Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Территориальное развитие
Целью территориального развития Республики Бурятия является создание сбалансированной пространственно-экономической структуры Республики Бурятия.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения задачи по устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований в Республике Бурятия.
Результат выполнения основных индикаторов муниципальных образований представлен в таблице 36.
Таблица 36
Основные индикаторы муниципальных образований
(на душу населения, тыс. рублей) | |||||||
N п/п |
Индикаторы/Районы |
Объем инвестиций в основной капитал |
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета |
Объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции |
|||
закон |
отчет |
закон |
отчет |
закон |
отчет |
||
1 |
Баргузинский |
6,4 |
26,2 |
2,7 |
3,4 |
46,2 |
52,1 |
2 |
Баунтовский эвенкийский# |
370,0 |
375,8 |
7,3 |
8,0 |
167,1 |
268,4 |
3 |
Бичурский |
15,8 |
23,3 |
3,2 |
2,4 |
97,3 |
112,9 |
4 |
Джидинский |
15,5 |
9,8 |
2,9 |
2,3 |
89,5 |
75,4 |
5 |
Еравнинский |
80,6 |
46,7 |
2,7 |
3,7 |
93,4 |
83,3 |
6 |
Заиграевский |
20,5 |
54,1 |
3,5 |
4,1 |
47,5 |
42,7 |
7 |
Закаменский |
10,5 |
19,9 |
2,0 |
2,9 |
59,0 |
72,3 |
8 |
Иволгинский |
23,0 |
30,5 |
1,4 |
1,9 |
33,0 |
37,1 |
9 |
Кабанский |
7,5 |
47,4 |
4,3 |
4,2 |
75,9 |
98,3 |
10 |
Кижингинский |
6,7 |
27,9 |
1,9 |
1,9 |
39,1 |
62,4 |
11 |
Курумканский |
17,0 |
33,4 |
2,4 |
2,8 |
66,2 |
45,9 |
12 |
Кяхтинский |
35,0 |
66,0 |
4,1 |
4,0 |
33,6 |
28,0 |
13 |
Муйский |
33,1 |
52,8 |
9,4 |
13,4 |
299,1 |
378,9 |
14 |
Мухоршибирский |
52,0 |
100,3 |
4,3 |
4,8 |
58,3 |
52,6 |
15 |
Окинский |
96,7 |
314,2 |
7,0 |
12,5 |
485,0 |
697,3 |
16 |
Прибайкальский |
63,6 |
102,4 |
2,0 |
3,9 |
89,7 |
89,2 |
17 |
Северо-Байкальский |
7,3 |
31,9 |
5,5 |
7,0 |
46,5 |
53,7 |
18 |
Селенгинский |
27,2 |
49,4 |
3,5 |
4,7 |
152,1 |
162,4 |
19 |
Тарбагатайский |
10,9 |
40,3 |
2,2 |
3,2 |
76,0 |
76,0 |
20 |
Тункинский |
30,2 |
64,0 |
3,3 |
3,3 |
57,6 |
48,6 |
21 |
Хоринский |
5,6 |
26,8 |
2,1 |
4,4 |
71,6 |
72,2 |
22 |
г. Северобайкальск |
78,7 |
36,5 |
9,6 |
9,0 |
38,2 |
34,6 |
23 |
г. Улан-Удэ |
37,4 |
32,4 |
8,5 |
7,8 |
106,3 |
111,5 |
Во всех муниципальных районах и городских округах реализуются Программы социально-экономического развития на 2011 - 2015 годы, разработаны документы территориального планирования.
В 2012 году в Министерстве экономики Республики Бурятия проведена защита прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований на 2013 год и на плановый 2014 - 2015 годы.
В целях взаимодействия и обмена опытом Министерством экономики Республики Бурятия заключены Соглашения с муниципальными образованиями.
Территория Республики Бурятия условно подразделена на шесть зон опережающего развития, сгруппированных по принципам географического положения муниципальных образований в Республике Бурятия, современной специализации экономики, единства инфраструктурной сети, общности проблем и перспектив социально-экономического развития.
Четыре зоны - Северная (г. Северобайкальск, Муйский и Северо-Байкальский районы), Восточная (Баунтовский эвенкийский, Еравнинский, Кижингинский и Хоринский районы), Восточно-Саянская (Окинский и Тункинский районы) и Южная (Бичурский, Джидинский, Закаменский, Кяхтинский, Мухоршибирский и Селенгинский районы) - специализируются на добыче и переработке полезных ископаемых и леса. Центральная зона (г. Улан-Удэ, Иволгинский, Тарбагатайский и Заиграевский районы) является промышленным центром республики. Шестая зона (Баргузинский, Курумканский, Кабанский и Прибайкальский районы) основана на развитии особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, а также зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа. Следствием этого являлось различие возможностей для территорий по привлечению инвестиций, развитию реального сектора экономики и повышению доходной базы бюджета.
