Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
развития имущественных отношений в Республике Бурятия
на 2013 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 апреля 2013 г. N 167)
18 июля 2013 г.
Введение
Настоящая Концепция развития имущественных отношений в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция) устанавливает пути развития системы управления государственным имуществом Республики Бурятия (далее - республиканское имущество) на среднесрочную перспективу, определяет первоочередные цели управления республиканским имуществом и реализации государственной политики в сфере управления республиканским имуществом, а также взаимодействие с муниципальными образованиями в Республике Бурятия по вопросам управления муниципальным имуществом.
Концепция разработана и будет реализовываться с учетом положений:
- Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р;
- Закона Республики Бурятия от 14.03.2011 N 1903-IV "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года";
- Закона Республики Бурятия от 14.03.2011 N 1907-IV "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы".
Концепция содержит три раздела.
В первом разделе освещается общее положение в сфере имущественных отношений в Республике Бурятия в разрезе конкретных направлений деятельности, а также проблемные вопросы, возникшие в результате осуществления имущественной политики.
Во втором разделе определены цель и задачи дальнейшего развития имущественных отношений в Республике Бурятия, а также установлен перечень конкретных мероприятий для их осуществления.
Третий раздел устанавливает результаты, которые планируются к достижению путем реализации положений настоящей Концепции.
1. Содержание проблем развития имущественных отношений
в Республике Бурятия
Утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.03.2010 N 103 Концепция развития имущественных отношений в Республике Бурятия на 2010 - 2012 годы установила основные принципы и направления развития имущественных отношений в Республике Бурятия в современных условиях.
Основной задачей Концепции развития имущественных отношений в Республике Бурятия на 2010 - 2012 годы являлось реформирование системы управления государственным имуществом, направленное в первую очередь на оптимизацию состава имущественного комплекса.
Проведенные мероприятия по ее реализации в целом позволили решить намеченные цели. Тем не менее, с учетом задач, сформулированных и поставленных Президентом Российской Федерации в сфере управления государственной собственностью, принятых нормативных правовых актов как на федеральном, так и на республиканском уровнях необходимо продолжение работы по ряду ключевых направлений в сфере имущественных отношений. Это касается продолжения процесса приватизации республиканского имущества, не являющегося необходимым для исполнения государственных полномочий Республики Бурятия, продолжения разграничения федеральных и республиканских полномочий и, как следствие, передачи имущества в собственность соответствующего публичного образования и т.д. Кроме этого, настоящей Концепцией также определены новые актуальные вопросы имущественного характера в Республике Бурятия и предусмотрены мероприятия, направленные на их решение.
1.1. Учет государственного имущества Республики Бурятия
В настоящее время завершены начатые в 2008 году основные мероприятия, связанные с приведением данных Реестра республиканского имущества в соответствие с требованиями, установленными постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.05.2008 N 231, которым утверждено Положение об учете республиканского имущества. Данная работа связана с предоставлением правообладателями республиканского имущества, в целях осуществления учета, карт сведений об объектах учета, а также копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии иных документов, подтверждающих сведения об объекте учета, реквизиты которых указаны в картах сведений об объекте учета.
Будет продолжена работа по учету республиканского имущества, которая является постоянной, поскольку происходит изменение состава республиканского имущества: приватизация или списание республиканского имущества, передача имущества от одного республиканского учреждения или предприятия другому республиканскому учреждению или предприятию, передача имущества из республиканской собственности в федеральную или муниципальную собственность, производится изъятие имущества в казну Республики Бурятия после прекращения права оперативного управления в целях его вовлечения в хозяйственный оборот.
В 2012 году в собственность Республики Бурятия приняты 5 федеральных учреждений среднего профессионального образования и 42 муниципальных учреждения здравоохранения. В связи с этим необходимо провести значительную работу по учету объектов, переданных в республиканскую собственность в составе имущественных комплексов указанных учреждений.
1.2. Государственная регистрация права собственности Республики Бурятия на объекты недвижимости, относящиеся к республиканской собственности
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Республики Бурятия на недвижимое имущество является обязательной.
