Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Концепция
развития земельных отношений в Республике Бурятия
на 2013 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 апреля 2013 г. N 167)
Введение
Настоящая Концепция развития земельных отношений в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция) определяет цели, задачи и основные направления развития земельных отношений в Республике Бурятия на среднесрочную перспективу, а также определяет стратегию для создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективное управление земельными ресурсами и их использование, развитие земельных отношений на основе принципов земельного законодательства при соблюдении требований устойчивого, непрерывного, рационального, платного пользования землями, повышения доходов от их использования, а также сохранения их ресурсно-экономического, рекреационного и экологического потенциала.
Концепция разработана и будет реализовываться с учетом положений:
- Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 297-р;
- Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1292-р;
- Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р;
- Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 2378-р;
- Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации от 28.04.2011 N Пр - 1168;
- Закона Республики Бурятия от 14.03.2011 N 1907-IV "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы";
- Закона Республики Бурятия от 11.03.2011 N 1903-IV "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года".
1. Содержание проблем развития земельных отношений
в Республике Бурятия
1.1. Организация эффективного использования земель
1.1.1. Оценка состояния развития земельных отношений и управления земельными ресурсами в Республике Бурятия
Одной из важнейших стратегических целей в области создания условий для устойчивого экономического развития Республики Бурятия является эффективное использование земли для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Использование земли осуществляется на основании принимаемых Правительством Республики Бурятия, органами исполнительной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления управленческих решений, которые должны основываться на полноценных данных о состоянии земель.
Под эффективным использованием земли подразумевается создание таких условий в республике, которые позволяют максимально быстро вовлекать в оборот земли.
В настоящее время фактически завершен процесс разграничения собственности на землю, но в то же время остается существенное количество юридических лиц и граждан, не оформивших в соответствии с законодательством права на объекты недвижимости и земельные участки.
В Республике Бурятия на 1 января 2012 года в государственной и муниципальной собственности находится 33675,5 тыс. га, из них в собственности Российской Федерации 29459,3 тыс. га.
Из всех земель на долю земель, находящихся в частной собственности, приходится 1457,9 тыс. га, в собственности юридических лиц находится 58,6 тыс. га.
Несвоевременная регистрация права собственности на земельные доли создает трудности в части дальнейшего распоряжения предоставленными в долевую собственность земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, что, в свою очередь, не позволяет вовлекать данные земельные участки в хозяйственный оборот и приводит к недополучению органами местного самоуправления поступлений от уплаты земельного налога.
В результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в собственности Российской Федерации зарегистрировано 27,1 тыс. га категории земель сельскохозяйственного назначения, из них предоставлено юридическим лицам в пользование 11,6 тыс. га. Земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в собственности граждан (1362,4 тыс. га), состоят в основном из земельных долей, в том числе невостребованных, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению. Площадь земельных участков, предоставленных в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, составила 138,3 тыс. га. Земли, находящиеся в собственности юридических лиц, в основном являются собственностью крестьянских (фермерских) хозяйств, не прошедших перерегистрацию (48,1 тыс. га), и собственностью сельскохозяйственных предприятий и организаций (8,4 тыс. га). Ежегодно происходит уточнение правового статуса земель, формирующих землепользование хозяйствующего субъекта, в частности, земельных долей в составе сельскохозяйственного предприятия. Однозначно право собственности на земельные доли определяется только после регистрации права в установленном законодательством порядке. На 1 января 2012 года в целом по республике оформлено земельных участков в счет земельных долей на площади 29,1 тыс. га. По сравнению с 2010 годом увеличение данного показателя составило 20,0 тыс. га.
При таких обстоятельствах государственный земельный надзор, осуществляемый различными специально уполномоченными ведомствами, является одним из основных инструментов регулирования земельных отношений.
