Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2013 г. N 96-р
14 марта, 19 декабря 2013 г., 14 июля 2014 г., 24 апреля 2015 г., 24 января, 28 июня, 31 августа, 27 декабря 2017 г., 18 января 2018 г.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Бурятия".
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Бурятия - |
В. Наговицын |
План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Бурятия"
(утв. распоряжением Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2013 г. N 96-р)
14 марта, 19 декабря 2013 г., 14 июля 2014 г., 24 апреля 2015 г., 24 января, 28 июня, 31 августа, 27 декабря 2017 г., 18 января 2018 г.
Раздел I изменен с 18 января 2018 г. - Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 18 января 2018 г. N 24-р
I. Общее описание "дорожной карты"
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Бурятия" (далее - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда через повышение заработной платы, дальнейшее улучшение медико-демографической ситуации в Республике Бурятия на основе совершенствования существующей системы оказания медицинской помощи с обеспечением приоритетов в области охраны здоровья населения: профилактика, раннее выявление, эффективное лечение заболеваний и состояний, по причине которых общество несет наибольшие потери.
Площадь Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. квадратных километров. Столица республики - г. Улан-Удэ с населением 411 646 чел. В республике проживает 971 391 человек. Плотность населения - 2,74 человек на один кв. км.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц трудоспособного возраста (61%). Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 211 095 человек (21,7%), в трудоспособном возрасте - 592 755 человек (61%), старше трудоспособного возраста - 167 441 человек (17,2%). Рождаемость в 2012 г. составляет 17,4 на 1000 населения, смертность 12,4 на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (48,2% в общем числе умерших), внешние причины (18,9%), новообразования (14,1%).
Всего к началу 2013 г. в республике функционируют 66 лечебно-профилактических учреждений (юридических лиц), в том числе 22 - в сельских районах республики, 21 - в г. Улан-Удэ и 23 республиканских учреждений, находящихся в государственной собственности.
Коечный фонд стационарных учреждений составляет 7725 коек. В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 12,5% (2007 г. - 8833 койки), в то же время увеличилась мощность дневных стационаров всех типов и составила 1011 коек, из них в поликлиниках - 939 (92,9%).
Модель организации медицинской помощи в Республике Бурятия представляет трехуровневую систему, включающую медицинские организации республиканского, межтерриториального и муниципального уровней.
В связи с передачей полномочий по организации оказания первичной медико-санитарной помощи на субъектовый уровень в Республике Бурятия реализуются мероприятия по созданию единой системы здравоохранения. Структурные преобразования системы здравоохранения республики осуществляются на основе организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи с переходом от принципов районирования оказания медицинской помощи к принципу зонирования территории республики с формированием семи больничных округов ("Северобайкальский", "Северный", "Западный", "Юго-Западный", "Центральный городской", "Баргузинский").
1 уровень - медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь (центральные районные больницы, городские больницы, районные больницы, участковые больницы и их структурные подразделения, городские поликлиники). По состоянию на 01.01.2013 количество таких медицинских организаций в регионе - 26.
2 уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные).
3 уровень - республиканский, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по профилям заболеваний. Количество учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь на региональном уровне, - 14.
Кроме того, на территории республики функционируют негосударственные учреждения здравоохранения ОАО "Российские железные дороги", федеральные казенные учреждения здравоохранения МВД РФ по Республике Бурятия, Министерства обороны РФ, УФСИН по Республике Бурятия.
В Республике Бурятия созданы межрайонные травматологические центры на базе ГБУЗ "Гусиноозерская ЦРБ", "Тункинская ЦРБ", "Хоринская ЦРБ", первичные сосудистые отделения на базе ГБУЗ г. Улан-Удэ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова" и ГБУЗ "Гусиноозерская ЦРБ". В г. Улан-Удэ с 2011 года на базе городских поликлиник функционируют офтальмологический, респираторный, гепатологический консультативно-диагностические центры. По состоянию на 01.01.2013 количество учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь на межмуниципальном уровне, - 19.
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи на уровне региона осуществляется с 2008 года в ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" по профилям "Нейрохирургия", "Сердечно-сосудистая хирургия", "Травматология и ортопедия", с 2010 года - по профилям "Акушерство - гинекология", "Офтальмология", "Урология", а также в ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница" - по профилям "Неонатология", "Онкогематология", ГБУЗ "Республиканский перинатальный центр" - по профилю "Неонатология". В целях совершенствования организации оказания медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращении на базе ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" создан Региональный сосудистый центр.
Основные направления структурных преобразований системы здравоохранения:
1. Приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи и семейной медицины.
2. Реорганизация сети стационаров, интенсификация лечебно-диагностического процесса в стационарном секторе на основе современных медицинских технологий, стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания, замещение круглосуточной стационарной помощи ресурсосберегающими технологиями лечения в дневном стационаре, стационаре на дому.
3. Создание межрайонных специализированных медицинских центров (отделений).
4. Снижение затратности и повышение оперативности работы скорой медицинской помощи.
Имеется необходимость формирования медицинских зон (округов), что обусловлено, с одной стороны, низкой плотностью населения, сокращением численности населения в сельских местностях, с другой стороны, - невозможностью развернуть эффективно работающие специализированные службы в маломощных районных больницах.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной помощи в Республике Бурятия в 2013 - 2018 году включают следующие мероприятия:
- развитие общеврачебной практики и подготовка кадров;
- развитие выездных форм работы с оптимизацией маршрутизации населения по зоне ответственности медицинских организаций, создание службы патронажа;
- сохранение и развитие фельдшерско-акушерских пунктов, возложение функции оказания первой помощи на домовые хозяйства;
- организация в структуре центральных районных больниц кабинетов (отделений) неотложной медицинской помощи;
- организация специализированных консультативно-диагностических центров;
- развитие стационарозамещающих технологий, открытие новых центров амбулаторной хирургии.