В настоящее время доля объектов недвижимости, государственная регистрация права собственности Республики Бурятия на которые осуществлена, от общего числа республиканских объектов, право собственности на которые подлежит регистрации, составляет 98 %. Это объективное фактическое значение, поскольку количество объектов капитального строительства, подлежащих государственной регистрации права собственности Республики Бурятия, постоянно изменяется в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов, осуществлением приватизации или списанием объектов недвижимости, приемом недвижимого имущества из федеральной или муниципальной собственности в республиканскую собственность. В связи с этим работа по государственной регистрации права собственности Республики Бурятия является постоянной и будет продолжаться.
В качестве положительной стороны при реализации данной задачи является сокращение сроков государственной регистрации. Так, Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", общий срок государственной регистрации прав с 2012 года составляет 20 дней. При этом работа по сокращению сроков активно продолжается, одним из приоритетных направлений в данной деятельности будет являться активное содействие для ее исполнения.
1.3. Обеспечение технической документации на объекты недвижимости, относящиеся к республиканской собственности
Кадастровый паспорт, оформляемый на объект недвижимости после постановки на государственный кадастровый учет соответствующими органами, является основным документом, содержащим технические характеристики, которые позволяют идентифицировать объект недвижимости с целью учета в реестре республиканского имущества, государственной регистрации права собственности Республики Бурятия в соответствии с действующим законодательством, вовлечения в хозяйственный оборот. Таким образом, обеспечение проведения кадастровых работ в целях получения технических планов с последующей постановкой на кадастровый учет и кадастровых паспортов на объекты недвижимости, относящиеся к республиканской собственности, являлось и является необходимым условием достоверности содержащихся в реестре республиканского имущества сведений об объектах недвижимости.
Несмотря на то, что все объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью Республики Бурятия, поставлены на кадастровый учет, работа по обеспечению оформления технических планов на объекты недвижимости, относящиеся к республиканской собственности, является постоянной и будет продолжаться. Это обусловлено изменениями в характеристиках объектов (в результате проведенной реконструкции, раздела объекта на несколько самостоятельных частей), приемом федеральных либо муниципальных объектов в собственность Республики Бурятия, а также завершением строительства новых объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" субъекты Российской Федерации на период до 1 марта 2015 года могут устанавливать предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев. Важнейшей задачей для реализации данного права является разработка и принятие соответствующего проекта закона Республики Бурятия.
Пристальное внимание следует уделить оформлению технических планов и постановке на кадастровый учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества. Сводная информация, составленная на основании отчетов органов местного самоуправления, свидетельствует о том, что на территории 22 муниципальных образований в Республике Бурятия находится 1627 объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества. Таким образом, для решения данной проблемы муниципальным образованиям в Республике Бурятия необходима организационная и финансовая поддержка.
Данную проблему возможно решить путем осуществления софинансирования затрат муниципальных образований в Республике Бурятия на оформление технических планов путем предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам. Для реализации данного мероприятия необходима разработка и принятие нормативного правового акта, устанавливающего порядок выделения субсидий на указанные цели.
1.4. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого имущества (находящегося в муниципальной или государственной собственности) (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ). Законом Республики Бурятия от 07.11.2008 N 568-IV "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия" установлены предельное значение площади помещений, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия и собственности муниципальных образований в Республике Бурятия, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства и приобретаемых ими в результате реализации преимущественного права в размере 2000 кв.м, срок рассрочки оплаты приобретаемого ими государственного и муниципального имущества - 3 года. К 2013 году все субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие в соответствии с указанными законами право на льготный выкуп арендуемого ими имущества, реализовали это право.
9 января 2013 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон N 159-ФЗ в части расширения круга лиц, имеющих право на льготный выкуп арендованного ими государственного или муниципального имущества. Также этим проектом предусмотрены дополнительные гарантии субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации предоставленного им права выкупа имущества. Таким образом, после принятия указанного законопроекта будет проведен комплекс необходимых мероприятий, связанных с предоставлением имущества в собственность заинтересованных субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях обеспечения условий реализации предоставленных действующим федеральным законодательством форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Законом Республики Бурятия от 01.10.2008 N 515-IV "О внесении изменения в статью 12 Закона Республики Бурятия "Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия" предусмотрено предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства объектов государственной собственности Республики Бурятия, включенных в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на срок не менее 5 лет. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.10.2008 N 483 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 15.07.2002 N 187 "О Порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия" установлен порядок формирования и ведения перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок и условия (льготы по арендной плате) предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства государственного имущества Республики Бурятия. Минимуществом Республики Бурятия принят приказ от 10.07.2008 N 65 "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра актов о предоставлении государственной помощи путем передачи республиканского имущества", в соответствии с которым сформирован и ведется реестр актов о предоставлении государственной помощи путем передачи республиканского имущества. Реестр опубликован и периодически обновляется на сайте Минимущества Республики Бурятия.