При этом осуществление государственного земельного надзора осложняется отсутствием законодательно установленных полномочий Республики Бурятия на осуществление государственного земельного надзора на территории республики и невозможностью уполномоченных федеральных государственных органов в полном объеме охватить проверками соблюдение земельного законодательства на земельных участках, расположенных на территории Республики Бурятия.
Земельным кодексом Российской Федерации также установлен муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В настоящее время проблема усиления муниципального земельного контроля является особенно актуальной. Практика показывает, что ослабление данного вида земельного контроля создает благоприятную обстановку для незаконного изменения вида разрешенного использования земельных участков, влечет за собой рост числа земельных правонарушений (несоблюдение требований об охране земель, нерациональное использование либо неиспользование земель, несоблюдение градостроительных, санитарных и других норм). В то же время административного воздействия к нарушителям земельного законодательства муниципальные земельные инспекторы применять не могут - институт муниципального земельного контроля нуждается в совершенствовании.
В ходе реализации Концепции требуется обеспечить:
совершенствование институциональных основ регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами;
совершенствование системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
повышение эффективности использования земельных ресурсов;
формирование рынка земель и активизация оборота земель сельскохозяйственного назначения;
разграничение государственной собственности на землю;
создание условий для успешного развития всех сфер деятельности экономики республики (промышленности, лесного хозяйства, отдыха, туризма и т. д.);
обеспечение потребности населения в жилищном строительстве;
стимулирование граждан и юридических лиц к своевременному проведению государственного кадастрового учета и регистрации прав собственности на землю.
1.1.2. Кадастровая оценка земель различных категорий
Одним из основных принципов земельного законодательства, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, является платное использование земли. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. С 1 января 2006 года налоговой базой принята кадастровая стоимость земельного участка, а размер конкретного земельного налога стал определяться как процент от этой кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка земель (далее - ГКОЗ) в соответствии с законодательством проводится не реже чем один раз в пять лет в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель, а также для целей налогообложения и иных целей.
ГКОЗ основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного кадастров.
ГКОЗ городских и сельский поселений, садоводческих и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
ГКОЗ сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода.
ГКОЗ иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.
Актуализация и корректировка ГКОЗ осуществляется как постоянно действующая система мероприятий, обеспечивающих обновление сведений о кадастровой стоимости земель.
Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с 1 января 2013 года орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о проведении и является заказчиком работ по государственной кадастровой оценке.
1.1.3. Модернизация структуры и мониторинг ведения АИС ИЗК РБ органами местного самоуправления
В 2009 - 2012 годах разработана и запущена в эксплуатацию в муниципальных образованиях автоматизированная информационная система "Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия".
Основная цель создания АИС - увеличение доходов местных бюджетов на основе управления налоговыми и неналоговыми поступлениями муниципальных образований в Республике Бурятия, которая будет обеспечиваться за счет решения следующих задач:
- предоставление органам местного самоуправления районов и поселений текущих кадастровых сведений, включающих информацию по количеству земельных участков, состоящих на кадастровом учете, их кадастровой стоимости, а также сведения о регистрации прав;
- инвентаризация землепользователей, использующих земельные участки без регистрации прав;
- актуализация налогооблагаемой базы путем сверки данных, имеющихся в электронной базе администраций муниципальных образований, с данными налогооблагаемой базы УФНС по Республике Бурятия;
- непосредственный контроль оплаты налоговых уведомлений по каждому налогоплательщику в электронных базах администраций муниципальных образований;
- полный учет муниципального имущества и достоверная оценка объемов возможного неналогового дохода, вовлечение в хозяйственную деятельность неучтенных и простаивающих объектов;
- четкая тарификация отношений аренды, хозяйственного пользования, оперативного управления и иных отношений с хозяйствующими субъектами;
- получение мгновенной и полной информация о задолженности арендаторов, организация систематической работы по взысканию задолженности.
1.1.4. Оказание методической помощи ОМСУ по мобилизации доходов от использования земель и оценки эффективности предоставляемых льгот по земельному налогу
Необходимость разработки Программы обусловлена ситуацией, связанной с исполнением доходной части консолидированного бюджета муниципальных поселений вследствие низкой собираемости местных налогов.
