживающего персонала на муниципальный бюджет, а к ограничению учебно-воспитательного процесса и сокращению психологов, социальных педагогов, логопедов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и др.
В соответствии с Законом Республики Бурятия расходы на материальные затраты (приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы) и методическую литературу установлены в размере 2,4 процента от расходов на оплату труда. В среднем по республике норматив на учебные расходы на одного учащегося в 2011 году составлял 679 рублей, в 2012 году - 794 рубля.
Установленный норматив на учебные расходы не позволяет обеспечить учащихся образовательных учреждений бесплатными комплектами учебников по основным общеобразовательным программам обучения. Следует отметить, что средняя стоимость комплекта учебников на одного учащегося составляет 3 455 рублей. Необходимо ежегодно постепенно увеличивать долю расходов на материальные затраты.
Исходя из вышеизложенного Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
Временно исполняющий обязанности |
А.С. Коренев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 29 ноября 2012 г. N 1674-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия"
Текст постановления официально опубликован не был