Также постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.07.2002 N 187 "О Порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия" предусмотрены льготы при определении размера арендной платы за пользование объектами государственной собственности. Арендная плата за пользование объектами республиканского имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства в первые 2 года аренды устанавливается с понижающим коэффициентом 0,5, то есть в 2 раза меньше рассчитанной по действующей методике, на третий - четвертый годы - на 30% ниже, на 5 год - на 20% ниже и в последующие - на 10% ниже, чем арендная плата, рассчитанная на общих основаниях.
Требования указанных выше нормативных правовых актов реализованы в полном объеме - на 1 января 2013 года все объекты республиканского имущества, включенные в перечень объектов, предоставляемых в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, переданы по договорам аренды соответствующим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Мероприятия, связанные с предоставлением права пользования республиканским имуществом на условиях долгосрочной аренды и на льготных условиях, пользуются высокой заинтересованностью со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства и будут в дальнейшем активно осуществляться.
Это касается реализации права субъектов малого и среднего предпринимательства на перезаключение договоров аренды республиканского имущества в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом, в случае высвобождения объектов недвижимого имущества от аренды, его дальнейшее использование будет осуществляться в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вторым приоритетным направлением в области передачи объектов республиканской собственности в возмездное и безвозмездное пользование является имущественная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций. Данное направление будет реализовываться путем передачи республиканского имущества заинтересованным лицам в аренду по льготным ставкам арендной платы либо по решению Правительства Республики Бурятия в безвозмездное пользование.
1.5. Управление акциями открытых акционерных обществ, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия
Республика Бурятия являлась акционером (участником) по состоянию на:
1 августа 2003 года - в 41 акционерном обществе и имела доли в 2 обществах с ограниченной ответственностью;
1 ноября 2009 года - в 9 акционерных обществах;
10 января 2012 года - в 13 акционерных обществах.
Уменьшение количества акционерных обществ с участием Республики Бурятия стало результатом проведенных мероприятий, связанных с оптимизацией структуры государственного сектора экономики Республики Бурятия и, как следствие, приватизацией акций тех обществ, деятельность которых не направлена на непосредственное осуществление функций и полномочий Республики Бурятия, либо ликвидацией таких обществ. Также в рамках Программы реформирования региональных финансов Республики Бурятия проводилась работа по управлению хозяйственными обществами с государственным участием с целью повышения эффективности их деятельности, ежеквартально осуществлялся мониторинг их финансово-хозяйственной деятельности. В отношении убыточных хозяйствующих обществ с государственным участием была проведена работа по их реорганизации или ликвидации, часть таких обществ была приватизирована в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Увеличение количества акционерных обществ с участием Республики Бурятия к 2013 году явилось необходимостью участия Республики Бурятия в сферах деятельности, имеющих высокое значение в социально-экономическом развитии Республики Бурятия, необходимостью активного участия в них органов государственной власти Республики Бурятия, что отмечалось Концепцией развития имущественных отношений в Республике Бурятия на 2010 - 2012 годы.
Следует отметить, что создание новых акционерных обществ с участием Республики Бурятия осуществляется исключительно в сферах деятельности, предусматривающих осуществление соответствующих государственных полномочий Республики Бурятия.
Деятельность по управлению акциями, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия, в полной мере урегулирована федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами, что свидетельствует о создании и функционировании правовой основы управления соответствующими пакетами акций. При этом требуют совершенствования механизмы, которые позволили бы Республике Бурятия в перспективе наиболее полно использовать возможности по распоряжению указанными активами. Это относится к созданию условий для внедрения эффективных моделей корпоративного управления в хозяйственных обществах с государственным участием путем привлечения профессиональных директоров, внедрению программ стратегического планирования деятельности, современных методов управления и представления отчетности; распространению принципов корпоративного управления; постановке требований и ключевых показателей эффективности к менеджменту хозяйственных обществ с государственным участием.