Наличие адекватной финансовой базы является необходимым условием реализации полномочий органов местного самоуправления и, следовательно, своевременного и полного решения вопросов местного значения. Финансовая самостоятельность поселений является основой функционирования местного самоуправления. В свою очередь, прежде всего, местные налоги должны является одним из основных источников формирования бюджетов поселений. Именно эти суммы напрямую доходят до местных жителей конкретных поселений, где их и собрали. Поэтому самой актуальной на данный момент является задача по увеличению доходной базы бюджетов поселений, в том числе в основном за счет местных налогов.
Методика кадастровой оценки по большинству видов разрешенного использования основывается на результатах рыночных сделок и, таким образом, отражает динамику спроса и рыночных цен на земельные участки соответствующих видов разрешенного использования. Анализ результатов проведенной актуализации кадастровой оценки земель населенных пунктов показал, что налоговый потенциал в целом по республике увеличился в 1,5 раза, однако его реализация в конечном итоге зависит от решения представительных органов муниципальных поселений, устанавливающих налоговые ставки.
Вместе с тем, предложения о предоставлении отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот должны сопровождаться финансово-экономическим обоснованием таких предложений, содержать расчеты потерь бюджета муниципального поселения в результате их реализации и определять источники компенсации выпадающих доходов, а также содержать данные, на основе которых проводилась оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот.
1.1.5. Совершенствование нормативно-правовой базы
В сфере земельных отношений в Республике Бурятия создана необходимая правовая база. Приняты и действуют:
Закон Республики Бурятия от 30.12.2003 N 601-III "О земле";
Закон Республики Бурятия от 04.01.2003 N 178-III "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства";
Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности";
Закон Республики Бурятия от 11.05.2006 N 1636-III "О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков или земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия";
Закон Республики Бурятия от 07.10.2009 N 1039-IV "Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ и работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков на территории Республики Бурятия";
Закон Республики Бурятия от 29.12.2004 N 979-III "О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство";
Закон Республики Бурятия от 06.07.2004 N 734-III "О служебных земельных наделах в Республике Бурятия";
постановление Правительства Республики Бурятия от 21.07.2010 N 296 "О некоторых вопросах, связанных с регулированием земельных отношений";
постановление Правительства Республики Бурятия от 28.05.2012 N 304 "Об утверждении Порядка приобретения в государственную собственность Республики Бурятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда, в связи с признанием публичных торгов по их продаже несостоявшимися";
постановление Правительства Республики Бурятия от 31.01.2012 N 27 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных районов в Республике Бурятия на подготовку проектов межевания и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей";
постановление Правительства Республики Бурятия от 20.09.2005 N 311 "О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Республики Бурятия";
постановление Правительства Республики Бурятия от 03.09.2009 N 325 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия";
постановление Правительства Республики Бурятия от 14.01.2008 N 4 "Об установлении Порядка определения размера арендной платы, а также Порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков на территории Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена";
постановление Правительства Республики Бурятия от 15.01.2009 N 7 "Об организации торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Республики Бурятия";
постановление Правительства Республики Бурятия от 23.06.2004 N 131 "О средстве массовой информации, в котором осуществляется обязательная публикация сообщений по вопросам, связанным с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений";
постановление Правительства Республики Бурятия от 13.07.2009 N 265 "Об утверждении Порядка реализации Закона Республики Бурятия "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" и Закона Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" и другие.
В связи с изменениями федерального законодательства проводится в настоящее время и будет продолжена работа по актуализации нормативно-правовой базы Республики Бурятия в сфере земельных отношений.
Вместе с тем в 2003 году был принят Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым были установлены, в том числе и территориальные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В 2004 году территория Республики Бурятия была разграничена между поселениями, принят Закон Республики Бурятия от 31.12.2004 N 985-III "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия". Границы между поселениями были утверждены в текстовой форме. Позднее было подготовлено картографическое описание этих границ в масштабе 1:100000.
