О патенте для индивидуального предпринимателя
Как только сегодня не называют физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, после необходимой государственной регистрации: ЧП (частный предприниматель), ИЧП (индивидуальное частное предприятие), ИТД (индивидуальная трудовая деятельность) и тому подобное.
На самом деле эта форма предпринимательской деятельности имеет только два легальных, то есть установленных действующим законодательством, названия: "предприниматель без образования юридического лица" (это определение используется в Гражданском кодексе и иных гражданско-правовых нормативных актах) и "индивидуальный предприниматель", которое употребляется в российском налоговом законодательстве.
Граждане, изъявившие желание заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, обязаны в соответствии с Законом РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" зарегистрироваться в органах местного самоуправления по месту жительства в качестве предпринимателей без образования юридического лица. При этом физическому лицу выдается Свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
Согласно ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в течение 10 дней после регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя индивидуальный предприниматель (далее - ИП) обязан встать на налоговый учет в налоговой инспекции по месту своего жительства. ИП встает на учет в налоговых органах в течение 10 дней с момента подачи заявления. При постановке на учет в налоговой инспекции ИП присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Теперь у ИП есть выбор: либо применять традиционную систему налогообложения доходов от предпринимательской деятельности, либо перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, которым он является согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Две системы
При обычной системе налогообложения в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1) ИП определяет свой налогооблагаемый доход путем вычета расходов, связанных с осуществлением его предпринимательской деятельности, из дохода от такой предпринимательской деятельности и затем полученную сумму облагает подоходным налогом согласно следующей шкале:
/----------------------------------------------------------------------\
|Размер облагаемого совокупного | Ставка налога |
|дохода, полученного в календарном году | |
|-----------------------------------------+----------------------------|
|до 50 000 руб. | 12% |
|-----------------------------------------+----------------------------|
|от 50 001 руб. до 150 000 руб. | 6000 руб. + 20% с суммы, |
| | превышающей 50 000 руб. |
|-----------------------------------------+----------------------------|
|от 150 001 руб. и выше | 26 000 руб. + 30% с суммы |
| | превышающей 150 000 руб. |
\----------------------------------------------------------------------/
При упрощенной системе налогообложение доходов индивидуального предпринимателя от предпринимательской деятельности происходит принципиально иначе.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) ИП может (в добровольном порядке) перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором он подает заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, его совокупный размер валовой выручки (дохода) как физического лица не превысил 100 000 минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством РФ (далее - МРОТ) на первый день квартала, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Основное преимущество упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (далее - упрощенной системы налогообложения) для субъектов малого предпринимательства отражено в п. 3 ст. 1 Закона N 222-ФЗ: "применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью".
Патент
Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый налоговыми органами по месту постановки ИП на налоговый учет сроком на один календарный год (то есть до конца того года, в течение которого ИП изъявил желание применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности) на основе письменного заявления.
Именно наличие выданного в установленном порядке патента означает, что к данному ИП применяется не традиционная, а упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает принципиально иные налоговые обязательства ИП, порядок ведения им бухгалтерского учета в целях налогообложения, представления необходимой отчетности в налоговые органы и т. д.
Разные виды деятельности
Патент выдается на каждый из избранных ИП конкретных видов предпринимательской деятельности.
Поэтому возможна следующая ситуация: один вид предпринимательской деятельности осуществляется ИП по традиционной системе, и, следовательно, налогообложение и учет доходов от такой деятельности осуществляются согласно общему для всех физических лиц Закону N 1998-1, а на другой вид деятельности получен патент, и, следовательно, налогообложение и учет доходов от такой деятельности осуществляются в соответствии с Законом N 222-ФЗ.
Доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности по патенту и иной ("не по патенту") деятельности, указываются в ежегодно подаваемой Декларации о доходах физических лиц отдельно. Причем сумма дохода, полученная по патенту, в расчет по декларации не включается.
Это принципиальное правило необходимо, чтобы не допустить двойного налогообложения подоходным налогом доходов физического лица.
