Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Республиканская целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы"
(Утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 4 июля 2013 г. N 352)
2 октября 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 октября 2013 г. N 509 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
Республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа)
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы" |
Основание для разработки Программы |
Статьи 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, приказ Минздравсоцразвития России от 17.02.2010 N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Республики Бурятия |
Разработчик и ответственный исполнитель Программы |
Министерство экономики Республики Бурятия |
Соисполнители Программы |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия; Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия; Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия; администрации муниципальных районов, городских округов в Республике Бурятия; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (Государственная инспекция труда в Республике Бурятия, Управление Роспотребнадзора России по Республике Бурятия); государственные внебюджетные фонды (ГУ -региональное отделение ФСС России по Республике Бурятия, ГУ - региональное отделение Пенсионного фонда России по Республике Бурятия); объединения работодателей; Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия; работодатели; организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда |
Цель и задачи Программы |
Цель: улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Республики Бурятия. Задачи: Задача 1. Внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Республики Бурятия. Задача 2. Совершенствование нормативно-правовой базы Республики Бурятия в области охраны труда. Задача 3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения. Задача 4. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. Задача 5. Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2015 годы |
Основные целевые индикаторы (показатели) Программы |
Индикаторы (показатели) достижения программных целей и задач представлены в таблице 7 |
Объемы и источники финансирования мероприятий, определенных Программой |
Объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета в объеме ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных функций, составляет всего 10813,8 тыс. рублей*, в том числе по годам: 2013 год - 3911,8 тыс. рублей; 2014 год - 3701,0 тыс. рублей; 2015 год - 3201,0 тыс. рублей. Объем финансирования за счет других источников: - из федерального бюджета - в объеме ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных функций территориальными федеральными органами государственной власти в Республике Бурятия*; - из средств, выделяемых ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Бурятия на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - из средств местного бюджета - в объеме ассигнований, предусмотренных решением представительных органов муниципального образования; - из бюджета профсоюзов - в объеме ассигнований, предусмотренных утвержденной соответствующим органом управления сметой; - из средств объединения работодателей и работодателей - в объеме финансирования мероприятий по охране труда согласно корпоративному плану улучшения условий и охраны труда; - из средств организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, - в объеме финансирования на осуществление уставной деятельности |
*Справочно. Финансирование предусмотрено в рамках текущей деятельности министерств и ведомств; Республиканской целевой программы государственной поддержки среднего и малого предпринимательства на 2008 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 N 419 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 19.07.2012 N 435, от 06.11.2012 N 648, от 12.12.2012 N 758, от 26.12.2012 N 801, от 22.02.2013 N 82); смет республиканских государственных учреждений.
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Охрана труда, как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, тесно связана с социально-экономическим положением организаций, в которых они трудятся, современным состоянием экономики, окружающей среды, основных фондов, уровнем лечебно-профилактического обслуживания, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты работающих, с качеством образования и обучения, научным и техническим потенциалом.
Все потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда в России составляют ежегодно около 1,94 трлн. рублей или 4,3 % ВВП (по экспертной оценке ВНИИ охраны и экономики труда Минздравсоцразвития России) и складываются из расходов Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (159 млрд. рублей), расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда (300 млрд. рублей) и расходов из-за потерь фонда рабочего времени, связанных с неблагоприятными условиями труда и травматизмом (1,48 трлн. рублей).
Расходы ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на выплату обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в период 2008 - 2012 годы составили 1,512 млрд. рублей.
По сведениям отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия объем финансирования досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда за 2008 - 2012 годы составил 2,779 млрд. рублей.
По данным Бурятстата потери рабочего времени из-за временной нетрудоспособности по причине производственного травматизма в 2008 - 2012 годах составили 55,8 тыс. дней (таблица 1).
Таблица 1
Потери рабочего времени по причине производственного травматизма в 2008 - 2012 гг.
Год |
Потери рабочего времени |
|
тыс. дней |
Темпы роста, % |
|
2008 |
10,5 |
100 |
2009 |
9,8 |
93,0 |
2010 |
14,5 |
138,0 |
2011 |
10,3 |
98,0 |
2012 |
10,7 |
103,8 |
Итого |
55,8 |
|
В Республике Бурятия расходы из-за потерь фонда рабочего времени и, соответственно, снижения производительности труда по причине производственного травматизма составляют ежегодно 15 - 17 млн. рублей или 0,01 % ВРП, недополученные объемы производства по "чистым видам" промышленной деятельности в 2012 году составили 37,6 млн. рублей (таблицы 2 и 3).
Таблица 2
Расчет объема потерь ВРП по причине несчастных случаев в 2008 - 2012 гг.