С учетом территориальных особенностей республики (низкая плотность населения, отдаленность многих районов республики от г. Улан-Удэ, сельских населенных пунктов - от ЦРБ) обеспечить доступность и качество медицинской помощи можно путем развития общеврачебных практик. В настоящее время в сельских районах функционирует 74 офиса общеврачебной практики. Для полного перевода организации оказания первичной медико-санитарной помощи на общеврачебную практику в республике необходимо дополнительно построить 92 амбулатории общеврачебной практики, подготовить до 2017 года 223 врача общей (семейной) практики, в том числе для работы в сельских районах республики - 195, в г. Улан-Удэ - 28.
Состояние и перспективное развитие здравоохранения в значительной степени зависят от подготовки, профессионального уровня и обеспеченности системы медицинскими кадрами как главными ресурсами здравоохранения.
Численность работников, занятых в учреждениях здравоохранения республики (физических лиц), в 2011 году составило 20492 человека - 4,8% от всех занятых в экономических сферах деятельности специалистов (по Российской Федерации - 4,5%), из которых 3192 врача, 8454 средних медицинских работника. Обеспеченность населения Республики Бурятия врачами составила 32,8 (РФ - 44,0), средним медицинским персоналом - 92,3 на 10 тыс. населения (РФ - 92,4). На территории республики в течение 7 лет реализуется подпрограмма "Кадры здравоохранения" Республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Бурятия на 2009 - 2013 годы и на период до 2018 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.12.2008 N 594.
В целях привлечения квалифицированных кадров в сельские учреждения здравоохранения в 2011 - 2012 годах в рамках программы "Земский врач" (далее - Программа) реализованы мероприятия, направленные на предоставление социальной поддержки молодым врачам-специалистам до 35 лет. 321 врач-специалист до 35 лет прибыло в 20 районов республики. В 2013 году планируется продолжение Программы для молодых врачей, прибывших на работу в 2013 году в сельский населенный пункт или рабочий поселок.
Вопросы обеспечения сельского населения медицинской помощью, особенно малочисленных и отдаленных сельских поселений, можно решить организацией выездной работы и оптимизацией маршрутизации населения по зоне ответственности медицинских организаций, сохранением и развитием фельдшерско-акушерских пунктов, возложением функции оказания первой помощи на домовые хозяйства.
Необходимы создание службы патронажа, укомплектованной средними медицинскими работниками, развитие выездных форм работы в составе врачебно-сестринских бригад для маломобильных групп населения, включая оснащение необходимым инструментарием и оборудованием (приближение к постели больного реабилитационных и прочих мероприятий).
В целях эффективного и своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, совершенствуется система диспансеризации населения. Организованы отделения медицинской профилактики во всех поликлиниках г. Улан-Удэ, 5 центральных районных больницах (Заиграевский, Иволгинский, Кабанский, Кяхтинский, Селенгинский районы) с численностью прикрепленного населения свыше 35 тысяч населения, кабинеты медицинской профилактики в ГБУЗ "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер", Еравнинской, Прибайкальской, Тункинской центральных районных больницах. С 2006 года в регионе реализуется Приоритетный национальный проект "Здоровье" (далее - ПНП). В рамках ПНП на территории республики организована работа 3 центров здоровья, в том числе 1 детского, специалистами которых в 2012 году принято 26,5 тыс. человек, что на 15,7% больше, чем в 2011 году. Охват пациентов центров здоровья обучением в школах здоровья по вопросам минимизации факторов риска, формирования здорового образа жизни и отказа от курения в сравнении с 2011 годом увеличился на 24%. В последние годы в целях повышения доступности профилактической медицинской помощи населению республики, в том числе сельских районов с низкой плотностью населения, практикуются выездные формы работы центров здоровья.
Планируется организация в структуре центральных районных больниц кабинетов (отделений) неотложной медицинской помощи, которые в настоящее время функционируют во всех взрослых и детских поликлиниках г. Улан-Удэ, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи.
Организация межрайонных специализированных консультативно-диагностических центров позволит обеспечить пациентов необходимым и достаточным объемом исследований в максимально короткие сроки, в том числе для направления на 3 уровень оказания медицинской помощи. Планируется открытие межрайонных травматологических центров на базе Мухоршибирской, Кабанской центральных районных больниц, межрайонных кардиологических отделений на базе Мухоршибирской, Кижингинской, Кабанской центральных районных больниц.
В г. Улан-Удэ имеется необходимость создания детского консультативно-диагностического центра (концентрация "узких" врачей-специалистов, лечебно-диагностических ресурсов), который позволит повысить доступность первичной специализированной помощи детскому населению, обеспечить комплексное лабораторно-инструментальное обследование, основная задача которого - проведение качественной дифференциальной диагностики.
Реструктуризация диагностического обеспечения на различных уровнях оказания медицинской помощи предполагает выбор оптимальных организационно-правовых форм, моделей и вариантов реструктуризации диагностических служб и подразделений для выполнения государственного заказа. Наиболее оправданной является организация единой системы диагностической службы на базе многопрофильного диагностического центра и его межрайонных филиалов, обеспечивающая этапность диагностического процесса за счет четкого взаимодействия диагностических подразделений как по вертикали, так и по горизонтали, подчиняющаяся единой технологии диагностического процесса.
Одним из направлений повышения эффективности здравоохранения является развитие стационарозамещающих технологий. В республике за последние три года число коек в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях увеличилось на 229 и составляет 1056 коек, в том числе в центральных районных больницах - 680, учреждениях здравоохранения г. Улан-Удэ - 155, республиканских - 221. Планируется увеличение числа коек дневного стационара, открытие центров амбулаторной хирургии при поликлиниках ГБУЗ "Иволгинская центральная районная больница", ГБУЗ "Бичурская центральная районная больница".
Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Республике Бурятия включают следующие мероприятия:
- оптимизация структуры коечного фонда, в том числе путем объединения маломощных больниц, интенсификация занятости койки с учетом ее профиля;
- совершенствование системы поэтапного восстановительного лечения и реабилитации;
- развитие паллиативной помощи инкурабельным больным путем создания отделений паллиативной помощи, дневных стационаров, хосписов;
- развитие многопрофильного специализированного педиатрического стационара;
- строительство республиканского перинатального центра на 120 коек, который будет обеспечивать прием 3700 - 4000 родов в год, из которых доля преждевременных родов составит 57%. Республиканский перинатальный центр будет обеспечивать консультацию 75% беременных и рожениц, родоразрешение беременных из группы высокого риска, выхаживание недоношенных детей с низкой и экстремально низкой массой тела, аудит качества перинатальной помощи по принципу территориальной прикрепленности районов и городов республики, проведение первого и второго пренатального скрининга, медико-генетическое консультирование, оказание специализированной помощи семьям с бесплодием, подросткам.
Проводятся мероприятия по реструктуризации коечного фонда, сокращены неэффективно функционирующие койки круглосуточного стационара в муниципальных и республиканских учреждениях здравоохранения: в течение последних 3 лет коечный фонд республики сокращен на 1108 коек, 37 маломощных участковых больниц реорганизованы во врачебные амбулатории с дневным стационаром. Показатель обеспеченности койками на 10 тыс. населения уменьшился с 92,0 в 2007 году до 79,6 в 2012 году (РФ в 2011 г. - 85,8), соответственно среднегодовая занятость койки возросла с 311,9 дней в 2007 году до 328,9 - в 2012 году (РФ - 324,0 в 2011 г.), средняя длительность пребывания на койке уменьшилась с 12,73 в 2007 году до 11,5 дня в 2012 году (РФ - 14,2 в 2011 г.).
Оптимизация объемов медицинской помощи в стационарных условиях с одновременным увеличением стоимости объема будет осуществляться за счет более эффективного использования коечного фонда (оптимизация структуры коечного фонда, интенсификация занятости койки с учетом ее профиля), что должно обеспечить максимальную доступность и качество специализированной медицинской помощи населению.
В рамках реализации мероприятий Плана для выполнения задачи поэтапного внедрения стандартов и порядков оказания медицинской помощи предполагается актуализация перечня услуг, оказываемых медицинскими организациями в сфере ОМС, пересмотр протоколов лечения заболеваний на основе использования современных медицинских технологий. Одновременно будет произведена стандартизация табельного оснащения медицинских учреждений в соответствии с обновленными стандартами лечения заболеваний.
Для выполнения задачи по оптимизации организации оказания медицинской помощи населению республики будет осуществляться деятельность по совершенствованию тарифов на медицинскую помощь, основанная на учете не только вида и объема оказанной медицинской помощи, но и ее качества (система стимулирующих выплат, штрафных санкций).
В силу концентрации специализированных видов помощи и новейших медицинских технологий в крупных стационарах г. Улан-Удэ усугубляется разрыв в качественных показателях стационарной помощи населению, проживающему в городе Улан-Удэ, и населению сельских районов. При этом нерационально используются дорогостоящие больничные койки в специализированных отделениях в результате отсутствия организации системы долечивания больных, проведения восстановительного лечения в учреждениях (отделениях) соответствующего профиля, а также отсутствия организации и проведения паллиативного лечения.
Структурное преобразование республиканского здравоохранения предполагает совершенствование системы поэтапного восстановительного лечения и реабилитации: создание сети учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода, в том числе за счет перепрофилизации части работающих стационаров, расширение сети дневных стационаров восстановительного лечения и реабилитации с соответствующим оснащением, обучением персонала и внедрением высокотехнологичных реабилитационных технологий. Организация реабилитационной помощи в Республике Бурятия осуществляется по следующим направлениям: реабилитация пациентов, перенесших острый инфаркт миокарда, инсульт, травмы и заболевания периферической нервной системы, реабилитация детей при нарушениях функций перинатального периода.
В целях эффективной реабилитации пациентов с сосудистыми заболеваниями, а также с заболеваниями органов дыхания в 2013 году планируется присоединение ГБУЗ "Городская больница N 1" к ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" (далее - РКБ), на базе которого функционирует региональный сосудистый центр. Планируется открытие отделения реабилитации на базе ГБУЗ "Гусиноозерская центральная районная больница".
Планируется реорганизация ГБУЗ "Республиканский центр медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Бурятия имени В.Р. Бояновой" путем присоединения ГБУЗ "Городской центр медицинской профилактики". Кроме того, планируется передача отделения санитарной авиации ГАУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" Министерства здравоохранения Республики Бурятия в ГБУЗ "Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия" путем присоединения".
С каждым годом увеличивается количество больных, нуждающихся в оказании паллиативной помощи. Чрезвычайно важными являются не только медицинские, но и социальные, духовные и психологические аспекты оказания паллиативной помощи инкурабельным больным.
В настоящее время в регионе данный вид помощи оказывается на базе ГБУЗ "Городская больница N 2", коечная мощность данного учреждения - 40 коек. Кроме того, в целях организации паллиативного лечения больных онкологического профиля в 2012 году организовано отделение паллиативной помощи в ГБУЗ "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер" с одной мультидисциплинарной выездной бригадой, 10 коек в ГБУЗ "Республиканский противотуберкулезный диспансер", 3 койки в ГБУЗ "Детская республиканская клиническая больница". Внедряется организация оказания паллиативной помощи на дому, включая посещения специалистов поликлиники с периодической коррекцией схемы лечения. В Республике Бурятия также необходима организация отделения паллиативной помощи детям с неизлечимыми заболеваниями, в том числе и для временного пребывания, и расширение коечного фонда.