Хотя потребовалось более трех лет с момента введения в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, чтобы определиться с практикой применения основного принципа Закона N 222-ФЗ и развеять миф о том, что после уплаты ИП стоимости патента его фактический доход якобы подлежит вторичному налогообложению подоходным налогом как обычного физического лица.
В Москве это правило было подтверждено в письме ГНИ по г. Москве от 19.12.97 N 34-13/33357.
В патенте, помимо сведений об ИП, указывается строго определенный избранный им вид предпринимательской деятельности, а также стоимость патента.
Региональные органы законодательной власти (реже - исполнительной власти) в изданных во исполнение Закона N 222-ФЗ своих нормативных актах определяют стоимость патента для ИП на конкретный вид предпринимательской деятельности.
Поэтому сегодня в России существует пестрая картина различных стоимостей патентов на одинаковые виды предпринимательской деятельности, которые колеблются от 5 МРОТ до 20 000 МРОТ. Так, в Ростовской области годовой доход ИП от оптовой торговли нефтепродуктами может облагаться в размере 300 МРОТ в год, а аналогичная деятельность в Москве - от 12 МРОТ до 48 МРОТ в год в зависимости от того, какой год подряд ИП заявляет о своем желании осуществлять предпринимательскую деятельность по патенту.
Купил патент в одном регионе, а работаешь в другом
Так как патент выдается согласно Закону N 222-ФЗ по месту постановки ИП на налоговый учет, а таким местом является в соответствии со ст. 83 НК РФ место жительства ИП (фактически это место определяется местом прописки, так как оно презюмирует постоянное жительство налогоплательщика в конкретном субъекте Российской Федерации, в бюджет которого и зачисляется как подоходный налог, так и оплачиваемая стоимость патента), то возможна следующая ситуация:
патент получается и оплачивается в регионе, где действует низкая стоимость патента, а деятельность, в том числе связанная с наймом рабочей силы, организацией офиса или магазина, ведением расчетов по сделкам, осуществляется в субъекте Российской Федерации, в котором действует иная (большая) стоимость патента на данный вид предпринимательской деятельности.
В целом по Российской Федерации отсутствует единое представление о том, какие вообще могут существовать виды предпринимательской деятельности. А это исключительно важно, так как если предприниматель осуществлял на самом деле иной вид предпринимательской деятельности, нежели определенный в патенте, следовательно:
1. Он должен быть привлечен к соответствующим видам налоговой ответственности за неуплату налога, так как в срок не исполнил свои налоговые обязательства по авансовым платежам подоходного налога, неподачу налоговой декларации в предусмотренный законодательством срок и тому подобное.
2. Если сумма налога, исчисленного исходя из его реального дохода от осуществленной деятельности, превышает 200 МРОТ, возникает перспектива возбуждения уголовного дела по ст. 198 УК РФ (уклонение гражданина от уплаты налога). Причем такое "откровение" об осуществлении предпринимателем деятельности "вне патента" может быть сообщено налоговым инспектором в момент принятия налоговой декларации за прошедший отчетный период - календарный год либо в ходе налоговой проверки за прошедшие налоговые периоды.
Определение видов предпринимательской деятельности
На практике можно выявить три основных подхода к вопросу определения видов предпринимательской деятельности в различных субъектах Российской Федерации.
I. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации в региональных нормативных актах, закрепляющих стоимость патента на отдельный вид предпринимательской деятельности, определен некий перечень видов деятельности, которыми, по мнению региональных органов власти, может в принципе заниматься ИП.
Такие перечни существенно отличаются друг от друга от субъекта к субъекту Российской Федерации.
Они обычно не содержат ни определений названных видов деятельности, ни ссылок на нормативные акты, в которых могут содержаться такие определения.
Кроме того, в некоторых регионах данные перечни являются закрытыми, то есть в них названы соответствующие виды предпринимательской деятельности, корреспондирующие с конкретной стоимостью патента, и отсутствует формулировка типа - "иной вид предпринимательской деятельности, не указанный в перечне".
Такое положение нарушает действующее конституционное и налоговое законодательство Российской Федерации, так как согласно ст. 34 Конституции Российской Федерации "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности"; а согласно общим принципам законодательства о налогах и сборах, изложенных в ст. 3 НК РФ, "не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций".
