Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 21 декабря 2015 г. N 767-р
В целях реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы организаций социального обслуживания семьи и детей в Республике Бурятия на 2015 - 2020 годы (далее - Концепция).
2. Определить координатором реализации Плана мероприятий по реализации Концепции Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
3. Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия (Быкова Т.А.) один раз в полугодие, до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия по социальному развитию Матханову В.Э. информацию о ходе реализации Плана мероприятий по реализации Концепции развития системы организаций социального обслуживания семьи и детей в Республике Бурятия на 2015 - 2020 годы.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Бурятия - |
В. Наговицын |
Концепция
развития системы организаций социального обслуживания семьи и детей в Республике Бурятия на 2015 - 2020 годы (утв. распоряжением Правительства Республики Бурятия от 21 декабря 2015 г. N 767-р)
I. Общие положения
Деятельность по развитию системы организаций социального обслуживания семьи и детей в Республике Бурятия направлена на реализацию целей государственной политики в интересах детей, демографической и социальной политики Российской Федерации.
Настоящая Концепция, разработанная в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия", постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.10.2012 N 585 "О Стратегии действий в интересах детей в Республике Бурятия на 2012 - 2017 годы", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, определяет цели, задачи и основные направления развития организаций социального обслуживания семьи и детей в Республике Бурятия на 2015 - 2020 годы.
Концепция призвана обеспечить системные и согласованные действия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех типов и видов в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства.
II. Анализ ситуации, основные тенденции ее развития и существующие проблемы
В настоящее время доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения Республики Бурятия остается на уровне 2,35% (на 1 января 2012 года - 6189 из 237,9 тыс. детей (2,6%), на 1 января 2013 года - 5944 из 243,1 тыс. детей (2,5%), на 1 января 2014 года - 5930 на 247 тыс. детей (2,45%). В общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доля "социальных сирот" (детей, у которых живы оба или один из родителей) составляет 80%.
Основным источником социального сиротства являются процессы развития кризиса и дезадаптации в семьях под влиянием внешних социально-экономических факторов, нарушений внутрисемейных отношений при условии низкого потенциала семьи по преодолению трудной жизненной ситуации.
В Республике Бурятия в настоящее время зарегистрировано 3138 неблагополучных семей, в которых воспитываются 6416 детей, из них 858 семьей, воспитывающих 1889 детей, находятся в социально опасном положении.
При несвоевременном выявлении нарушений прав ребенка в семье, сложившемся дефиците эффективных профилактических услуг и форм помощи семьям и детям вынужденной мерой защиты ребенка становится лишение родительских прав. Число детей, у которых родители лишены родительских прав, в 2012 году составило 586 (0,38% от численности детского населения), в 2013 году - 699 (0,41%), в 2014 году - 508 (0,2%).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, устраиваются на воспитание в семьи граждан, а в случае невозможности - на государственное попечение. По состоянию на 1 января 2015 года в организациях всех типов и видов находилось 819 детей-сирот (13,1%).