В целях эффективного расходования ресурсов, повышения оперативности работы учреждений здравоохранения оптимизация структуры отрасли будет решена путем объединения больниц, центров, поликлиник. Планируется объединение детских аллергоцентров ГБУЗ "Детская городская клиническая больница" и ГБУЗ "Детская республиканская клиническая больница" (далее - ДРКБ) на базе ДРКБ, присоединение ГБУЗ "Городской центр медицинской профилактики" к ГБУЗ "Республиканский центр медицинской профилактики", объединение стоматологических поликлиник N 1, N 2, N 3 в единое государственное автономное учреждение здравоохранения. Таким образом, количество больниц г. Улан-Удэ к 2015 году сократится с 10 до 4, поликлиник - с 11 до 8. Количество межмуниципальных центров (отделений) специализированной помощи увеличится с 5 до 12.
В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям предусматривается дальнейшее развитие многопрофильного специализированного педиатрического стационара. Например, круглосуточные койки для детей по профилю "офтальмология", "отоларингология", "хирургия", "травматология и ортопедия", находящиеся в составе РКБ и БСМП, передаются в ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Бурятия при вводе в эксплуатацию хирургического корпуса ДРКБ.
Определена маршрутизация беременных женщин в учреждения родовспоможения:
1 группа - 6 медицинских организаций (далее - МО, акушерские блоки в ЦРБ на 25 коек) с количеством родов до 300 в год, в которых проходит 6% от общего количества родов в республике;
2 группа - 16 МО с количеством родов более 500 в год, в которых проходит 94% от всех родов, зарегистрированных в республике. Учреждением родовспоможения 3 уровня на функциональной основе является ГБУЗ "Республиканский перинатальный центр МЗ РБ", в котором проходит 38% всех преждевременных родов республики и 52% родов у беременных высокого риска по перинатальной и материнской смертности. При устойчивом увеличении количества родов из-за несоответствия требуемым критериям перинатального центра отмечается низкий удельный вес централизации тяжелых родов. Для родоразрешения беременных с тяжелой экстрагенитальной патологией используется Областной перинатальный центр г. Иркутска. Поэтому есть необходимость строительства до 2018 года нового перинатального центра на 110 коек, внедрения эффективных технологий выхаживания маловесных и недоношенных детей с развертыванием необходимого количества коек для новорожденных, создание условий для развития технологии "раннего вмешательства" в детских консультациях и поликлиниках.
В рамках реализации комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела в Республике Бурятия оказана медицинская помощь и выхаживание 60 детей с массой от 500 грамм до 1000 грамм, выживаемость составила 82,7%.
После ввода в эксплуатацию нового здания ГАУЗ "Республиканский перинатальный центр" предусмотрена его реорганизация путем присоединения ГАУЗ "Городской родильный дом N 2" и ГАУЗ "Республиканская клиническая гинекологическая больница."
В республике сформирована система оказания скорой медицинской помощи. На территории Республики Бурятия зарегистрировано 51 учреждение службы СМП. Из них 1 станция ССМП г. Улан-Удэ и 50 отделений СМП, из них 1 ОСМП ГБУЗ "Территориальный центр медицины катастроф". С 2012 года в Республике Бурятия начата работа по формированию единой диспетчерской службы. В 2012 году в рамках Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2012 годы" начато внедрение спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS. Системой GPRS навигации оснащены 182 санитарных автомобиля СМП.
С 2013 года оказание скорой медицинской помощи включено в территориальную программу ОМС. В рамках совершенствования работы скорой медицинской помощи планируется проведение работ по переоснащению медицинским оборудованием с учетом степени износа и фактического состояния, обновление парка машин СМП.
Охрана и укрепление здоровья практически здоровых лиц является одной из приоритетных задач здравоохранения. Из-за высокой медико-социальной значимости хронических неинфекционных заболеваний государственная политика в сфере здравоохранения направлена в первую очередь на профилактику указанных заболеваний.
В настоящее время на территории Республики Бурятия, среди прочих, реализуются:
- Республиканская целевая программа (далее - РЦП) "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 07.10.2011 N 525;
- 4 проекта профилактической направленности: "Развитие стрессоустойчивости у детей и подростков в условиях неблагополучной социальной среды", "Расту. Развиваюсь. Взрослею!" (программа превентивного гендерного обучения детей и подростков по охране репродуктивного здоровья), "Тропинкой здоровья" (программа по профилактике табакокурения среди детей младшего школьного возраста);
- развитие волонтерского движения здорового образа жизни с 2-ступенчатой подготовкой волонтеров ЗОЖ по программе "Я знаю, как быть здоровым!" и "Я создаю здоровое общество";
- программа "Живи здра-vо", представляющая собой комплекс систематических мероприятий, нацеленных на профилактику наркомании, алкоголизма, токсикомании, табакокурения, игровой зависимости и пропаганду здорового образа жизни практически среди всех целевых групп населения.
В рамках реализации указанных республиканских целевых программ и проектов профилактической направленности на территории региона достигнуты определенные положительные результаты:
- показатель смертности от болезней системы кровообращения имеет устойчивую тенденцию к снижению. В 2012 году отмечается снижение данного показателя по отношению к уровню 2010 года на 4,7%, что составляет по предварительным данным 595,5 на 100 тыс. населения, в трудоспособном возрасте - снижение смертности на 15,4% (со 195,8 до 165,6 на 100 тыс. соответствующего возраста);
- уровень смертности от туберкулеза в сравнении с показателем 2010 года снизился на 22,7% и составил 17,0 на 100 тыс. населения.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Программа) определены приоритеты структурных преобразований системы оказания медицинской помощи: оптимизация объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, увеличение объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров, паллиативной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме.