II. В некоторых регионах вообще отсутствует какой бы то ни было перечень и установлена единая стоимость патента на один вид предпринимательской деятельности. В таких случаях предпринимателю приходится согласовывать избранный им вид предпринимательской деятельности сначала с представителями регистрационных органов, вписывающих конкретные виды предпринимательской деятельности в Свидетельство о регистрации предпринимателя без образования юридического лица (далее - Свидетельство).
Далее предпринимателю необходимо согласовать тот вид предпринимательской деятельности, записанный в его Свидетельстве, с представлениями руководителя налогового органа, уполномоченного принимать решение о выдаче или отказе в выдаче патента.
На практике происходят ситуации, когда регистрационные органы записывают "производственную деятельность" как отдельный вид предпринимательской деятельности, а налоговые органы отказывают в выдаче патента или предлагают взять вместо одного сразу несколько патентов, ссылаясь на то, что региональными органами власти соответствующего субъекта Российской Федерации установлены более подробные наименования вида предпринимательской деятельности по патенту, например "производство сувениров".
В качестве обоснования своей позиции сотрудники налоговых органов ссылаются на п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации N 222-ФЗ, где указано, что "годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности". То есть получается, что если в таком решении (то есть нормативном акте) по какому-то виду деятельности ставка единого налога установлена, то и, следовательно, патент может быть выдан только на такой вид предпринимательской деятельности.
К сожалению, сегодня такому подходу противопоставить мало что возможно, несмотря на то, что его обоснованность не очевидна.
III. Наконец, существует третий тип субъектов Российской Федерации (прежде всего это Москва), где и виды предпринимательской деятельности, и стоимости патента по ним определяются по единому документу - Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, в котором не только перечислены многие виды предпринимательской деятельности, но и содержатся их определения.
Классификатор существует с 1993 г., и в 2001 г. планируется его замена новым классификатором, более адекватно отражающим осуществляемые в России виды деятельности, так как на практике даже такой подробный документ не позволил четко определить некоторые, казалось бы, простые виды предпринимательской деятельности, такие как деятельность от собственного имени и за свой счет по купле-продаже ценных бумаг или извлечение процентного дохода, и так далее.
Стоит отметить, что данный классификатор не зарегистрирован в Минюсте России, также на него не выдано заключение Минюста России о том, что он в регистрации не нуждается. Поэтому формально для отстаивания своей позиции в суде налогоплательщик может на него ссылаться как на документ убеждающего значения либо, если классификатор не отражает мнение налогоплательщика-индивидуального предпринимателя, заявлять о невозможности принятия классификатора судом во внимание.
Если же планируемый ИП вид предпринимательской деятельности в полной мере не отражен в классификаторе, целесообразно получить дополнительный патент в качестве страховки на "иной вид предпринимательской деятельности, не указанной в классификаторе" - обычно стоимость такого "страховочного" патента невелика.
Оплата стоимости патента осуществляется ИП равными долями в сроки, указанные в патенте, - ежеквартально, не позднее 1 числа предстоящего квартала.
Впрочем, ИП вправе сразу оплатить полную стоимость патента. Именно в этом случае ИП приобретает качественно иное положение - ошибка в учете доходов или расходов не повлечет за собой возникновения налоговых санкций, связанных с подоходным налогом.
Какие налоги платим, а какие нет
Важно также представлять, что ИП вне зависимости от применения системы налогообложения не является плательщиком следующих налогов (в отличие от юридических лиц):
- налога на добавленную стоимость (ИП станет плательщиком с 1 января 2001 г. в связи с принятием части второй НК РФ);
- налога на пользователей автодорог;
- налога на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы;
- налога на имущество предприятий и организаций;
- налога на прибыль предприятий и организаций. ИП, вне зависимости от применения системы налогообложения, может являться плательщиком следующих налогов:
- налога на рекламу;
- налога с продаж.
Вывод:
Полностью оплачивая стоимость патента и получая денежные средства от реализации предприятиям товаров, работ, услуг через расчетный счет в банке, ИП согласно российскому налоговому законодательству не уплачивает (кроме стоимости патента) более никаких налогов.