В настоящее время в Республике Бурятия функционируют следующие типы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
а) в ведении Министерства здравоохранения Республики Бурятия: государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Специализированный психоневрологический дом ребенка "Аистенок", осуществляющий деятельность по содержанию, воспитанию, оказанию медицинской помощи и медико-психологической реабилитации детей от 0 до 4 лет;
б) в ведении Министерства образования и науки Республики Бурятия: государственное казенное общеобразовательное учреждение "Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечивающее содержание, получение воспитанниками начального, основного общего образования, воспитание, медико-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию детей с умственными нарушениями в возрасте от 7 до 18 лет;
в) в ведении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия:
- 10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних: государственные учреждения социального обслуживания "Республиканский", "Баргузинский", "Джидинский "Баяр", "Еравнинский", "Заиграевский", "Закаменский", "Клюевский", "Надежда" г. Северобайкальск, "Окинский", "Прибайкальский", "Северобайкальский", "Тарбагатайский", "Хоринский", обеспечивающие временное пребывание, оказание различных видов комплексной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- 2 центра социальной помощи семье и детям: государственные учреждения социального обслуживания "Селенгинский", "Курумканский", обеспечивающие временное пребывание, медико-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию детей, организацию содействия по устройству детей на воспитание в семью;
- 10 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей:
государственное учреждение социального обслуживания "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Малышок" (г. Улан-Удэ), обеспечивающее социальное обслуживание и временное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие в их дальнейшем устройстве, в возрасте от 3 до 10 лет;
государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный" (Баргузинский район), государственные бюджетные учреждения социального обслуживания "Бичурский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", "Кабанский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", обеспечивающие социальное обслуживание и временное содержание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие в их дальнейшем устройстве, в возрасте от 3 до 18 лет;
государственные бюджетные учреждения социального обслуживания "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Искра" (Кабанский район), "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Парус" (Кижингинский район), "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Добрый" (Кяхтинский район), "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Радуга" (Джидинский район), "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Ровесник" (г. Улан-Удэ), "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Березка" (Бичурский район), обеспечивающие социальное обслуживание и временное содержание детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, содействие в их дальнейшем устройстве, в возрасте от 7 до 18 лет;
автономное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия "Баянгольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей". Контингент - дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет, страдающие хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе;
автономное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия "Республиканский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Светлый", обеспечивающее социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование у детей позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду при проведении комплекса социальных, психолого-педагогических мероприятий.
По состоянию на 1 января 2015 г. вместимость организаций, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, составляет 780 мест, в том числе: 366 мест - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 367 мест - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, из них: 294 места - стационарные отделения, 53 места - полустационарные (дневные) отделения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 20 мест - полустационарные (дневные) отделения для детей с ограниченными возможностями; 47 мест - центры социальной помощи семье и детям, из них 32 места - стационарные отделения, 15 мест - полустационарные (дневные) отделения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Во всех учреждениях созданы условия содержания и воспитания детей, реализуются программы подготовки к самостоятельной жизни и адаптации в социуме, работают службы сопровождения замещающих семей.
Государственная политика, направленная на стимулирование развития семейных форм устройства, привела к увеличению доли детей-сирот, воспитывающихся в семьях, до 88% от общего числа, состоящих на учете в органах местного самоуправления.
Для осуществления целей Концепции, улучшения воспитательного процесса необходимы соответствующие квалифицированные кадры и обслуживающий персонал, знающие специфику работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
На 1 января 2015 г. в организациях социального обслуживания семьи и детей штатная численность составила 1167 человек, в том числе социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям - 712 работников; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - 455 работников.
По данным мониторинга Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, более 70% выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в различных видах социально-педагогической, психологической, юридической помощи, организации постинтернатного сопровождения при переходе на независимое проживание. Большинство из них не готовы к самостоятельной жизни, отсутствуют навыки социальной адаптации к жизни в обществе, преобладает низкая мотивация к учебной деятельности. В связи с изложенным остается актуальной проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из организации интернатного типа.
Данная задача должна решаться при помощи комплекса мероприятий, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных организаций.
В соответствии с требованиями пункта 33 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 и вступившего в силу с 1 сентября 2015 г. (далее - Положение), в организациях социального обслуживания в целях подготовки детей к самостоятельной жизни и их дальнейшей успешной социализации создаются условия, приближенные к семейным, принимаются меры к организации проживания в помещениях, созданных по квартирному типу.
В настоящее время подобные условия созданы в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Радуга" (Джидинский район), где функционирует семейно-воспитательный комплекс "Надежный причал" в 2-х квартирах с проживанием 12 детей. В 3 центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей ("Звездный", "Искра", "Парус"), созданы условия для совместного проживания детей по семейному принципу.