До 2018 года планируется уменьшение объемов стационарной помощи на 16,5% - с 2,77 койко-дня на 1 жителя в 2012 году до 2,34 в 2018 году, увеличение объемов стационарозамещающей помощи - на 22,3% - с 0,59 пациенто-дня в 2012 году до 0,722 в 2018 году, увеличение объемов паллиативной медицинской помощи на 46,6% - с 0,0769 койко-дня на 1 жителя в 2013 году до 0,1128 в 2018 году.
Объемы медицинской помощи на 1 жителя составляют:
- для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2013 - 2015 годы - 0,318 вызова на 1 жителя;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2013 год - 2,44 посещения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 2,04 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2014 год - 2,64 посещения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 2,24 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 2,7 посещения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 2,3 посещения на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2013 год - 2,1 обращения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1,9 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2014 год - 2,15 обращения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1,95 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 2,2 обращения на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 2 обращения на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2013 год, - 0,36 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2014 год - 0,46 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2013 год - 0,63 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 0,52 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, 2014 год - 0,665 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 0,55 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,71 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 0,59 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в стационарных условиях на 2013 год - 2,558 койко-дня на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1,74 койко-дня на 1 застрахованное лицо, на 2014 год - 2,463 койко-дня на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1,66 койко-дня на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 2,35 койко-дня на 1 жителя, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 1,59 койко-дня на 1 застрахованное лицо;
- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2013 год - 0,077 койко-дня на 1 жителя, на 2014 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя, на 2015 год - 0,112 койко-дня на 1 жителя.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2013 год составляют:
- на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 1620,1 рубля;
- на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета (далее - соответствующие бюджеты) - 271 рубль, за счет средств обязательного медицинского страхования - 419,1 рубля;
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 771,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1216,6 рубля;
- на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 536,2 рубля;
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 508,3 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) - 840,3 рубля;
- на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 106253,9 рубля;
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 1657 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 2768,6 рубля;
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1537,1 рубля.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, на 2014 и 2015 годы составляют:
- на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования 1624,9 рубля на 2014 год, 2515,8 рубля - на 2015 год;
- на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 360 рублей на 2014 год, 448,9 рубля - на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 502,6 рубля на 2014 год, 553,8 рубля - на 2015 год;
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1044 рубля на 2014 год, 1256,9 рубля - на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1457,7 рубля на 2014 год, 1605,8 рубля - на 2015 год;
- на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 643,4 рубля на 2014 год, 708,7 рубля - на 2015 год;
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 559,4 рубля на 2014 год, 610,5 рубля - на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения)) - 931,4 рубля на 2014 год, 985,5 рубля - на 2015 год;
- на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 113109 рублей на 2014 год, 119964,1 рубля - на 2015 год;
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 1714,8 рубля на 2014 год, 2231,1 рубля - на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 3211,2 рубля на 2014 год, 3860,5 рубля - на 2015 год;
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1654,3 рубля на 2014 год, 2137 рублей - на 2015 год.
При реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
- при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
- по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема оказанной медицинской помощи;
В Республике Бурятия с 2008 года медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, переведены на финансирование по подушевому нормативу на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях (за единицу объема медицинской помощи).
- при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:
- за законченный случай лечения заболевания в профильном отделении (на профильных койках);
- при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара:
- за законченный случай лечения заболевания;
- при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации):
- по подушевому нормативу финансирования.
Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов.
В рамках "Дорожной карты" планируется решить вопросы, связанные с развитием кадрового потенциала учреждений здравоохранения. Профессиональная подготовка, повышение квалификации медицинских работников, привлечение в учреждения здравоохранения высококвалифицированных кадров определяет основу для повышения эффективности и результативности деятельности работников медицинских учреждений, в том числе путем внедрения принципов эффективного контракта.
Заключение эффективного контракта со специалистами медицинских организаций позволит повысить эффективность медицинских работников, административно-хозяйственного и административно-управленческого персонала учреждений здравоохранения.
Внедрение эффективного контракта будет способствовать достижению отдельных задач развития сферы здравоохранения, определенных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в части повышения заработной платы работников учреждений здравоохранения.
В рамках реализации "дорожной карты" запланированы разработка и внедрение показателей эффективности деятельности учреждений здравоохранения, руководителей и работников в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.06.2013 N 421 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников" и заключение трудовых договоров в соответствии с примерной формой трудового договора, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, что позволит совершенствовать систему механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
В целях выполнения указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в учреждениях здравоохранения республики планируется обеспечить повышение оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, предусмотрев следующие мероприятия:
- сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по Республике Бурятия;
- повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Республике Бурятия, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Республике Бурятия;
- установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
- повышение заработной платы работников с возможным привлечением средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;
- устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;
- прозрачность оплаты труда руководителей медицинских организаций с установлением соотношения средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
- установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых услуг и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям;
- установление предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений здравоохранения;
- установление каждой медицинской организацией индикатора по средней заработной плате медицинских работников в зависимости от типа организации, видов и объемов оказываемых услуг с учетом критериев оценки качества выполняемой работы;
- передачу на аутсорсинг следующих видов услуг: вывоз твердых и жидких бытовых отходов, ремонт медицинской техники, прачечные услуги, уборка помещений, техническое обслуживание и ремонт лифта, торговой техники, контрольно-кассовых машин, размещение рекламы в средствах массовой информации, проверка средств измерения, дезинсекция, дератизация, охрана объектов, техническое обслуживание, охранная, пожарная сигнализация, обеспечение безопасности, обновление справочно-информационных баз, сопровождение программ, проведение медицинских анализов, производственный контроль и бактериологический анализ, обслуживание и ремонт оргтехники, типографские услуги;
- при оказании платных услуг доплаты к заработной плате работнику, оказывающему эти услуги, устанавливать в размере и порядке, определенном Положением медицинской организации по предоставлению платных услуг;
- проведение оценки уровня соответствия занимаемой должности или выполняемой работе (аттестации) специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт на уровне государственной медицинской организации в соответствии с рекомендациями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении "эффективного контракта", с проведением разъяснительной работы среди работников учреждений здравоохранения о порядке перевода на "эффективный контракт";
- разработка Положения о системе нормирования труда медицинской организации в соответствии с методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях";
- обеспечение соответствия медицинских работников квалификационным требованиям с проведением мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовки.