Однако если в регионе реализация товаров, работ, услуг облагается налогом с продаж, то у ИП с патентом также могут возникнуть налоговые обязательства по уплате этого налога. Что касается страховых взносов, то ИП с патентом (не использующий труд наемных работников) платит только взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования. Ставки взносов и порядок расчета определяются в соответствии с Федеральным законом от 20.11.99 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", а также Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.12.99 N КА-16-27/11925 "О расчете в 2000 году доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ".
Советы предпринимателю
Если вы решили применять данную систему, то, во-первых, обязательно следует выяснить, не подпадает ли ваш вид деятельности под действие Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности", если таковой принят в регионе, где осуществляется ваша предпринимательская деятельность, в противном случае будет отсутствовать возможность выбора системы налогообложения.
Во-вторых, как показала практика применения упрощенной системы налогообложения, для ИП в различных субъектах Российской Федерации во избежание конфликтов с налоговыми органами следует учитывать следующее.
1. Деятельность вне патента
Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 222-ФЗ "применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью".
Поэтому необходимо строго следить за тем, чтобы ассортимент реализуемых товаров, работ, услуг ИП соответствовал бы избранному и записанному в патенте виду деятельности.
В заявлении на выдачу патента лучше не только назвать вид предпринимательской деятельности, на который предприниматель собирается получить патент, но и постараться описать его.
В случае же выдачи патента на заявлении ставится виза сотрудника налоговой инспекции, уполномоченного рассматривать такие заявления, поэтому если в будущем у предпринимателя возникнут сложности с его налоговым инспектором, проверяющим соответствие осуществляемой деятельности той деятельности, на которую получен и оплачен патент, предприниматель может с уверенностью ссылаться на те данные, которые им были представлены о планируемой предпринимательской деятельности в момент перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Также особо необходимо обратить внимание на формы договоров, по которым осуществляется ваша деятельность. Так, например, посредническая деятельность может осуществляться по договорам комиссии, поручения, агентирования. А если вами заключены договоры купли-продажи, то, скорее всего, налоговый инспектор рассмотрит этот вид деятельности как торгово-закупочную деятельность или оптовую торговлю.
2. Стоимость патента не заменяет всех налогов и сборов
Текст Закона N 222-ФЗ содержит коллизию в отношении того, от уплаты каких налогов и сборов освобождается предприниматель, оплативший патент:
- согласно п. 3 ст. 1 Закона N 222-ФЗ - только от подоходного налога на доход от осуществляемой по патенту виду предпринимательской деятельности;
- а согласно п. 3 ст. 5 Закона N 222-ФЗ "стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период". Если учесть, что ст. 4 этого Закона установлены объекты и ставки единого налога как совокупный доход и валовая выручка, то получается, что любые иные налоги и сборы, которыми, помимо подоходного налога, облагается доход от реализации товаров, работ, услуг ИП (например налог с продаж, налог с владельцев автотранспортных средств, налог на реализацию ГСМ и тому подобные), не должны уплачиваться ИП, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Сразу стоит отметить, что сейчас практика толкования данного вопроса налоговыми органами целиком придерживается первого варианта решения коллизии. Так, с момента издания новой Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", освобождаются от уплаты налога на реализацию ГСМ только юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В предыдущей же Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" ИП с упрощенной системой рассматривался как лицо, не являющееся плательщиком налога на реализацию ГСМ.
По мнению автора статьи, решение данного вопроса не будет правильным без учета п. 7 ст. 3 НК РФ - "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика". Однако следует учитывать, что отстаивание такого подхода будет возможно только в суде и мнение судьи не гарантированно сложится в пользу предпринимателя, если у него не будет выработано четкой обосновывающей позиции.
Патент не заменяет уплаты страховых взносов за работников.
Некоторые предприниматели ошибочно полагают, что помимо стоимости патента им предстоит уплатить только страховые взносы, исчисляемые исходя из стоимости патента.