1.6. Управление республиканскими государственными унитарными предприятиями и республиканскими учреждениями
1.6.1. Оценка состояния управления государственными унитарными предприятиями Республики Бурятия
По состоянию на 1 ноября 2009 года количество государственных унитарных предприятий Республики Бурятия составляло 14 единиц. По состоянию на 1 января 2013 года количество государственных унитарных предприятий Республики Бурятия составляет 4 единицы, 1 из которых основано на праве оперативного управления (казенное предприятие). Финансовое состояние государственных унитарных предприятий является удовлетворительным.
Функции по управлению государственными унитарными предприятиями распределены между различными исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.08.2010 N 326 "О регулировании деятельности государственных унитарных предприятий Республики Бурятия" и осуществляются по следующим направлениям:
а) координацию и регулирование деятельности государственных унитарных предприятий Республики Бурятия обеспечивают исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, осуществляющие управление в соответствующих отраслях согласно ведомственной принадлежности предприятий;
б) планирование развития унитарных предприятий Республики Бурятия осуществляется исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, специально уполномоченными в области управления государственным имуществом Республики Бурятия, а также уполномоченными на управление теми сферами, в которых функционируют соответствующие унитарные предприятия;
в) уполномоченный орган в области управления государственным имуществом Республики Бурятия осуществляет полномочия собственника имущества унитарных предприятий Республики Бурятия, в том числе совершает необходимые юридические действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией унитарных предприятий Республики Бурятия, утверждает их уставы, согласовывает создание филиалов и представительств предприятий, заимствования и совершение крупных сделок, формирует уставные фонды унитарных предприятий, рассматривает ежегодные отчеты руководителей предприятий, согласовывает планы (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и бухгалтерскую отчетность, осуществляет контроль за эффективностью использования государственного имущества Республики Бурятия, закрепленного за унитарными предприятиями.
Таким образом, систему управления унитарными предприятиями Республики Бурятия следует признать сложившейся, нормативную правовую базу достаточной и эффективной. При этом в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытое правительство" по вопросу развития конкуренции и предпринимательства от 10 апреля 2012 года необходимо продолжить работу, направленную на преобразования оставшихся государственных (унитарных) предприятий Республики Бурятия в хозяйственные общества, казенные предприятия либо государственные учреждения. Данная работа не имеет своей целью абсолютный отказ от использования формы государственного предприятия, а направлена на применение более эффективных форм для дальнейшей деятельности соответствующих юридических лиц. Это, в первую очередь, направлено на осуществление постоянного мониторинга деятельности республиканских унитарных предприятий с целью подтверждения их эффективности в статусе предприятия. При выявлении же каких-либо фактов, отрицательно сказывающихся на состоянии предприятия в целом, в комплексе мер, направленных на устранение кризисного состояния, целесообразно также рассматривать мероприятия, связанные с его реорганизацией (приватизацией путем преобразования в открытое акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, преобразованием в государственное учреждение соответствующего типа и др.)
1.6.2. Оценка состояния управления государственными учреждениями Республики Бурятия
По состоянию на 1 декабря 2012 года количество государственных учреждений Республики Бурятия, включая органы государственной власти Республики Бурятия, составляет 197 единиц.
За период действия Концепции развития имущественных отношений Республики Бурятия на 2010 - 2012 годы, в которой был отмечен факт недостаточности нормативной основы деятельности учреждений, приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации республиканских бюджетных и казенных учреждений, утверждения уставов республиканских бюджетных и казенных учреждений и внесения в них изменений, определяющих структуру, компетенцию, срок полномочий и порядок формирования органов управления республиканских бюджетных и казенных учреждений, порядок осуществления контроля за деятельностью республиканских бюджетных и казенных учреждений, определяющих перечни особо ценного движимого имущества республиканских автономных учреждений.
Исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия проводилась активная работа по изменению типа существующих учреждений на автономные, бюджетные и казенные учреждения. Число республиканских учреждений сократилось в результате проведенных мероприятий, связанных с реорганизацией учреждений путем их присоединения.