Для обеспечения контроля за созданием прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных учреждений здравоохранения Республики Бурятия на официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Бурятия ежегодно, до 1 мая, планируется размещать сведения об их доходах и имуществе.
В Республике Бурятия медицинская помощь населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекции) оказывается в соответствии с утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядком, стандартами медицинской помощи и клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, утвержденными медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.
Выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи при ВИЧ-инфекции. Медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается в рамках скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, специализированной и паллиативной медицинской помощи.
На I уровне первичная доврачебная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях предоставляется фельдшерами, участковыми врачами-терапевтами, врачами общей практики и врачами иных специальностей.
На II уровне первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях предоставляется врачами-инфекционистами центральных районных больниц и поликлиник г. Улан-Удэ, специализированная медицинская помощь в условиях стационара - специалистами по соответствующим профилям.
На III уровне оказания медицинской помощи первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-инфекционистами в амбулаторных условиях в ГБУЗ "Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД" (далее - ГБУЗ "РЦПБС"), специализированная медицинская помощь в условиях стационара - в ГАУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница".
Для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным, а также для повышения количества обращений в медицинские организации в целях выявления ВИЧ-инфекции и своевременного начала лечения необходимо обеспечить дальнейшее взаимодействие и преемственность в работе медицинских организаций первичного звена здравоохранения и специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь при инфекционных заболеваниях, и проведение мероприятий, направленных на устранение имеющегося кадрового дефицита врачей-инфекционистов.
Так, в республике укомплектованность врачами-инфекционистами для оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией составляет 82%, потребность врачей-инфекционистов составляет - 7 человек, в том числе в ГБУЗ "РЦПБС" - 2 человека. Средний медицинский персонал в медицинских организациях республики укомплектован.
В настоящее время в ГБУЗ "РЦПБС" и ряде центральных районных больниц неукомплектованные должности врачей-инфекционистов замещаются врачами других специальностей в порядке совместительства или совмещения. Для решения вопроса по обеспечению врачами-инфекционистами проводится профессиональная переподготовка по специальности "Инфекционные болезни" врачей других профилей. Ежегодно осуществляется целевая подготовка врачебных кадров в клинической ординатуре по специальности "Инфекционные болезни" и обучение на сертификационных циклах в соответствии с планом подготовки. С целью совершенствования системы подготовки специалистов, в том числе первичного звена здравоохранения по вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, проводится обучение медицинских специалистов на республиканских конференциях, семинарах-тренингах, лекциях, медицинских советах и путем непрерывного образования.
Проводимые организационные мероприятия позволят устранить дефицит кадров и, как следствие, расширить охват ВИЧ-инфицированных высоко активной антиретровирусной терапией, в результате чего будут достигнуты такие результаты, как предотвращение ранней смертности и инвалидизации среди ВИЧ-инфицированных и повышение качества их жизни и снижение обращаемости за социальной поддержкой.
С целью определения качества работы медицинской организации, повышения эффективности ее деятельности планируется внедрение системы независимой оценки качества медицинских организаций в тесном взаимодействии с гражданским обществом через общественный совет, что приведет к повышению качества оказания медицинской помощи населению Республики Бурятия.
Результатом успешной реализации "Дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Достижение стратегической цели в Республике Бурятия к 2018 году будет характеризоваться снижением значений следующих целевых индикаторов:
- смертность от всех причин - до 11,8 случая на 1000 населения;
- младенческая смертность - до 7,8 случая на 1000 родившихся живыми;
- материнская смертность - до 15,0 случая на 100 тыс. населения;
- смертность от болезней системы кровообращения - до 589,0 случаев на 100 тыс. населения;
- смертность от дорожно-транспортных происшествий - до 14,0 случаев на 100 тыс. населения;
- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 172,8 случаев на 100 тыс. населения;
- смертность от туберкулеза - до 13,8 случаев на 100 тыс. населения;
- заболеваемость туберкулезом - до 50,0 случаев на 100 тыс. населения.
К 2018 году - повышение значений следующих целевых индикаторов:
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении - до 74 лет;
- обеспеченность врачами - до 34,0 на 10 тысяч населения;
- обеспеченность врачами - до 33,7 на 10 тысяч населения;
В 2018 году - повышение значений следующих целевых индикаторов:
- средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) - до 200% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в республике;
- средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в республике;
- средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в республике.
Для достижения целевых показателей Плана мероприятий требуется дополнительное финансирование из средств федерального и республиканского бюджетов ориентировочно в объеме 27,3 млрд. рублей на период с 2013 по 2018 годы.