С целью реализации пункта 20 Положения требуется создать на базе государственных бюджетных учреждений социального обслуживания "Кабанский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", "Заиграевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" отделения для приема детей в возрасте от 0 до 3 лет.
Вступление в силу с 1 сентября 2015 года Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 N 8, требует принятия дополнительных мер к обеспечению прав детей на безопасные условия их проживания и воспитания в организациях социального обслуживания семьи и детей.
Для настоящего этапа деятельности организаций социального обслуживания семьи и детей актуальными остаются проблемы возврата детей в связи с ненадлежащим исполнением замещающими родителями своих обязанностей, снижения темпов передачи детей-сирот в семьи в связи с преобладанием воспитанников старшего возраста, детей с отклоняющимся поведением и ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с изложенным, необходима комплексная межведомственная профилактическая работа с неблагополучными семьями на ранней стадии кризиса, направленная на восстановление семьи, обеспечение условий для соблюдения прав ребенка.
Положительный опыт развития технологии раннего выявления семейного неблагополучия в ряде регионов России позволяет распространить на организации социального обслуживания Республики Бурятия, сосредоточив усилия на межведомственном взаимодействии для недопущения роста количества детей-сирот.
III. Основные принципы развития системы организаций социального обслуживания семьи и детей
Дальнейшее развитие системы организаций социального обслуживания семьи и детей должно развиваться по принципам, предусмотренным международными правовыми актами и действующим законодательством Российской Федерации, а именно на следующих основных принципах:
принцип индивидуального подхода к семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
принцип приоритета интересов личности ребенка в деятельности организаций социального обслуживания семьи и детей;
принцип обеспечения благоприятных условий деятельности организаций социального обслуживания семьи и детей;
принцип содействия развитию семейных форм устройства детей;
принцип реализации основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;
принцип обеспечения профессиональной компетентности и подготовки специалистов, занятых работой с детьми;
принцип консолидации действий и повышения ответственности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, организаций всех типов и видов в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства.
IV. Цель, задачи, основные направления развития системы организаций социального обслуживания семьи и детей
Целями Концепции развития системы организаций социального обслуживания семьи и детей в Республике Бурятия на 2015 - 2020 годы являются формирование системы, направленной на обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, сокращение срока пребывания детей в организациях социального обслуживания семьи и детей, снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптировавшихся к трудовой деятельности и социальной жизни, создание в социальных организациях условий, отвечающих требованиям безопасности, способствующих обеспечению реализации прав и законных интересов детей, улучшение системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, организаций всех типов и видов в целях защиты прав детей, профилактики социального сиротства.
Основными задачами Концепции развития системы организаций социального обслуживания семьи и детей в Республике Бурятия на 2015 - 2020 годы являются:
1. Переориентирование организаций социального обслуживания семьи и детей на содействие семейному устройству детей.
2. Обеспечение приоритета семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Развитие сети организаций социального обслуживания семьи и детей.
4. Создание в организациях социального обслуживания семьи и детей условий проживания, организованных по семейному принципу.
5. Внедрение системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа.
6. Обеспечение профессиональной компетентности и подготовки специалистов организаций социального обслуживания семьи и детей.
Решение задачи по переориентированию организаций социального обслуживания семьи и детей на содействие семейному устройству детей включает:
- создание на базе организаций служб подготовки и сопровождения замещающих семей;
- организацию работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников организаций, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи;
- информирование населения о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, и детях, нуждающихся в семейном устройстве;
- использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение задачи по обеспечению приоритета семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, включает:
- совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям;
- создание специализированного жилого фонда для приемных семей;
- улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа;
- создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.