С учетом наличия полной нормативно-правовой базы данные мероприятия позволили не только существенно оптимизировать состав республиканских учреждений, но и сократили расходы республиканского бюджета и стимулировали осуществление республиканскими учреждениями в рамках действующего законодательства предпринимательской деятельности, что в условиях рыночной экономики имеет существенное значение.
Дальнейшее развитие данной деятельности не только на уровне Республики Бурятия, но и на уровне муниципальных образований в Республике Бурятия продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в области имущественных отношений.
1.7. Приватизация государственного и муниципального имущества в Республике Бурятия
В 2012 году завершены мероприятия, связанные с исполнением поручения Президента Российской Федерации о приватизации имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, обеспечив направление доходов от приватизации на реализацию мероприятий по модернизации экономики. Совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия проведена инвентаризация имущества, закрепленного за республиканскими структурами, которое не является необходимым для осуществления государственных полномочий Республики Бурятия. Данные объекты включены в прогнозный план приватизации государственного имущества Республики Бурятия на 2012 - 2014 годы, проведены мероприятия по подготовке таких объектов к реализации.
Основные принципы политики Республики Бурятия в области приватизации сформулированы Концепцией развития имущественных отношений Республики Бурятия на 2010 - 2012 годы и в настоящее время не утратили своей актуальности. К ним относится следующее:
1. Осуществление приватизации республиканского и муниципального имущества должно быть эффективным, а именно приводить к достижению целей политики Республики Бурятия в области управления государственным и муниципальным имуществом и приватизации. Это в равной мере относится к безусловному выполнению покупателями государственного и муниципального имущества условий, на которых оно отчуждается, и получению республиканским бюджетом дополнительных доходов в виде денежных средств, поступающих от продажи тех или иных объектов.
2. Решения о целесообразности приватизации республиканского и муниципального имущества должны быть экономически и юридически обоснованными. Приватизации подлежит имущество, которое не является необходимым для осуществления полномочий региона или муниципального образования, а доходы, полученные от приватизации государственного или муниципального имущества, должны направляться на развитие экономики. Данный принцип также в 2010 году сформулирован и закреплен в соответствующем поручении Президента Российской Федерации.
3. Приватизация республиканского и муниципального имущества должна осуществляться при достаточном информационном обеспечении соответствующих процедур. В настоящее время остро встала проблема недостаточной информированности соответствующих заинтересованных лиц. Объявленные торги по продаже республиканского имущества часто отменяются по причине отсутствия участников. Данные факты требуют использования максимального количества инструментов, направленных на доведение информации до наибольшего числа потенциальных покупателей.
4. Подотчетность участников приватизационных процедур населению Республики Бурятия, а также исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным на осуществление соответствующих форм и видов контроля.
В настоящее время в общем виде перечень объектов, планируемых к приватизации, сформирован. В дальнейшем дополнительные включения какого-либо имущества в прогнозный план приватизации, как правило, будут осуществляться по результатам выявления неиспользуемых либо не используемых по назначению объектов по результатам проведенных проверок сохранности и использования по назначению республиканского имущества в отношении республиканских организаций.
Таким образом, направлением деятельности в области приватизации республиканского имущества следует определить проведение мероприятий, направленных на реализацию максимального числа объектов государственной собственности, включенных в прогнозный план приватизации. При реализации данных мероприятий следует, в первую очередь, обратить внимание на доведение информации о предстоящей приватизации до широкого круга юридических и физических лиц. Это возможно достичь как путем размещения соответствующих публикаций в возможно большем числе средств массовой информации, так и размещением объявлений на максимальном числе электронных ресурсов, телевизионных каналах и т.д. Расходы на данные мероприятия необходимо предусматривать в республиканском бюджете на соответствующий период.
Помимо указанных выше способов решения обозначенной проблемы следует отметить также возможность применения электронной формы продажи республиканского имущества. Данная возможность появилась в результате внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
1.8. Управление жилищным фондом в Республике Бурятия
В собственности Республики Бурятия имеется жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении республиканских учреждений, хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Республики Бурятия (ведомственный жилищный фонд).
Основными проблемами в сфере управления государственным и муниципальным жилищным фондом является наличие неприватизированных жилых помещений, занимаемых гражданами на условиях социального найма, отсутствие решений собственника о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением их к определенному виду жилых помещений.
