Заслушав и обсудив информацию министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия А.Н. Манзанова о ходе реализации Закона Республики Бурятия от 11 июля 2011 года N 2167-IV "О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием Республики Бурятия по поддержке сельскохозяйственного производства" (далее - Закон Республики Бурятия), Совет Народного Хурала Республики Бурятия отмечает следующее.
21 сентября 2012 года Советом Народного Хурала Республики Бурятия принято постановление "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием Республики Бурятия по поддержке сельскохозяйственного производства" (далее - постановление Совета). По состоянию на 1 мая 2013 года исполнение Закона Республики Бурятия характеризуется следующими результатами.
В 2012 году предприятиями молочной отрасли республики закуплена 12 561 тонна молока, прирост к уровню 2011 года составил 1 656 тонн или 16,2 %. Из них объем закупленного молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составил 4 630 тонн (прирост - 32,8 %), в сельскохозяйственных организациях - 7 931 тонна (прирост - 8,3 %).
В 11 муниципальных районах организована работа пунктов по сбору молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. В 2012 году насчитывалось 85 специализированных пунктов по сбору молока и 55 магазинов - заготовительных пунктов организаций потребительской кооперации. Всего в отчетном периоде осуществляли закуп молока у населения 140 пунктов, в то время как в 2011 году таких пунктов было 133 (рост составил 105,3 %).
В целом реализация Закона Республики Бурятия имеет положительные результаты. В то же время необходимо отметить неудовлетворительную работу отдельных муниципальных образований по исполнению переданного им отдельного государственного полномочия.
Так, в 2012 году в первоначальной редакции республиканского бюджета на реализацию Закона Республики Бурятия были предусмотрены субвенции в объеме 10 342,1 тыс. рублей 15 муниципальным районам. В течение финансового года по заявкам глав муниципальных образований были скорректированы размеры требуемых субвенций в зависимости от фактической потребности.
Таким образом, общий объем субвенций органам местного самоуправления из республиканского бюджета на осуществление отдельного государственного полномочия сократился на 14,6 % и составил 8 830,5 тыс. рублей. Объемы субвенций были увеличены 3 муниципальным районам (Еравнинскому, Селенгинскому и Тункинскому) и уменьшены 4 районам (Кижингинскому, Кяхтинскому, Мухоршибирскому и Тарбагатайскому). Органы местного самоуправления муниципального образования "Прибайкальский район" отказались от субвенций в полном объеме.
В 2012 году из 14 муниципальных районов, которые получили субвенции, полностью освоили денежные средства органы местного самоуправления 10 муниципальных районов: Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Кабанский, Кижингинский, Курумканский, Мухоршибирский, Селенгинский, Тункинский и Хоринский. Получателям субсидий направлено 7 796,8 тыс. рублей или 88,3 % от объема финансирования.
Суммы неиспользованных средств субвенций остались в муниципальных образованиях Заиграевского (148,9 тыс. рублей), Иволгинского (792,8 тыс. рублей), Кяхтинского (65,5 тыс. рублей) и Тарбагатайского (26,5 тыс. рублей) районов. Общая сумма неосвоенных средств субвенций в муниципальных образованиях республики на 1 января 2013 года составила 1 033,7 тыс. рублей.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2011 году. Получателям субсидий было перечислено 10 849,8 тыс. рублей при лимите 16 362,3 тыс. рублей (66,3 %). Сумма неосвоенных средств субвенций на 1 января 2012 года составила 5 512,5 тыс. рублей.
В целях реализации Закона Республики Бурятия в 2013 году в республиканском бюджете предусмотрено 10 342,1 тыс. рублей.
На 1 мая текущего года освоение средств в рамках реализации Закона Республики Бурятия не осуществлялось из-за отсутствия прироста объема произведенного и реализованного на переработку молока, который ожидается в сезон массового поступления молока (май - сентябрь).
По сведениям, предоставленным муниципальными образованиями, в ряде районов до конца года планируется полное освоение средств субвенций. В то же время в отдельных муниципальных образованиях не ожидается достаточный прирост объема произведенного и реализованного на переработку молока, что может негативно повлиять на результаты исполнения Закона Республики Бурятия.
Причинами отсутствия прироста объема производства и реализации на переработку молока являются:
сокращение в отдельных муниципальных районах производства молока в целом в связи с тем, что сельскохозяйственные товаропроизводители отдают предпочтение разведению крупного рогатого скота мясного направления. Например, в Селенгинском районе поголовье коров молочного направления сократилось с 6 781 головы в 2011 году до 3 914 голов в 2012 году (на 42 %);
низкая заинтересованность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, к наращиванию объема производства и реализации молока организациям молочной промышленности из-за невысокой закупочной цены за килограмм сырого молока. Так, средняя закупочная цена за 1 килограмм молока в 2012 году в Джидинском районе составила 7 - 11 рублей, в Кяхтинском районе - 10,4 рубля;
недостаток собственных оборотных средств у организаций, занимающихся закупом молока, для организации дополнительных пунктов приема молока у населения.