По итогам 2012 года вклад каждой из шести зон опережающего развития выглядит следующим образом. Кроме того, на выполнение ряда подушевых показателей повлияло изменение численности населения по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года. На Центральную зону приходится 41,1% общего объема инвестиций в основной капитал, 63,4% объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и 53,2% объема промышленного и сельскохозяйственного производства. При этом вклад г. Улан-Удэ составил 30,6%, 57,6% и 48,2% соответственно. Туристско-рекреационная зона формирует 15,2% объема инвестиций в основной капитал, 8,7% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и 10,6% объема промышленной и сельскохозяйственной продукции. Лидером по привлечению инвестиций является Прибайкальский район, вклад которого составил 6,3% от общего объема инвестиций в основной капитал в республике. Объем валовой продукции сельского хозяйства в Прибайкальском районе составляет 564,9 млн. рублей или 4% от республики.
Вклад Южной индустриальной зоны составил: по объему инвестиций в основной капитал - 19,9%, по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета - 12,3%, по объему промышленной и сельскохозяйственной продукции - 17,5%.
Восточная индустриальная зона по объему инвестиций в основной капитал формирует 12,0% объема инвестиций по республике, по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета - 4,6%, по объему промышленной и сельскохозяйственной продукции - 6,7%. При этом в Баунтовском эвенкийском районе объем инвестиций составил 3,4 млрд. рублей, или 375,8 тыс. рублей на одного жителя района, что является максимальным значением по республике.
На территории Восточно-Саянской индустриальной зоны формируется 7,2% объема инвестиций в основной капитал, 2,6% объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, 5,1% объема промышленной и сельскохозяйственной продукции. В Окинском районе произведен наибольший объем промышленной и сельскохозяйственной продукции на 1 жителя и составил 697,3 тыс. рублей.
Вклад Северной индустриальной зоны составил: по объему инвестиций в основной капитал - 4,6%, по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета - 8,5%, по объему промышленной и сельскохозяйственной продукции - 6,8%. Объем налоговых и неналоговых доходов на 1 жителя Муйского района составляет 13,4 тыс. рублей, что является наибольшим значением по республике.
По итогам рейтинговой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за 2011 год 5-ти лучшим муниципальным образованиям (г. Северобайкальск, г. Улан-Удэ, Окинский, Баунтовский и Селенгинский районы) выделено 15 млн. рублей из республиканского фонда стимулирования муниципальных образований, из них победителю г. Северобайкальску - 4,5 млн. рублей. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 мая 2012 года N 278 принята новая методика "О стимулировании эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия".
В 2012 году муниципальным районам и городским округам предоставлены субсидии на развитие социальной, транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры из республиканского бюджета в сумме 450 млн. рублей, объем софинансирования из местных бюджетов составил 25,2 млн. рублей. Реализовано 454 мероприятия, муниципальные образования, как и в предыдущие годы, направляют средства в основном на повышение обеспеченности объектами социальной сферы. Так, в 19 районах выполнены работы капитального характера в 24 дошкольных учреждениях, в результате чего осуществлен ввод 1 540 дополнительных мест. Также в 2012 году востребованными были мероприятия по объектам культуры и спорта, по итогам реализации которых увеличилась обеспеченность плоскостными сооружениями на 7%, спортивными залами - на 9%.
В целях модернизации и диверсификации производства монопрофильных городов, включенных в перечень моногородов России в 2011 году (с. Джида, с. Окино-Ключи, ст. Таловка, п. Саган-Нур и г. Закаменск) разработаны комплексные инвестиционные планы. В 2012 году за счет средств федерального бюджета оказана государственная поддержка в размере 46,0 млн. рублей на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства г. Гусиноозерск и пос. Селенгинск. Кроме того, в целях развития обрабатывающих, высокотехнологичных производств, создания благоприятных условий для притока инвестиций в экономику Республики Бурятия на территории моногорода Гусиноозерск создана зона экономического благоприятствования промышленно-производственного типа (постановление Правительства Республики Бурятия от 16 мая 2012 года N 283), 2 предприятиям выданы свидетельства резидентов. По итогам 2012 года в 9 монопрофильных образованиях создано более 650 постоянных и 720 временных рабочих мест.