В связи с продлением срока бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2015 года республиканским учреждениям, в оперативном управлении которых находится ведомственный жилищный фонд, необходимо продолжить работу с гражданами, проживающими в жилых помещениях по договорам социального найма, по приватизации ими занимаемого жилья.
Вместе с тем, состояние системы управления жилищным фондом Республики Бурятия характеризуется тем, что нормативная основа данной сферы является слабо регламентированной. В частности, неохваченными нормативно-правовыми актами остаются порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, порядок оплаты за пользование жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Аналогичная ситуация сложилась и в муниципальных образованиях в Республике Бурятия.
Помимо этого одной из важнейших социально значимых проблем в области жилищных отношений в Республике Бурятия является обеспечение жильем детей-сирот. Для решения указанной проблемы необходимо проведение целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, наиболее важным из которых на настоящем этапе является создание правовой основы для формирования соответствующего специализированного жилого фонда.
1.9. Осуществление контроля за использованием государственной собственности
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия осуществляет контроль исполнения законодательства и обязательств при использовании и распоряжении республиканским имуществом, находящимся в оперативном управлении республиканских учреждений, органов государственной власти Республики Бурятия, а также переданным в установленном порядке иным лицам, путем проведения выездных и документальных проверок. При выявлении нарушений, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, принимаются необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе действия, необходимые для привлечения к административной ответственности юридических лиц, должностных лиц и граждан за правонарушения в области охраны имущества, находящегося в собственности Республики Бурятия.
Основными задачами, решаемыми в ходе проведения проверок, являются:
1) проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок управления, использования и распоряжения государственным имуществом, обеспечения его сохранности;
2) проверка целевого и эффективного использования государственного имущества. В данном случае осуществляется сверка фактического наличия, достоверности и полноты представленной в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия информации по основным средствам, необходимой для включения в реестр республиканского имущества, а также правильность отражения в бухгалтерском учете движения основных средств;
3) выявление резервов повышения эффективности использования государственного имущества, в том числе повышение неналоговых доходов республиканского бюджета за счет передачи в аренду или приватизации излишнего, неиспользуемого недвижимого имущества;
4) выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, таких как:
- ненадлежащее исполнение должностными лицами обязанностей по обеспечению сохранности имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия;
- неправомерное распоряжение объектами нежилого фонда, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия, без разрешения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия;
- неправомерное предоставление транспортных средств в пользование посторонним лицам;
- использование республиканского имущества не в соответствии с осуществляемой деятельностью и назначением имущества;
- самовольное строительство объектов недвижимости;
- нарушение границ земельных участков, непринятие мер по сохранению межевых знаков;
- самовольное предоставление земельных участков в пользование посторонним лицам.
В результате проведенных проверок требований действующего законодательства при использовании республиканского имущества руководителям республиканских учреждений выдаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В случаях выявления административных правонарушений, указанных в статьях 68, 70 и 73 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 N 2003-IV "Об административных правонарушениях", уполномоченными должностными лицами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия составляются протоколы об административных правонарушениях и направляются в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
В результате принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений, в ходе которых оформляется техническая документация на объекты недвижимости, оформляются документы на находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки, осуществляется государственная регистрация права оперативного управления и права собственности Республики Бурятия на объекты недвижимости.
В отношении имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий Республики Бурятия, принимаются решения об его изъятии и вовлечении в хозяйственный оборот путем его приватизации, передачи в возмездное и безвозмездное пользование. Кроме этого, имущество может передаваться в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия для использования имущества в целях реализации каких-либо полномочий органов местного самоуправления, в том числе для открытия групп дошкольного образования (детских садов), организации отдыха и оздоровления детей и т. п.
1.10. Взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия
Взаимодействие органов государственной власти Республики Бурятия с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия в сфере имущественных отношений продолжает оставаться одним из приоритетных видов деятельности в области развития имущественных отношений.
Ежегодно проводится значительная работа, связанная с передачей объектов республиканской собственности в муниципальную собственность, а также приемом муниципальных объектов в собственность Республики Бурятия. Данные мероприятия позволяют в определенной мере обеспечить экономическую самостоятельность муниципальных образований в Республике Бурятия, проводить процесс разграничения имущества с целью его использования для осуществления полномочий соответствующего публичного образования.