Однако на местности границы муниципальных образований, а также границы между нашей республикой и соседними субъектами пересекались, наслаивались, а зачастую между линией границ имелись "ничьи" территории, чего в соответствии с законодательством быть не должно.
В 2012 году в результате проведенных работ по координатному описанию границ данная ситуация исправлена в соответствии с законодательством, которым предусмотрено, что границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 года. На каждый район и каждое муниципальное поселение составлена карта, отражающая координаты границ этих муниципальных образований.
Все материалы, полученные в результате проведенных работ, направлены в Кадастровую палату Республики Бурятия для внесения сведений о границах муниципальных образований и границе Республики Бурятия в государственный кадастр недвижимости.
Места пересечения границ трех муниципальных образований - называемые "узловые" точки, закреплены специальными знаками. Таким образом, пространственная привязка административно-территориального деления нашей республики будет отражена в государственном кадастре недвижимости. Точные координаты границ муниципальных поселений необходимо внести в Закон Республики Бурятия от 31.12.2004 N 985-III "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия", что в свою очередь повлечет и внесение уточнений в описательную часть данного Закона.
1.2. Содействие развитию жилищного строительства на территории Республики Бурятия, реализация Закона Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности"
В целях реализации Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон) Правительство Республики Бурятия осуществило следующие мероприятия:
- заключило Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве) между Правительством Республики Бурятия и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд);
- утвердило Перечень мероприятий по реализации Соглашения о взаимодействии (сотрудничестве) между Правительством Республики Бурятия и Фондом распоряжением Правительства Республики Бурятия от 06.07.2011 N 471-р;
- определило Минимущество РБ уполномоченным органом по осуществлению полномочий в отношении земельных участков и иного недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Российской Федерацией органам государственной власти Республики Бурятия распоряжением Правительства Республики Бурятия от 02.12.2011 N 864.
В соответствии с требованиями Федерального закона на основании заявок от муниципальных образований был подготовлен перечень из 17 земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для жилищного и иного строительства, расположенных на территории Заиграевского, Иволгинского районов и городского округа "Город Улан-Удэ". 6 мая 2009 года Правительством Республики Бурятия данный Перечень был направлен в Фонд.
Фондом по трем земельным участкам, расположенным на территории Заиграевского района рядом с с. Эрхирик согласно решениям Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 02.11.2010 N 21, от 27.12.2010 N 32 и от 23.06.2011 N 27 полномочия по управлению и распоряжению были переданы органам государственной власти Республики Бурятия.
По решению Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства органам государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть переданы полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельным участком для использования его в целях бесплатного предоставления для индивидуального жилищного строительства в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, при условии, что законом субъекта Российской Федерации установлен порядок бесплатного предоставления земельных участков.
Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков, в том числе многодетным семьям.
Правительство Республики Бурятия направило в Фонд ходатайство о необходимости использования в указанных целях земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Республики Бурятия.
В целях обеспечения возможности предоставления земельных участков многодетным семьям взаимодействие с Фондом будет продолжено.
В целях улучшения жилищных условий граждан на территории Республики Бурятия активно реализуется Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности". Широкое развитие получило бесплатное предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для льготных категорий граждан. За 2010 - 2011 годы для этой цели сформировано свыше 5500 земельных участков. Необходимо отметить, что существенно расширены и категории граждан, имеющих право на получение земельного участка бесплатно: к таким отнесены многодетные семьи, приемные семьи, имеющие трех и более детей, а также граждане, выезжающие из районов, приравненных к районам Крайнего Севера.
При реализации данного Закона Республики Бурятия органы местного самоуправления сталкивались с проблемой отсутствия средств на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, планируемых для предоставления гражданам, имеющим право на получение таких участков. Поэтому проводится в настоящее время и будет продолжено предоставление субсидий органам местного самоуправления на проведение кадастровых работ по формированию земельных участков, которые будут предоставляться льготным категориям граждан бесплатно.