В 2012 году на реализацию мероприятий по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятия направлено 12,7 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 10,3 млн. рублей, из республиканского бюджета - 2,0 млн. рублей, из бюджетов муниципальных образований - получателей субсидии - 486,7 тыс. рублей. Реализовано 21 мероприятие в сфере поддержки традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также на реализацию мероприятий в сфере культуры, образования, здравоохранения. В Курумканском районе для развития коневодства закуплено 20 лошадей.
С 2011 года в целях анализа деятельности по исполнению полномочий и эффективности расходования бюджетных средств на муниципальном уровне организована работа Бюджетно-балансовой комиссии при Правительстве Республики Бурятия. В 2012 году состоялись 3 выездных заседания Комиссии в Курумканском, Баргузинском и Баунтовском эвенкийском районах, в работе которых приняли участие представители органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Решения заседаний комиссии оформлены протоколами и распоряжением Правительства Республики Бурятия.
В Республике Бурятия активно развиваются территориальные общественные самоуправления (далее - ТОС) как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. По данным органов местного самоуправления в республике создано 823 ТОСа. Главная задача органов территориального общественного самоуправления - это решение социально значимых для населения вопросов. С 2011 года с целью выявления положительного опыта работы проводится республиканский конкурс "Лучшее территориальное общественное самоуправление" с призовым фондом 30 млн. рублей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" проведена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за 2011 год.
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в среднем по Республике Бурятия составила 72,3%. В Баунтовском эвенкийском, Окинском и Тункинском районах 100% дорог местного значения не отвечают требованиям. Наилучшая ситуация сложилась в Бичурском районе.
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административными центрами муниципальных районов в общей численности населения составила 3,7%.
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций по итогам 2011 года по республике составила 85,1% (2010 год - 82,8%). В 7 районах республики все сельскохозяйственные организации прибыльные.
Отмечается увеличение площади фактически используемых сельскохозяйственных угодий, которая составила 1,6 млн. га при общей площади 2,3 млн. га (70,9%).
В 2011 году сохранилось отставание заработной платы работников бюджетной сферы от заработной платы работников, занятых в сфере экономики (крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций) муниципального образования.
В 2011 году на 8,7% сократилась смертность детей до 18 лет, с 86,7 случаев смерти на 100 тыс. чел. населения в 2010 году до 79,2% - в 2011 году. В 15-ти муниципальных образованиях отмечен рост числа смерти детей, в 8-ми - снижение. Самая высокая детская смертность наблюдается в Хоринском районе (208,7), минимальная - в Селенгинском районе (35,1).
В 2011 году снизилась смертность населения в возрасте до 65 лет на 16,6%, с 750,4 случаев смерти на 100 тыс. населения в 2010 году до 626 - в 2011 году. Из общего числа случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет 57% констатированы на дому, 11% - в первые сутки в стационаре. В 8 муниципальных образованиях отмечается снижение числа случаев смерти, в 15 - увеличение. Наибольший уровень смертности отмечен в Тункинском районе (1003,1), наименьший - в г. Северобайкальске (603,1).
В 2011 году число врачей в муниципальных образованиях составило 20,5 чел. на 10 тыс. чел. населения, что в 1,5 раза ниже среднереспубликанского уровня и в 2,3 раза - целевого значения.
В 16-ти муниципальных районах Республики Бурятия увеличилась обеспеченность врачами. Снижение числа врачей произошло в Джидинском, Заиграевском, Иволгинском, Окинском, Селенгинском районах и в г. Улан-Удэ. Наилучшая ситуация по обеспеченности врачами сложилась в Баунтовском эвенкийском районе.
В 2011 году дошкольным образованием охвачено 62% детей. Снижение значения охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием произошло в Иволгинском (на 3,8%), Тарбагатайском (3,1%) и Тункинском (2,2%) районах. Это связано с увеличением количества детей данной возрастной группы и незначительным увеличением количества мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Охват услугами дошкольного образования в 12 муниципальных образованиях республики выше среднереспубликанского показателя. Лучшие значения в Хоринском (89%), Муйском (87%) районах, в г. Северобайкальске (82%), в Баунтовском эвенкийском (81%), Северо-Байкальском (76%) Мухоршибирском (74%), в г. Улан-Удэ (67%). Низкий охват услугами дошкольного образования сохранился в Иволгинском (20%), Тарбагатайском (37%), Джидинском (44%) районах.