Наименование целевого показателя |
Единицы измерений |
Значения целевых показателей по годам: |
||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) |
% |
5,1 |
5,6 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
2. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
% |
28,1 |
30,9 |
31,1 |
31,4 |
31,7 |
32,2 |
3. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий |
% |
1,5 |
2,1 |
2,2 |
2,4 |
2,5 |
2,6 |
4. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий |
% |
5,4 |
6,4 |
6,8 |
7,8 |
7,9 |
8,1 |
5. |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
% |
59,9 |
55,0 |
54,4 |
52,9 |
52,4 |
51,6 |
6. |
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации |
% |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
7. |
Доля аккредитованных специалистов |
% |
- |
- |
- |
- |
2,0 |
10,0 |
8. |
Соотношение врачи: средние медицинские работники |
|
1:2,8 |
1:2,8 |
1:2,8 |
1:2,8 |
1:2,8 |
1:2,8 |
9. |
Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах* |
% |
160,7 |
151,4 |
176,3 |
174,8 |
180** |
200*** |
10. |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации* в 2012 - 2018 годах |
% |
86,9 |
83,0 |
98,5 |
98,1 |
93,5** |
100*** |
11. |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах* |
% |
55,6 |
53,3 |
64,9 |
72,1 |
80** |
100*** |
* С 2015 года используется показатель "к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности в субъекте). **Достижение целевого показателя по состоянию с 1 октября 2017 года. ***Достижение целевого показателя по состоянию с 1 января 2018 года. | ||||||||
12. |
Число дней работы койки в году |
дни |
325,0 |
328,0 |
331 |
332 |
332 |
333 |
13. |
Средняя длительность лечения больного в стационаре |
дни |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
14. |
Число коек круглосуточных стационаров |
абс. ч. |
7663 |
7583 |
7533 |
7523 |
7503 |
7473 |
15. |
Число коек дневных стационаров, из них: |
абс. ч. |
1047 |
1047 |
1163 |
1190 |
1240 |
1240 |
15. |
в амбулаториях и поликлиниках |
абс. ч. |
971 |
971 |
1087 |
1114 |
1164 |
1164 |
16. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 16 |
|
|
|
|
|
|
|
17. |
Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях |
% |
53,2 |
51,5 |
49,9 |
48,3 |
46,6 |
45 |
Основные показатели здоровья населения | ||||||||
18. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
66,8 |
67,0 |
68,2 |
69,9 |
72,0 |
74,0 |
19. |
Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
12,5 |
12,4 |
12,2 |
11,8 |
11,8 |
11,8 |
20. |
Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
16,1 |
16,0 |
15,8 |
15,5 |
15,0 |
15,0 |
21. |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
8,5 |
8,5 |
8,3 |
8,3 |
8,0 |
7,8 |
22. |
Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет |
случаев на 100000 нас. соответствующего возраста |
117 |
116 |
113 |
112 |
110 |
105 |
23. |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. нас. |
591,8 |
591,2 |
590,6 |
590,0 |
589,4 |
589,0 |
24. |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. нас. |
23,5 |
22,0 |
20,0 |
18,0 |
16,0 |
14,0 |
25. |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
на 100 тыс. нас. |
176,8 |
176,6 |
176,4 |
175,2 |
174,0 |
172,8 |
26. |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. нас. |
14,8 |
14,5 |
14,2 |
14,0 |
14,0 |
13,8 |
27. |
Количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни - активный туберкулез |
на 100 тыс. нас. |
115,0 |
102,0 |
89,0 |
76,0 |
63,0 |
50,0 |
28. |
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут |
% |
81,5 |
85,5 |
86,4 |
87,2 |
88,1 |
89,0 |
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24 января 2017 г. N 37-р в раздел II настоящего Плана внесены изменения
II. План мероприятий
NN п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Формирование эффективной структуры здравоохранения Республики Бурятия | ||||
1. |
Оптимизация структуры сети медицинских организаций и штатной численности медицинских организаций |
2014 - 2015 гг. |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Реализация структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в части организационных изменений в структуре медицинских организаций Республики Бурятия, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения |
Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях Республики Бурятия | ||||
2. |
Внедрение показателей эффективности деятельности медицинских организаций Республики Бурятия, их руководителей и работников в соответствии с методическими рекомендациями (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.06.2013 N 421 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников") |
с 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах. Приказ Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 03.03.2014 N 263-ОД "Об утверждении критериев эффективности деятельности учреждений здравоохранения Республики Бурятия на 2014 год" (в 2013 г. - от 27.09.2013 N 1377-ОД) |
3. |
Проведение подготовительной работы к внедрению с 2015 года профессиональных стандартов |
2014 - 2015 гг. |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Оценка уровня квалификации медицинских работников Республики Бурятия путем проверки соответствия уровня образования квалификационным требованиям |
3.1. |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Создание условий для соответствия квалификации медицинских работников профессиональным стандартам. План мероприятий Министерства здравоохранения Республики Бурятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских работников |
4. |
Приведение трудовых договоров руководителей медицинских организаций в соответствие с типовой формой трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения" |
декабрь 2013 г., далее - постоянно |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала. Доля заключенных дополнительных соглашений (трудовых договоров) с руководителями медицинских организаций в соответствии с типовой формой от общего количества медицинских организаций - 100% |
5. |
Организация и проведение контроля за выполнением мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей медицинских организаций, включая представление ими сведений о доходах и имуществе и размещение их в сети "Интернет" |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей медицинских организаций. Приказ Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 12.03.2013 N 261-ОД "О предоставлении сведений лицами, претендующими на замещение должности руководителя государственного учреждения, и руководителями государственных учреждений сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей". Доля руководителей медицинских организаций, подавших декларацию о доходах - 100%. Доля руководителей медицинских организаций, разместивших в сети "Интернет" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - 100% |
6. |
Установление предельного (не превышающего более чем в 4 раза) уровня соотношения средней заработной платы руководителей медицинских организаций здравоохранения и средней заработной платы работников медицинских организаций за отчетный период |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Создание условий для повышения эффективности работы работников медицинских организаций. Приказ Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 02.02.2016 N 133-ОД "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 14.12.2007 N 557 "Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников учреждений здравоохранения Республики Бурятия" (зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия) |
