О получении статуса акцизного склада
Вот уже второй месяц, как приняты положения Налогового Кодекса о новым порядке взимания акцизов на алкогольную продукцию. Как и всякий переходный период, истекшее с 1 июня время нельзя назвать легким как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. В данном случае переходный период имеет четко обозначенную Распоряжением Правительства РФ границу с июня по сентябрь текущего года. За это время нужно сделать многое, а главное разобраться в исполнении своих обязанностей: налоговым органам - приложить все усилия для достаточного обеспечения региональными марками, установления действенного налогового контроля и пополнения бюджета, налогоплательщикам - пополнять бюджет и помнить о соблюдении законодательства. Ведь ни для кого не секрет, что штрафы за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции нешуточные.
Система контроля над производителями алкогольной продукции действует достаточно давно, а вот оптовый рынок работал до недавнего момента стихийно. С 1 июня Налоговым Кодексом введен режим налогового склада - комплекс мер налогового контроля с момента производства алкогольной продукции до отгрузки покупателям. Специально выделенный сотрудник налоговой инспекции контролирует поступление и отпуск продукции на акцизном складе, опечатывает склад в свое отсутствие. Приобрести статус акцизного склада непросто, необходимо соблюдение ряда жестких условий. Да и сохранить такой статус можно только при полной и своевременной уплате налогов, соблюдении законодательства.
Оптовым организациям для получения разрешения на учреждение акцизного склада требуется обеспечение оборота алкогольной продукции в объеме: не менее 50 тыс. декалитров в пересчете на абсолютный алкоголь или на сумму не менее 140 млн. рублей в год в случае реализации продукции с объемной долей этилового спирта более 25 процентов; не менее 10 тыс. декалитров в пересчете на абсолютный алкоголь или на сумму не менее 30 млн. рублей в год в случае реализации продукции с объемной долей этилового спирта до 25 процентов; не менее 40 тыс. декалитров в пересчете на абсолютный алкоголь или на сумму не менее 110 млн. рублей в год в случае реализации продукции с объемной долей этилового спирта до 25 и более 25 процентов.
Также необходимо наличие банковской гарантии или поручительства банка, обслуживающего данную организацию, по уплате акцизов в сумме 1500 тыс. рублей.
В Бурятии сегодня работают акцизные склады производителей алкогольной продукции: ОАО МНПО "Байкалфарм" и ООО "Водочный завод "Николаевский" и оптовых организаций: ООО "Актис", ООО "Гевс", ООО Торговая компания "Байкалфарм" (в г. Северобайкальск) и ООО "Гарантия и К". Республика Бурятия в числе первых регионов России провела тендер на изготовление региональных специальных марок, что позволило уже с 1 июня реализовывать марки первому акцизному складу - производителю ОАО МНПО "Байкалфарм" - и не допустить остановки производства, как это произошло в других субъектах РФ.
Если ранее акцизы исчисляли и уплачивали производители спиртных напитков, то с 1 июня налоговая нагрузка по акцизам распределилась пополам между производителями и оптовыми организациями. При этом акциз уплачивается по месту нахождения акцизного склада. Это значит, что бюджет Республики Бурятия будет пополняться дополнительно акцизами от алкогольной продукции, произведенной за пределами Бурятии. То есть каждый субъект России экономически заинтересован в реализации всей легальной алкогольной продукции, независимо от того, местная она или завозная. В выигрыше от свободной конкуренции на алкогольном рынке останется население - в магазинах напитки не подорожают, ассортимент расширится.
При всех нововведениях увеличения ставки акциза не произошло, она осталась на прежнем уровне. Цена спиртных напитков увеличивается лишь на 58 копеек - именно столько стоит региональная специальная марка, которая должна наклеиваться на всю алкогольную продукцию крепостью свыше 1,5% с датой розлива позже 1 июня 2001 г. На переходный период разрешено реализовывать до сентября остатки алкогольной продукции без региональных марок. Но с сентября текущего года потребитель, заботящийся о своем здоровье, при покупке горячительных напитков обязательно убедится в наличии привычной федеральной специальной марки и региональной специальной марки, которая подтверждает уплату второй половины акциза. Вся остальная продукция будет признаваться находящейся в незаконном обороте.
До сентября 2001 года стоит задача полностью реализовать непромаркированные региональными марками остатки алкогольной продукции, не допустить паники среди организаций розничной торговли и предпринимателей. 1-2 июня 2001 г. в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2001 г. N 747-р налоговыми органами Республики была проведена инвентаризация остатков алкогольной продукции немаркированной региональными специальными марками. Всего было произведено снятие остатков алкогольной продукции в 2268 хозяйствующих субъектах, установлено алкогольной продукции в количестве 353,6 тыс. дал. на сумму 261,1 млн. руб., в том числе в розничной сети - 94,5 тыс. дал на сумму 73,1 млн. руб., на предприятиях оптовой торговли 259,0 тыс. дал на сумму 188,0 млн. руб.
Все, что проинвентаризировано на 1 июня - нужно продать, 3 месяца для этого достаточно. Каждый субъект алкогольного рынка должен помнить: отсрочки не будет.
Маркировке региональными специальными марками подлежит алкогольная продукция, реализуемая с акцизных складов организаций, за исключением алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, и пива.
На алкогольную продукцию должна быть нанесена марка того субъекта Российской Федерации, в котором эта продукция будет реализована через розничную сеть или общественное питание. Алкогольная продукция с марками иных регионов будет изыматься и считаться нелегальной.
Обязанности должностных лиц акцизных складов и сотрудников налоговых органов при осуществлении контроля изложены в Постановлении Правительства РФ N 1026 от 30.12.2000 г. "Об утверждении правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой". В этом же документе перечислены 5 случаев, при которых действие разрешения на учреждение акцизного склада может быть приостановлено, и 10 случаев, при которых разрешение может быть аннулировано. Во избежание наступления этих случаев необходимо, главное, исключить возможность поступления алкогольной продукции и изъятия ее со склада без контроля налоговых органов, обеспечить сохранность алкогольной продукции, находящейся в складе, и уплатить в срок налоги.
Главный налоговый инспектор УМНС РФ по РБ | Рудакова Е.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О получении статуса акцизного склада
Текст документа предоставлен УМНС РФ по Республике Бурятия, по договору об информационно-правовом обслуживании
Текст документа приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Разъяснения дает Главный налоговый инспектор УМНС РФ по РБ Рудакова Е.Н.