В 2011 году благодаря оптимизации структуры сети бюджетных учреждений продолжается улучшение значений показателей, характеризующих сбалансированность системы общего образования:
улучшилось соотношение учитель - прочий персонал по сравнению с предыдущим годом, что привело к снижению неэффективных расходов кадровых ресурсов в отношении педагогического персонала на 17,9%; в отношении прочего персонала на 9,3%;
выросло число учеников на одного учителя во всех муниципальных образованиях республики, кроме Кяхтинского, Муйского и Мухоршибирского районов. В то же время в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, соотношение учитель - ученик продолжает оставаться ниже нормативного значения (13,5);
норматив по наполняемости классов в городской местности достигнут во всех муниципальных образованиях, кроме Северо-Байкальского района. Норматив наполняемости в сельской местности не достигнут в 2 муниципальных образованиях из 19 (в Закаменском и Северо-Байкальском районах).
Удовлетворенность населения качеством общего образования в среднем по муниципальным образованиям Республики Бурятия в 2011 году составила 52,6% (2010 год - 45,4%). В 18 муниципальных образованиях повысилась положительная оценка населения, понизилась - в пяти районах: Джидинском, Заиграевском, Закаменском, Окинском и Хоринском.
Физической культурой и спортом систематически занимаются 20,8% населения республики (по России - 20,6%). Самые активные - в Закаменском районе (31,7%), наименее - в Иволгинском (10,8%), Баргузинском (17,2%) районах.
Обеспеченность спортивными залами составила 52,6% от норматива, плоскостными сооружениями - 25,2%, плавательными бассейнами - 3,4%.
Наилучшие показатели оснащения спортивными сооружениями имеет Северо-Байкальский район (76,4%), плоскостными сооружениями - Тункинский район (82%) и плавательными бассейнами - Муйский район (25,4%) и г. Северобайкальск (16,2%).
Рост обеспеченности жильем отмечается во всех муниципальных образованиях республики, показатели выше уровня среднереспубликанского значения (19,9 кв. м на человека) достигнуты в 8 муниципальных образованиях республики.
В 2011 году лучшие значения показателя достигнуты в Кабанском (26,5 кв. м на человека), Заиграевском (25,4) и Северо-Байкальском (24,5) и Муйском (24,4) районах. При этом самая низкая обеспеченность жильем - в Окинском (15,6 кв. м на человека), Иволгинском (16,4) и Курумканском (17,2) районах.
Объем неэффективных расходов в ЖКХ составил 56,4 млн. рублей.
Неэффективные расходы в сфере жилищно-коммунального хозяйства отмечены в 3 муниципальных образованиях: Баунтовском эвенкийском районе - 27,3 млн. рублей; Закаменском районе - 27,0 млн. рублей; г. Северобайкальске - 2,1 млн. рублей.
Удовлетворенность населения качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в среднем по муниципальным образованиям в Республике Бурятия в 2011 году составила 27,6% от числа опрошенных. В 14 муниципальных образованиях положительная оценка населения повысилась, в 9 - понизилась.
Распределение налоговых и неналоговых доходов по типам муниципальных образований республики характеризуется неравномерностью: в бюджетах городских округов аккумулируется около 70% налоговых и неналоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов - от 9 до 27%. Наибольший объем собственных доходов имеют города Улан-Удэ (70,5%) и Северобайкальск (68,9%), Кабанский (27,1%) и Селенгинский (26,7%) районы. Низкая доля бюджетных инвестиций в общем объеме расходов местных бюджетов (менее 10 процентов) отмечается в 9 муниципальных образованиях.
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа и муниципального района в среднем по муниципальным образованиям в Республике Бурятия в 2011 году составила 41,4%.
В 10 муниципальных районах положительная оценка повысилась, в 13 - понизилась.
В 11 муниципальных районах и городских округах удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления ниже среднего значения по муниципальным образованиям в Республике Бурятия.
Максимальный уровень достигнут в Курумканском районе, минимальный - в Северо-Байкальском районе.
Удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления в среднем по муниципальным образованиям Республики Бурятия в 2011 году составила 41,8% (2010 год - 40,1%).
В отчетном году органы местного самоуправления 13-ти муниципальных образований в сравнении с 2010 годом повысили положительную оценку населения, в 10 - понизили.
В 12 муниципальных районах и городских округах удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления ниже среднего значения по муниципальным образованиям Республики Бурятия. Максимальное значение достигнуто в Хоринском районе (66,0%), наименьшее - в Селенгинском районе - (25,3%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.