7. |
Проведение аттестации работников медицинских организаций с последующим переводом на "эффективный контракт" в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении "эффективного контракта" |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Создание условий для перевода медицинских работников на эффективный контракт |
8. |
Оптимизация расходов на административно-управленческий и прочий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40% |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
Реализация Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в Республике Бурятия | ||||
9. |
Координация работы органов местного самоуправления и руководителей медицинских организаций по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Республики Бурятия |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Достижение целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Республики Бурятия |
10. |
Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Выполнение Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Республики Бурятия" |
11. |
Формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы медицинских организаций и введение публичных рейтингов их деятельности |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Реализация мероприятия позволит повысить информированность потребителей о качестве медицинских услуг и стимулировать повышение качества работы медицинских организаций. С этой целью предусмотрены публичные рейтинги качества работы медицинских организаций на официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Бурятия, сайтах медицинских организаций и на сайте www.bus.gov.ru с последующим утверждением планов по улучшению качества работы медицинских организаций |
11.1. |
Обеспечение координации работы по реализации независимой оценки качества медицинских организаций Республики Бурятия с формированием общественного совета с участием профессиональных сообществ и независимых экспертов |
2013 - 2014 гг. |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Создание Общественного совета при Министерстве здравоохранения Республики Бурятия по проведению независимой оценки качества, утверждение его состава и положения, а также организационно-технического сопровождения его деятельности. Выделение финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в проведении независимой оценки |
11.2. |
Проведение мониторинга функционирования независимой оценки качества работы медицинских организаций |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Направление отчета в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, заполнение форм отчетности в информационно-аналитической системе |
12. |
Аккредитация медицинских работников |
с 2016 г. |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Подтверждение соответствия квалификации и качества работы медицинских работников профессиональным стандартам |
Расчет потребности в финансовых средствах на реализацию указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" приведен в приложении N 2.
Приложение N 1
к Плану мероприятий ("дорожной карте")
"Изменения в отраслях социальной сферы,
направленные на повышение эффективности
здравоохранения в Республике Бурятия"
Финансовые средства
республиканского бюджета, направленные на достижение показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи и основных показателей здоровья населения "дорожной карты" "Изменение в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Бурятия"
14 марта, 19 декабря 2013 г.
См. текст приложения
Приложение 2 изменено с 18 января 2018 г. - Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 18 января 2018 г. N 24-р
Приложение N 2
к Плану мероприятий ("дорожной карте")
"Изменения в отраслях социальной сферы,
направленные на повышение эффективности
здравоохранения в Республике Бурятия"
Расчет потребности в финансовых средствах на реализацию указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
14 марта, 19 декабря 2013 г., 14 июля 2014 г., 24 апреля 2015 г., 24 января 2017 г., 18 января 2018 г.
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
||||||
2013 факт |
2014 факт |
2015 факт* |
2016 факт* |
2017* |
2018* |
||
9 мес. факт |
4 квартал |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Средняя заработная плата по Республике Бурятия, руб. |
26 010,8 |
27 820,3 |
22 050,6 |
26 229,8 |
26 998 |
28 119 |
30 368 |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) | |||||||
Соотношение к средней заработной плате по республике, % |
160,7 |
151,4 |
176,3 |
174,8 |
176,7 |
180,0 |
200 |
Средняя заработная плата, руб. |
41 801,8 |
42 122,6 |
44 162,4 |
45 844,5 |
47 719,2 |
50 614,2 |
60 736,0 |
Средний медицинский персонал | |||||||
Соотношение к средней заработной плате по республике, % |
86,9 |
83,0 |
98,5 |
98,1 |
98,2 |
91,5 |
100 |
Средняя заработная плата, руб. |
22 612,3 |
23 094,3 |
24 662,4 |
25 733,2 |
26 525 |
25 733,2 |
30 368 |
Младший медицинский персонал | |||||||
Соотношение к средней заработной плате по республике, % |
55,6 |
53,3 |
64,9 |
72,1 |
73,9 |
80,0 |
100 |
Средняя заработная плата, руб. |
14 466,8 |
14 831,9 |
16 253,3 |
18 923,1 |
19 957,0 |
22 495,2 |
30 368,0 |
Потребность в средствах на заработную плату медицинских работников, млн. руб. | |||||||
Наименование показателя |
2013 факт |
2014 факт |
2015 факт |
2016 факт |
2017 |
2018 |
|
Потребность работающих в системе ОМС, всего |
444,1 |
292,4 |
292,4 |
270,4 |
88,3 |
1 409,7 |
|
Обеспечено за счет тарифа ОМС, оптимизации, от приносящей доход деятельности |
444,1 |
292,4 |
292,4 |
270,4 |
88,3 |
1 409,7 |
|
Дефицит средств, не обеспеченный источником |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Потребность не работающих в системе ОМС (республиканский бюджет), всего |
315,3 |
5,1 |
5,1 |
29,1 |
26,85 |
362,5 |
|
Обеспечено за счет проведения мероприятий по оптимизации, от приносящей доход деятельности, республиканского бюджета |
315,3 |
5,1 |
5,1 |
29,1 |
26,85 |
362,5 |
|
Дефицит средств, не обеспеченный источником |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
* С 2015 года используется показатель "к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности в субъекте)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2013 г. N 96-р
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 19 марта 2013 г. N 27
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 16 ноября 2018 г. N 667-р
Изменения вступают в силу с 16 ноября 2018 г.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 4 июля 2018 г. N 359-р
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 18 января 2018 г. N 24-р
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 27 декабря 2017 г. N 816-р
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 31 августа 2017 г. N 507-р
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 28 июня 2017 г. N 377-р
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 24 января 2017 г. N 37-р
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 24 апреля 2015 г. N 248-р
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 14 июля 2014 г. N 418-р
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 19 декабря 2013 г. N 852-р
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 14 марта 2013 г. N 127-р