1.3. Создание инфраструктуры пространственных данных, необходимых для эффективного использования земель
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 2378-р "Об утверждении Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года", указом Президента Российской Федерации от 17.05.2007 N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации" на территории Российской Федерации осуществляется внедрение глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее - система ГЛОНАСС).
Одной из целей создания системы ГЛОНАСС является обеспечение высокоточного позиционирования в пространстве объектов кадастровых, проектно-изыскательских, геодезических работ. Однако в настоящее время точность измерений, производимых при использовании системы ГЛОНАСС, низка и не позволяет использовать результаты этих измерений при проведении вышеуказанных работ.
Для эффективного использования системы ГЛОНАСС в республике необходимо создание на территории Республики Бурятия сети спутниковых референцных станций, функционирующих с использованием сигналов системы ГЛОНАСС/GPS. Это обеспечит формирование единого поля координатно-временной информации для устойчивого обеспечения пространственными данными в режиме реального времени и позволит в разы удешевить процесс координатной привязки объектов градостроительной деятельности и получения измерительной информации в целях решения широкого комплекса не только топографо-геодезических и навигационных задач, но и административных задач управления территориями.
В течение 2011 - 2012 гг. в Республике Бурятия началось создание системы высокоточного позиционирования с использованием системы ГЛОНАСС на основе сети референцных станций. В настоящий момент в 15 районах республики и г. Улан-Удэ смонтировано и подключено к сети Интернет 17 станций, которые после введения в эксплуатацию:
- обеспечат создание на территории региона единого и точного координатного пространства, что в свою очередь обеспечит республиканским органам государственной власти и муниципального управления, организациям и гражданам единство координатных расчетов при создании и использовании ГИС, кадастра недвижимости, в строительстве и при планировании территорий;
- позволят снизить затраты на межевание земель, землеустроительные и геодезические работы, что в свою очередь позволит снизить гражданам плату за межевание земельных участков, устранить земельные споры и судебные дела на эту тему;
- сэкономят бюджетные средства, отказавшись от создания и поддержания в дееспособном состоянии государственных, межевых и других сетей с большим числом пунктов.
Дополнительные возможности новой технологии:
1) обеспечение строительных работ:
а) вынос проектов в натуру.
Координаты контурных точек проекта закладываются в память спутникового приемника и в режиме реального времени производится вынос этих точек на местность с точностью до единиц сантиметров;
б) процесс строительства:
- создание локальных геодезических сетей на сантиметровом и миллиметровом уровне;
- разбивка строительных сеток;
- обеспечение маркшейдерских работ;
- трассировка строительства линейных объектов (ЛЭП, трубопроводы, трассы автомобильных и железных дорог);
- контроль планировки и выполнения земляных работ в плане и по высоте с помощью спутниковых приемников, установленных на строительных механизмах (бульдозеры, грейдеры, скреперы);
- оперативная съемка выполнения строительных работ (например, построение профилей, расчет объемов земляных работ);
- разбивка сооружений и контроль их возведения в плане и по высоте;
- определение местоположения дорожных машин и подвижных транспортных механизмов, контроль их движения из диспетчерского центра;
- координирование на этапе прокладки подземных трубопроводов, силовых и связных кабелей местоположения наиболее важных элементов сетей (поворотные точки, люки, задвижки);
- планирование территорий и градостроительство (определение, вынос в натуру границ поселений, красных линий);
в) исполнительные съемки.