Решение задачи по развитию сети организаций социального обслуживания семьи и детей, включает:
- проведение мониторинга сети организаций социального обслуживания семьи и детей с целью выявления неэффективных либо не соответствующих требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства Российской Федерации;
- анализ качества предоставляемых услуг в организациях социального обслуживания семьи и детей на предмет соответствия показателям, установленным в государственных заданиях и характеризующим их качество;
- перепрофилирование организаций интернатного типа в службы по поддержке семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, другие организации с учетом динамики численности детского населения, числа выявляемых детей-сирот на территории муниципальных образований и республики в целом, потребности детей-сирот, передаваемых под надзор в организации для детей-сирот, в предоставлении образовательных, медицинских, социальных услуг, материально-технической базы организаций социального обслуживания семьи и детей, результатов независимой оценки качества предоставляемых социальных услуг;
- укрепление материально-технического обеспечения организаций социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра и повышение качества оказываемых организациями социальных услуг;
- осуществление работ по реконструкции и ремонту зданий и помещений организаций, создание приемно-карантинных отделений, групп для приема и содержания детей в возрасте от 0 до 3 лет;
- организацию работы попечительских советов организаций;
- расширение социального партнерства, привлечение некоммерческих организаций, в том числе социально-ориентированных, благотворителей, волонтеров к участию в предоставлении социальных услуг детям-сиротам.
Решение задачи по созданию в организациях социального обслуживания семьи и детей условий пребывания, организованных по семейному принципу включает:
- продолжение реформирования организаций для детей-сирот путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций;
- организацию деятельности воспитательных групп, основанных на пребывании в группе детей разного возраста и (в дневное время) разного пола;
- закрепление за воспитательными группами ограниченного количества постоянных воспитателей, выполняющих функции индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации, а также непосредственно перед выпуском и по окончании пребывания в организации;
- в случае наличия необходимости помещения детей, оставшихся без попечения родителей, в организацию для детей-сирот - минимизацию срока пребывания детей в подобной организации, а также обеспечение надлежащих условий проживания и воспитания детей в организации в соответствии с потребностями детей.
Решение задачи по развитию системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа включает:
- разработку и внедрение программы подготовки воспитанников организаций к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них;
- развитие и внедрение инновационных форм и технологий по постинтернатной адаптации и сопровождению выпускников;
- осуществление межведомственного взаимодействия в сфере постинтернатного сопровождения выпускников.
Решение задачи по обеспечению профессиональной компетентности и подготовки специалистов организаций социального обслуживания семьи и детей включает:
- проведение на системной основе обучающих мероприятий, семинаров, совещаний, интернет-конференций для руководителей организаций, их работников с целью обучения их современным технологиям работы по реабилитации и защите прав сирот, воспитанников указанных организаций, профилактике жестокого обращения с детьми;
- повышение квалификации работников организаций социального обслуживания семьи и детей;
- проведение аттестации работников организаций социального обслуживания семьи и детей с целью определения уровня квалификации и соответствия занимаемой должности;
- использование ресурсов образовательных учреждений дополнительного и профессионального образования, высших учебных заведений, а также лучшего опыта работы организаций социального обслуживания семьи и детей, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей.
Таким образом, в Республике Бурятия комплекс реализуемых мероприятий по развитию организаций социального обслуживания семьи и детей должен быть направлен на решение основных вопросов:
- создание условий для наиболее благоприятного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, максимально приближенных к семейным;
- предотвращение помещения детей, в силу тех или иных причин, утративших родительское попечение, в организацию интернатного типа;
- развитие различных форм семейного воспитания, представляющих собой альтернативу воспитанию в родной семье, детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение надлежащих условий проживания и воспитания детей в организациях в соответствии с потребностями ребенка.
Развитие организаций социального обслуживания семьи и детей должно осуществляться на основе прилагаемого Плана мероприятий.
Реализация мероприятий будет осуществляться поэтапно, по мере создания соответствующих условий, обеспечивающих возможность своевременного устройства детей-сирот, в том числе уже находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы семейного воспитания или в другую организацию для детей-сирот, либо их возвращения родителям.