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Численность занятых, тыс. чел |
413,2 |
397,5 |
420,5 |
418,6 |
420,1 |
ВРП, млн. рублей |
124738,2 |
121187,8 |
136374,0 |
150300,0 |
165100,1 |
производительность труда 1 работника, тыс. рублей |
301,9 |
304,9 |
324,3 |
359,1 |
393,0 |
Всего пострадавших при несчастных случаях, чел. |
241 |
216 |
253 |
229 |
248 |
Количество дней отсутствия на рабочем месте, дней |
43.5 |
45.6 |
57.3 |
45 |
43 |
Потери ВРП по причине несчастных случаев, млн. рублей |
12,66 |
12,06 |
18.9 |
14,92 |
16,83 |
Доля потери ВРП по причине несчастных случаев, % |
0.01 |
0,009 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Всего за 5 лет, млн. рублей: 75,37 |
Таблица 3
Расчет объема потерь промышленного производства по причине несчастных случаев в 2012 г.
Промышленное производство, млн. руб., в т. ч.: |
77149,1 |
Добыча полезных ископаемых, млн. руб. |
13806,3 |
Среднесписочная численность, чел. |
8586 |
Производительность, млн. руб./год |
1,6 |
Число пострадавших в отрасли, чел. |
38 |
Потери рабочего времени за год, дней |
43 |
Потери по причине несчастных случаев, млн. руб./год |
10,5 |
Доля потерь в объеме производства, % |
0,7 |
Обрабатывающие производства, млн. руб. |
45099,7 |
Среднесписочная численность, чел. |
28270 |
Производительность, млн. руб./год |
1,54 |
Число пострадавших в отрасли, чел. |
95 |
Потери рабочего времени за год, дней |
43 |
Потери по причине несчастных случаев, млн. руб./год |
25,3 |
Доля потерь в объеме производства, % |
0,6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн. руб. |
18243,1 |
Среднесписочная численность, чел. |
14096 |
Производительность, млн. руб./год |
1,29 |
Число пострадавших в отрасли, чел. |
8 |
Потери рабочего времени за год, дней |
43 |
Потери по причине несчастных случаев, млн. руб./год |
1,78 |
Доля потерь в объеме производства, % |
0,12 |
Всего: |
37,6 |
Наряду с экономическими потерями, связанными с условиями труда, производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью, Республика Бурятия несет большие социальные издержки.
Следует отметить, несмотря на то, что в последние четыре года уровень смертности в Республике Бурятия сократился, его показатель остается на высоком уровне.
Среди причин смерти по-прежнему второе место занимает смертность населения от несчастных случаев, отравлений, травм.
На протяжении ряда лет уровень производственного травматизма находится на отметке 2,2 и сопоставим со среднероссийским показателем.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в Республике Бурятия характеризуется следующими данными:
Таблица 4
Уровень производственного травматизма (в расчете на 1 тыс. работающих) в 2008 - 2012 годах (по данным Росстата)
Территория |
Годы |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
в расчете на 1 тыс. работающих | |||||
Российская Федерация |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
|
Сибирский Федеральный округ |
3,6 |
3,4 |
3,0 |
2,7 |
|
Республика Бурятия |
2,0 |
1,9 |
2,2 |
2,1 |
2,2 |
*Данных Росстата нет.
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Республике Бурятия показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ (30,9%).
К другим причинам относятся:
- нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (8,3%);
- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда (5,6%);
- неприменение работником средств индивидуальной защиты (4,8%);
- нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (3,6%);
- нарушение технологического процесса (2,4%) и другие.
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать вывод, что в организациях, расположенных на территории Республики Бурятия, охваченных системой государственного статистического наблюдения, с ростом интенсивности производственной деятельности ухудшаются отдельные показатели, характеризующие состояние условий труда.
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в 2012 году составил 34,3 процента от общей численности работников и по сравнению с 2008 годом вырос на 8,7%.
Условия труда работников характеризуются следующими данными:
Таблица 5
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата, Бурятстата)
Территория |
Годы |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Российская Федерация |
24,9 |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
|
Республика Бурятия |
25,6 |
30,2 |
29,4 |
34,5 |
34,3 |
*Данных Росстата нет.
Вредные производственные факторы условий труда являются причиной профессиональных заболеваний, а также могут способствовать развитию и прогрессированию общих заболеваний, которые в значительной степени угрожают здоровью работающих.
Уровень профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работников в Республике Бурятия в 2011 году в 1,3 раза превышает уровень по Российской Федерации в целом (таблица 6).
Таблица 6
Численность лиц с установленным в 2011 году профессиональным заболеванием
Территория |
Человек |
на 10 тысяч работающих |
Российская Федерация |
8345 |
3,9 |
Сибирский Федеральный округ |
2235 |
7,5 |
Республика Бурятия |
59 |
5,3 |
Выявляемость профессиональных заболеваний происходит на поздних стадиях развития заболеваний, что в 50% случаев приводит к утрате трудоспособности и инвалидности работников.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы в Республике Бурятия с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года, является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Республики Бурятия.
В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Республики Бурятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Республики Бурятия;
совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы (показатели)
В результате реализации Программы ожидается:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижение смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;
обеспечение благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории Республики Бурятия;
улучшение демографической ситуации в регионе.