По мере выполнения различных этапов строительных работ с помощью СВТП производятся исполнительные съемки, определяющие точность выполненных работ;
2) мониторинг деформаций и смещений сооружений и грунтов в реальном времени и с постобработкой на миллиметровом уровне:
- деформаций фундаментов сооружений;
- горизонтальных отклонений верха высотных башен, зданий, вышек и определение их крена;
- состояния плотин, дамб и других гидротехнических сооружений;
- профилей аэродромных ВПП (отклонений от горизонтальной плоскости);
- мостов, путепроводов, эстакад;
- железнодорожного и автомобильного полотна;
- движения горных пород и геодинамических процессов в районах расположения важных объектов, том числе подземных;
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18 июля 2013 г. N 389 в подпункт 3 пункта 1.3 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
3) позиционирование транспорта (железнодорожного подвижного состава, парковки самолетов, спецтранспорта, полиции, медслужбы, ремонтных бригад), дорожно-транспортных происшествий;
4) определение границ природно-техногенных явлений и опасностей, природоохранные мероприятия;
5) разработка природных ресурсов, в том числе проектно-изыскательские работы, разработка карьеров, координирование скважин и других ресурсодобывающих объектов;
6) геодезическое обеспечение геологических, лесоустроительных, гидрологических и сельскохозяйственных работ;
7) геодезическая привязка материалов аэрофотосъемки (определение координат центров фотографирования снимков);
8) геодезическое обеспечение развития и обновления геоинформационных систем (ГИС);
9) геодезическое обеспечение работ бюро технической инвентаризации (БТИ) населенных пунктов;
10) коммунальное хозяйство, в том числе вынос объектов в натуру, крупномасштабное картографирование объектов (колодцев, задвижек, коллекторов и т.д.), отыскание скрытых под землей или под снегом объектов подземных коммуникаций;
11) сельское хозяйство, в том числе управление сельскохозяйственными машинами;
12) метрология измерительных средств.
1.4. Развитие Геоинформационной системы Республики Бурятия, обновление и создание картографического материала
В числе проблем, которые мешают эффективному использованию земельных участков, является отсутствие единого информационного ресурса о земельных участках, и закрытость и непрозрачность рынка, а также существующие условия предоставления земельных участков в собственность или аренду.
В настоящее время в Республике Бурятия создана единая для всех исполнительных органов государственной власти геоинформационная система.
Работы по созданию различных тематических карт проводятся различными органами и учреждениями несогласованно, в рамках своих отраслевых интересов и полномочий и часто дублируются. В то же время сегодня имеется объективная потребность в создании пространственных данных, необходимых для использования органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Бурятия, научными организациями, хозяйствующими субъектами и гражданами для решения различных вопросов жизнедеятельности.
Геоинформационная система позволит более эффективно решать задачи социально-экономического развития Республики Бурятия по основным направлениям хозяйственной деятельности.
Факторами, определяющими необходимость развития Геоинформационной системы Республики Бурятия, являются:
- распространение геоинформационных технологий как средства эффективного использования пространственных данных;
- развитие информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;
- рост потребности в создании условий для оперативного доступа к пространственным данным;
- интенсивное развитие инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации и геоинформационных систем в других субъектах Российской Федерации.
Геоинформационный портал является открытой частью геоинформационной системы Республики Бурятия.
2. Цель, задачи и основные мероприятия развития земельных отношений
2.1. Целью Концепции является дальнейшее совершенствование системы эффективного использования и управления земельными ресурсами Республики Бурятия.