Начаты мероприятия, направленные на оформление права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного имущества на территории Республики Бурятия, с целью их дальнейшего вовлечения в хозяйственный оборот либо сноса и последующей рекультивации земельных участков.
Продолжается работа по внедрению и эксплуатации в большинстве муниципальных образований в Республике Бурятия автоматизированной информационной системы "Имущественно-земельный комплекс", которая в перспективе позволит создать единую базу данных по республиканским и муниципальным объектам недвижимости.
На постоянной основе осуществляется предоставление методической помощи органам местного самоуправления по всем вопросам имущественной сферы, постоянно проводятся семинары, мероприятия, связанные с обучением муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, связанных с управлением муниципальной собственностью.
Изложенные выше проблемы требуют разрешения, которое должно быть достигнуто постановкой комплекса основных целей и задач, которые достигаются путем выполнения необходимых мероприятий.
2. Цель, задачи и основные мероприятия развития
имущественных отношений
Целью Концепции является совершенствование системы управления имуществом в Республике Бурятия, рационального и эффективного использования этого имущества.
Концепция позволяет решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Постоянная актуализация реестров республиканского и муниципального имущества, в том числе путем использования автоматизированной информационной системы "Имущественно - земельный комплекс".
2. Обеспечение актуализации технической документации на все объекты недвижимости, находящиеся в собственности Республики Бурятия.
3. В отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Республики Бурятия, - обеспечение государственной регистрации права собственности Республики Бурятия на такие объекты, а также государственной регистрации соответствующих вещных прав, если данное имущество закреплено за определенным лицом на соответствующем праве.
4. Постоянное ведение перечня имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставление такого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном действующим законодательством.
5. Увеличение уровня доходов республиканского бюджета, получаемых в результате эффективного управления корпоративными активами.
6. Минимизация государственных (муниципальных) унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, соответствие их видов деятельности Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
7. Приватизация имущества, не соответствующего полномочиям Республики Бурятия, а также передача имущества в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия с целью обеспечения исполнения полномочий местного значения.
8. Проведение проверок на предмет целевого и эффективного использования имущества, находящегося в собственности Республики Бурятия.
9. Оптимизация количества государственных учреждений Республики Бурятия и муниципальных учреждений в соответствии с оказываемыми ими государственными услугами, выполняемыми государственными работами, функциями.
10. Обеспечение условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Республики Бурятия путем максимально возможного вовлечения недвижимости в Республике Бурятия в гражданский оборот, особенно объектов незавершенного строительства, находящихся в стадии консервации и требующих дополнительного финансирования с целью окончания строительства.
В соответствии с целями и задачами, определенными Концепцией, необходимо реализовать основные мероприятия на среднесрочный период, указанные в приложении к настоящей Концепции.
3. Заключение
Реализация положений Концепции позволит:
1. Обеспечить функционирование полной и актуальной базы данных по объектам, находящимся в собственности Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия.
2. Закончить формирование совокупности объектов, находящихся в республиканской собственности, необходимых для исполнения полномочий Республики Бурятия.
3. Завершить основные мероприятия, связанные с приватизацией объектов, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, не являющихся необходимыми для осуществления полномочий Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия соответственно, обеспечить направление средств, прежде всего, на модернизацию экономики Республики Бурятия.
4. Продолжить осуществление мероприятий по обеспечению на территории Республики Бурятия имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.
5. Создать условия для внедрения эффективных моделей корпоративного управления в хозяйственных обществах с государственным участием.
6. Обеспечить разработку и принятие необходимой нормативно-правовой базы для управления жилищным фондом Республики Бурятия.
7. Обеспечить взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия в области имущественных отношений.
Положения Концепции рекомендуются для исполнения исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, муниципальными образованиями в Республике Бурятия, а также иными организациями.
Направления и мероприятия Концепции могут быть применены при разработке нормативных документов, формировании перспективных планов и мероприятий в сфере имущественных отношений в Республике Бурятия.
Приоритетные направления развития имущественных отношений могут изменяться в соответствии с приоритетными направлениями и задачами Правительства Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.