Достижение цели и решение задач Программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
Таблица 7
Целевые индикаторы (показатели) Программы:
Наименование индикатора (показателя) |
Годы |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
2,2 |
2,1 |
2,0 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
0,150 |
0,14 |
0,14 |
Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих |
5,2 |
5,1 |
5,0 |
Численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчете на 10 тыс. работающих |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике республики (%) |
29,2 |
29,1 |
29,0 |
Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике республики (%) |
32,5 |
33,4 |
34,3 |
Количество организаций, расположенных на территории Республики Бурятия, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ед.) |
3 |
8 |
15 |
Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой пороговые значения состояния условий и охраны труда для принятия необходимых мер и являются оценкой эффективности реализации государственной политики в сфере охраны труда.
4. Перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемов финансирования, исполнителей
Система мероприятий Программы основана на всестороннем анализе состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах Республики Бурятия, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти Республики Бурятия, федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории Республики Бурятия, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Программой улучшения условий и охраны труда в Республике Бурятия предусмотрена реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:
совершенствование системы охраны труда работников на производстве;
совершенствование и развитие медико-профилактического обслуживания работников и создание единой системы медицины труда.
Срок реализации мероприятий Программы - 2013 - 2015 годы.
Ответственным исполнителем Программы является Министерство экономики Республики Бурятия, соисполнителями Программы являются исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, федеральные органы исполнительной власти, находящиеся на территории Республики Бурятия, органы местного самоуправления, объединения работодателей и профсоюзов, работодатели и организации, имеющие аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда и зарегистрированные на территории Республики Бурятия.
Для реализации отдельных программных мероприятий ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством о размещении государственного заказа на выполнение работ, услуг и поставку товаров.
Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами Программы, с указанием объемов финансирования представлен в приложении к Программе.
5. Описание социальных и экономических последствий Программы, планируемая общая оценка ее вклада и достижение соответствующей стратегической цели
Социальный эффект от выполнения мероприятий Программы выразится в:
снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;
обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории Республики Бурятия;
улучшении демографической ситуации в регионе.
Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий Программы, может выразиться в снижении затрат на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижении потерь валового регионального продукта вследствие потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и т. п.
6. Методика оценки эффективности реализации Программы с учетом ее особенностей
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия Программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемым результатам поставленной цели.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Программы и в целом по окончании ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
En = |
Tf1 |
x 100%, где |
TN1 |
En - эффективность хода реализации отдельного направления Программы (в процентах);
Tf1 - фактический индикатор, концентрирующий реализацию отдельного направления Программы, достигнутый в ходе ее реализации;
TN1 - нормативный индикатор, утвержденный Программой.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
E = |
Tf1 |
+ |
Tf2 |
+ |
Tfn |
x 100%, где: |
TN1 |
TN2 |
TNn |
||||
M |
E - эффективность реализации Программы (в процентах);
Tf - фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации Программы;
TN - нормативные индикаторы, утвержденные Программой;
М - количество индикаторов Программы.
Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации Программы Е используются все целевые индикаторы Программы.
При значении интегрального показателя эффективности реализации Программы - Е от 80% до 100% и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении менее 80% - низкой.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 октября 2013 г. N 509 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
При разработке мероприятий Программы особое внимание уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их реализации.
Финансирование Программы осуществляется Республикой Бурятия за счет средств республиканского бюджета в пределах общих объемов бюджетных ассигнований на исполнение государственных функций, предусмотренных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет других источников (средства федерального бюджета, выделяемые территориальным управлениям федеральных органов государственной власти (Роспотребнадзор, Роструд) на осуществление государственных функций, средства регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выделяемые по линии социального страхования, средства работодателей согласно ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации, и их объединений, профсоюзов и их объединений и организаций, предоставляющих товары и услуги в области охраны труда.
Объем финансирования мероприятий Программы из республиканского бюджета предусмотрен в основном из средств, выделяемых Министерству экономики Республики Бурятия согласно ведомственной структуре расходов на выполнение государственной функции по реализации государственной политики в области охраны труда, и смет республиканских государственных учреждений, что составляет 10813,8 тыс. рублей, в т. ч. по годам:
2013 год - 3911,8 тыс. рублей;
2014 год - 3701,0 тыс. рублей;
2015 год - 3201,0 тыс. рублей;
из них за счет Республиканской целевой программы государственной поддержки среднего и малого предпринимательства на 2008 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 N 419, что составляет 500,0 тыс. рублей, в т. ч. по годам:
2013 год - 200,0 тыс. рублей;
2014 год - 300,0 тыс. рублей.
8. Механизм управления реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Министерством экономики Республики Бурятия, которое самостоятельно определяет формы и методы организации управления реализацией Программы.
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на выполнение Программы, несут ответственный исполнитель и соисполнители Программы.
Ответственный исполнитель Программы ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за предыдущий год (отчетный период), включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации Программы (рассчитанных в соответствии с пунктом 6), и направляет ее в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.