Раздел V. Механизм реализации Концепции, межведомственное взаимодействие
Механизм реализации Концепции предполагает объединение усилий субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов государственной власти, местного самоуправления, организацией социального обслуживания семьи и детей.
Включение механизмов реализации Концепции позволит обеспечить последовательное межведомственное взаимодействие для достижения целей, обозначенных в настоящем документе и определяющих направления деятельности по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в сфере социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К числу таких механизмов относятся:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих создание в организациях социального обслуживания семьи и детей условий, отвечающих интересам ребенка, способствующих стимулированию граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Использование потенциала субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений при осуществлении мероприятий по снижению уровня социального сиротства в Республике Бурятия, обеспечение приоритета семейного воспитания, повышение качества жизни детей и семей с детьми.
3. Использование сведений модуля "Семья и несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении" при организации работы с вышеназванными семьями и детьми, увеличение числа субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, использующих в своей деятельности сведения модуля.
Раздел VI. Прогнозируемые результаты
Основным результатом последовательной реализации Концепции должно стать укрепление института семьи, снижение уровня социального сиротства в Республике Бурятия, обеспечение приоритета семейного воспитания, повышение качества жизни детей и семей с детьми.
Реализация настоящей Концепции развития будет способствовать достижению следующих ожидаемых результатов:
- сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях российских граждан;
- увеличение числа организаций социального обслуживания семьи и детей, условия пребывания в которых отвечают требованиям санитарного и противопожарного состояния, способствуют полноценному развитию ребенка;
- сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации;
- увеличение числа социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, вовлеченных в процесс оказания социальных услуг детям-сиротам;
- увеличение числа специалистов, работающих в системе профилактики социального сиротства, прошедших переподготовку и повышение квалификации;
- создание при каждой организации социального обслуживания семьи и детей служб раннего выявления семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства;
- сокращение случаев возврата детей из замещающих семей.
Приложение
к Концепции развития системы
организаций социального обслуживания семьи
и детей в Республике Бурятия на 2015 - 2020 гг.
План
мероприятий по реализации Концепции развития системы организаций социального обслуживания семьи и детей в Республике Бурятия на 2015 - 2020 гг.
NN п/п |
Мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Проведение мероприятий по нормативно-правовому регулированию деятельности организаций социального обслуживания для семьи и детей в части закрепления права на осуществление деятельности по приему и содержанию детей в возрасте от 0 до 3 лет |
Внесение дополнений в уставы организаций социального обслуживания семьи и детей |
1 полугодие 2016 года |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
2. |
Мониторинг организаций социального обслуживания семьи и детей с целью выявления неэффективных либо не соответствующих требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства Российской Федерации |
Подготовка предложений о создании в организациях для семьи и детей условий, соответствующих требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства Российской Федерации |
Ежегодно, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
3. |
Анализ качества предоставляемых услуг организаций социального обслуживания семьи и детей в соответствии с установленными в государственных заданиях показателями, характеризующими качество |
Подготовка аналитической информации о качестве предоставляемых социальных услуг детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей |
1 раз в год, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
4. |
Перепрофилирование деятельности организаций социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра оказываемых ими социальных услуг |
Увеличение объемов и видов социальных услуг в учреждениях для детей-сирот |
2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
5. |
Создание в организациях социального обслуживания для семьи и детей необходимых материальных условий для проживания, воспитания и реабилитации детей |
Повышение качества жизни и воспитания детей, находящихся в организациях социального обслуживания для семьи и детей |
Постоянно, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
6. |
Осуществление работ по реконструкции и ремонту зданий и помещений организаций социального обслуживания семьи и детей |
Создание безопасных условий пребывания в организациях социального обслуживания для семьи и детей |
Постоянно, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
7. |
Открытие в ГБУСО "Кабанский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", ГБУСО "Республиканский СРЦН", "Заиграевский СРЦН" отделений для приема детей в возрасте от 0 до 3 лет |
Создание условий для приема и содержания детей в возрасте до 3 лет |
В течение 2016 года |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