Во исполнение постановления Совета группой депутатов Народного Хурала Республики Бурятия внесен на очередную тридцатую сессию Народного Хурала Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием Республики Бурятия по поддержке сельскохозяйственного производства", предусматривающий:
исключение процента возмещения за 1 тонну закупленного молока и процента распределения субсидий между производителями и переработчиками молока в методике распределения средств по осуществлению отдельного государственного полномочия;
предоставление субсидий вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям, осуществляющим производство и реализацию молока, в первый год их работы за фактический объем производства и реализации молока, в последующие годы - за прирост производства и реализации молока в текущем году по сравнению с прошлым годом.
По ряду причин указанный проект закона Республики Бурятия отозван субъектами права законодательной инициативы.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия осуществляется контроль за исполнением органами местного самоуправления переданного им отдельного государственного полномочия посредством проверки документов по расходованию средств субвенций, проведения выездных совещаний с главами муниципальных образований районов по вопросам планирования показателей объема молока, подлежащего субсидированию в рамках реализации Закона Республики Бурятия.
Тем не менее, степень достоверности прогнозных показателей объема молока, подлежащего закупу молокоперерабатывающими предприятиями, на основании которых рассчитывается плановый объем субвенций муниципальным образованиям, недостаточно высокая, в связи с чем в течение финансового года вносятся изменения в республиканский бюджет по корректированию объемов субвенций.
Органами местного самоуправления ведется работа по информированию сельскохозяйственных товаропроизводителей о Законе Республике Бурятия и порядке предоставления субсидий путем проведения рабочих совещаний, размещения информации в районных газетах и на сайтах администраций муниципальных районов. Оказывается содействие в организации на местах пунктов по сбору молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в том числе привлечение ОАО "Молоко Бурятии" и организаций потребительской кооперации.
В то же время необходимо отметить, что проводимая работа органами местного самоуправления отдельных муниципальных районов недостаточно эффективна, о чем свидетельствует освоение не в полном объеме бюджетных средств, направленных на реализацию Закона Республики Бурятия в 2011 - 2012 годах.
Таким образом, несмотря на положительные стороны исполнения Закона Республики Бурятия остаются актуальными вопросы стимулирования предприятий молочной отрасли к увеличению закупа молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных товаропроизводителей к наращиванию объемов производства и реализации на переработку молока, крупных личных подсобных хозяйств к созданию крестьянских (фермерских) хозяйств в целях получения субсидий в рамках реализации Закона Республики Бурятия.
Требуют решения вопросы, связанные с надлежащим исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований переданного им отдельного государственного полномочия, повышения их заинтересованности в организации закупа молока в хозяйствах населения.
На основании вышеизложенного Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению информацию о ходе реализации Закона Республики Бурятия от 11 июля 2011 года N 2167-IV "О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием Республики Бурятия по поддержке сельскохозяйственного производства".
2. Рекомендовать:
1) Правительству Республики Бурятия:
а) совместно с Комитетом Народного Хурала Республики Бурятия по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку проработать вопрос об изменении методики распределения субвенций в рамках реализации Закона Республики Бурятия в целях более эффективного использования бюджетных средств и внести соответствующие изменения в указанный Закон Республики Бурятия;
б) рассмотреть вопрос о возможности предоставления из республиканского бюджета компенсации части затрат на приобретение технологического оборудования для организации пунктов приема молока и его первичной переработки организациям и индивидуальным предпринимателям пищевой и перерабатывающей промышленности в целях увеличения закупа молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
2) Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия:
а) обеспечить качество планирования показателей объема молока, подлежащего закупу организациями и индивидуальными предпринимателями пищевой и перерабатывающей промышленности, в целях объективного планирования объема субвенций в республиканском бюджете на очередной финансовый год;
б) принять меры по повышению исполнительской дисциплины и качества работы органов местного самоуправления муниципальных образований по исполнению переданного им отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства;
3) органам местного самоуправления муниципальных районов в Республике Бурятия:
а) обеспечить полное освоение средств субвенций, выделенных на исполнение отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства;
б) продолжить работу по организации на местах пунктов по сбору молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
3. Возложить контроль за исполнением настоящего Постановления на Комитет Народного Хурала Республики Бурятия по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку.
Председатель |
М.М. Гершевич |
г. Улан-Удэ
29 мая 2013 года
N 1814-IV
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 29 мая 2013 г. N 1814-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием Республики Бурятия по поддержке сельскохозяйственного производства"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 6 июня 2013 г. N 58