2.2. Концепция позволяет решить следующие взаимосвязанные задачи:
- совершенствование нормативных правовых основ по организации использования и охраны земельных ресурсов, обороту земельных участков и защите прав граждан и юридических лиц на земельные участки;
- финансирование землеустроительных и кадастровых работ;
- создание единого информационного поля, в том числе инфраструктуры пространственных данных, в виде электронных топографических карт и электронных планов на территории Республики Бурятия;
- совершенствование системы государственной и негосударственной форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области управления земельными ресурсами, землеустройства, кадастра, геодезии и картографии;
- научное обоснование региональных мероприятий в области земельных отношений, землеустройства, кадастра, изучения и оценки земель;
- организация и проведение мониторинга правовых актов органов местного самоуправления по земельным вопросам;
- оперативное обеспечение земельного рынка достоверными данными о правовом режиме, качественном состоянии и хозяйственном использовании земельных участков;
- оказание органам местного самоуправления методической и консультативной помощи по вопросам наделения граждан земельными долями и сделкам с ними;
- совершенствование процедуры предоставления земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности на основе конкурсов и аукционов, предусмотрев при этом безвозмездное выделение земельных участков для строительства индивидуального жилья молодым семьям, гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, гражданам, имеющим ребенка-инвалида, и другим категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;
- установление ставок арендных платежей за землю с учетом характеристик и местоположения земельных участков;
- совершенствование условий и порядка предоставления земельных участков в аренду с учетом инвестиций в приоритетные отрасли и проекты;
- осуществление мониторинга земель, особенно сельскохозяйственного назначения;
- завершение процесса разграничения собственности на землю и развитие института частной собственности;
- стимулирование граждан и юридических лиц к своевременному проведению государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости;
- повышение эффективности использования земельных ресурсов, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности;
- совершенствование земельных взаимоотношений между государством и обществом, основанных на принципах справедливости, публичности, открытости и прозрачности;
- совершенствование системы налоговых и неналоговых платежей за использование земельных участков по принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также защиты интересов лиц из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
- создание интегрированной геоинформационной системы в сфере земельно - имущественных отношений и реализация налогового и неналогового потенциала земельных ресурсов;
- создание условий для стимулирования развития инфраструктуры земельного рынка;
- содействие органам местного самоуправления муниципальных районов в Республике Бурятия в формировании фондов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и их дальнейшем распоряжении;
- координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам;
- совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
- совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также совершенствование порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений.
3. Заключение
Применение Концепции не ограничивается оценкой состояния и выявления проблем управления земельно - имущественным комплексом Республики Бурятия, установлением целей и задач дальнейшего развития и механизмов их реализации.
Последовательная и системная реализация Концепции способна оказать развивающее и стимулирующее государственное воздействие на экономику Республики Бурятия в целом и улучшение ее инвестиционного климата. Создаются предпосылки модернизации реального сектора экономики и привлечения инвестиций, в том числе на основе развития частно-государственного партнерства, включая предоставление государственных гарантий за счет объектов государственной собственности, а не только республиканского бюджета.
Реализация положений настоящей Концепции позволит:
- оптимизировать процесс разграничения государственной собственности на землю;
- обеспечить регистрацию права собственности Республики Бурятия и муниципальных образований на наибольшее количество земельных участков;
- стимулировать граждан и юридических лиц к своевременному проведению государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости;
- увеличить количество земельных участков, находящихся в частной собственности, тем самым увеличить их рыночный оборот;
- развить интегрированную геоинформационную систему в сфере земельно - имущественных отношений;
- обеспечить увеличение поступлений налоговых и неналоговых платежей от использования земель на территории республики в бюджеты всех уровней;
- совершенствовать правовые и методологические основы регулирования земельных отношений;
- совершенствовать государственный земельный надзор за состоянием и использованием земель;
- активизировать процесс переоформления прав на земельные участки;
- обеспечить формирование муниципальных фондов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и эффективное распоряжение ими;
- сократить очередь на предоставление жилых помещений по договору социального найма, улучшить жилищные условия граждан, в том числе относящихся к малоимущим и социально незащищенным категориям граждан;
- обеспечить эффективное и открытое взаимодействие между государством и обществом в сфере регулирования земельных отношений.
Положения Концепции рекомендуются для исполнения органами государственной власти Республики Бурятия, муниципальными образованиями в Республике Бурятия, организациями.
Направления и мероприятия Концепции могут быть применены при разработке нормативных документов, формировании перспективных планов и мероприятий в сфере земельных отношений.
Приоритетные направления развития земельных отношений могут изменяться в соответствии с приоритетными направлениями и задачами Правительства Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.