8. |
Привлечение некоммерческих организаций, в том числе социально-ориентированных, благотворителей, волонтеров к участию в предоставлении социальных услуг детям-сиротам |
Увеличение объемов и видов социальных услуг в организациях для детей-сирот |
Ежегодно, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, руководители некоммерческих организаций |
9. |
Организация работы попечительских советов, в том числе по независимой оценке качества услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания семьи и детей |
Повышение качества и эффективности предоставления социальных услуг детям-сиротам |
Ежегодно, 2015 - 2020 годы |
Руководители учреждений социального обслуживания семьи и детей |
10. |
Участие (проведение) на системной основе в совещаниях, в том числе селекторных, интернет-конференциях и других мероприятиях для руководителей организаций социального обслуживания семьи и детей, направленных на распространение положительного опыта работы по созданию эффективных моделей функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
Обеспечение методического руководства и координации деятельности по развитию организаций социального обслуживания семьи и детей |
Постоянно, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
11. |
Подготовка и публикация общедоступного доклада о ходе реализации мероприятий по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства сирот, развитию организаций социального обслуживания семьи и детей, социальной адаптации выпускников этих организаций в Республике Бурятия |
Повышение эффективности деятельности в сфере профилактики социального сиротства, семейного устройства сирот, развития организаций социального обслуживания семьи и детей, социальной адаптации выпускников этих организаций |
Один раз в квартал, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
12. |
Размещение актуальных материалов о развитии организаций социального обслуживания семьи и детей в средствах массовой информации, информирование о лучших практиках семейного устройства, развитии института семьи |
Формирование общественного мнения об укреплении института семьи, ценностях ответственного родительства, реформировании сферы опеки и попечительства |
Постоянно, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
13. |
Проведение на системной основе семинаров, совещаний, в том числе селекторных, интернет-конференций и других мероприятий для руководителей организаций для детей-сирот |
Повышение эффективности деятельности в обозначенной сфере
|
Один раз в квартал, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, АУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья" |
14. |
Систематическое проведение обучающих мероприятий для работников органов опеки и попечительства, организаций, осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по реабилитации и защите прав сирот, воспитанников указанных организаций, профилактике жестокого обращения с детьми, с использованием ресурсов образовательных учреждений дополнительного и профессионального образования, высших учебных заведений, а также лучшего опыта работы организаций для сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей |
Повышение квалификации руководителей организаций для детей-сирот, специалистов служб сопровождения замещающих семей, работников организаций |
Один раз в квартал, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, АУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья", АОУ ДПО "Республиканский институт кадров управления и образования" |
15. |
Проведение аттестации работников организаций социального обслуживания семьи и детей с целью определения уровня подготовки и соответствия занимаемой должности |
Повышение квалификации работников организаций социального обслуживания семьи и детей |
Ежегодно, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
16. |
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям, создание специализированного жилого фонда для приемных семей |
Обеспечение приоритета семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
До конца 2017 года |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
17. |
Информирование населения о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, и детях, нуждающихся в семейном устройстве |
Увеличение числа лиц, изъявивших желание взять ребенка в семью |
Постоянно, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, АУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья", подведомственные учреждения |
18. |
Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников организаций, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи |
Уменьшение числа детей, находящихся в интернатных организациях |
Постоянно, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, АУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья", подведомственные учреждения |
19. |
Разработка и реализация планов мероприятий по постинтернатной адаптации выпускников |
Повышение качества и эффективности предоставления социальных услуг детям-сиротам и лицам из их числа |
Ежегодно, 2015 - 2020 годы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 21 декабря 2015 г. N 767-р
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 22 декабря 2015 г., на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 декабря 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28 мая 2019 г. N 275
Изменения вступают в силу с 29 мая 2019 г.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 16 ноября 2018 г. N 639
Изменения вступают в силу с 16 ноября 2018 г.