Однако они забывают, что уплата таких взносов не предполагает освобождение от начисления страховых взносов и их уплаты при привлечении ИП наемных работников по трудовым или гражданско-правовым договорам. В случае заключения таких договоров у предпринимателя возникают дополнительные обязательства перед внебюджетными фондами, которые никак не связаны с упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности.
3. Превышение лимита
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона N 222-ФЗ ИП имеет право в предусмотренном этим законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы 100 000 МРОТ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Данное положение породило два толкования.
Первое заключается в том, что однажды перейдя на упрощенную систему налогообложения, ИП может отказаться от применения данной системы только в добровольном порядке, и, следовательно, данный лимит применяется исключительно один раз, когда ИП впервые подает заявление на выдачу патента. При подаче заявления на выдачу патента на второй год лимит применяться не может.
Данное толкование базируется на п. 8 ст. 5 N 222-ФЗ - "отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее, чем за 15 дней до завершения календарного года".
Второе толкование заключается в том, что лимит, равный 100 000 МРОТ, применяется ежегодно при принятии налоговыми органами решения о выдаче патента на следующий календарный год.
Этого толкования придерживаются налоговые органы.
Обоснованием данной позиции служит ст. 5 Закона N 222-ФЗ, установившая порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а именно -"официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки индивидуальных предпринимателей на налоговый учет".
Таким образом, только наличие патента является основанием для признания данного налогоплательщика применяющим упрощенную систему налогообложения. А так как срок действия патента всегда прекращается в конце календарного года, то, следовательно, и срок применения ИП упрощенной системы также прекращается в конце календарного года.
Кроме того, только оплатив стоимость выданного в установленном порядке патента, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 222-ФЗ, ИП не уплачивает подоходный налог на доход, полученный от осуществляемой по патенту предпринимательской деятельности.
Поэтому отстоять неоправданность применения данного лимита к ИП, желающему осуществлять свою деятельность по патенту в течение следующего календарного года, будет крайне сложно, по мнению автора, даже в арбитражном суде. Следует также отметить, что существует только одна форма заявления на выдачу патента, утвержденная Приказом Госналогслужбы России от 24.01.96 N ВГ-3-02/5. И именно утвердив данное заявление, налоговый орган подтверждает отсутствие обстоятельств, препятствующих применению ИП на следующий календарный год упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и, как следствие, выдает соответствующий патент.
Отсюда можно сделать вывод, что при превышении установленного лимита в 100 000 МРОТ ИП автоматически лишается права применять упрощенную систему налогообложения на следующий календарный год, и могут возникнуть дополнительные налоговые потери.
Так как с нового года такой ИП будет являться ИП с традиционной системой налогообложения, то, следовательно, исходя из фактического дохода за прошлый год он будет обязан уплачивать авансовые взносы по подоходному налогу согласно Закону N 1998-1
1. Если налоговые платежи будут крайне обременительными для продолжения предпринимательской деятельности уже на традиционной системе обложения, то превысившему разрешенный лимит ИП необходимо до момента подачи Декларации о доходах за год, в котором произошло превышение лимита, подать в орган, занимающийся регистрацией физических лиц в качестве предпринимателей без образования юридического лица, заявление о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности.
После этого ИП должен подать Декларацию о доходах за прошлый год и уведомить своего налогового инспектора о том, что более не является ИП.
С налоговой точки зрения у физического лица, прекратившего вообще свою деятельность в качестве ИП, прекращается и обязанность уплачивать авансовые взносы по подоходному налогу исходя из фактического дохода за прошлый год.
4. Предельная численность
В некоторых регионах, некорректно истолковав положения Закона N 222-ФЗ, налоговые органы пришли к выводу, что для ИП существует следующее ограничение.
Дело в том, что малые предприятия (юридические лица), именуемые как "организации" согласно п. 4 ст. 5 Закона N 222-ФЗ, вправе применять данную систему налогообложения, если общее число работников, занятых в организации, не превышает 15 человек. При превышении указанной предельной численности работающих организация переходит на обычную систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет.
Так, в Москве это ограничение московское налоговое ведомство распространило и на индивидуальных предпринимателей при подаче ими заявления на выдачу патента на следующий год (Письмо ГНИ по г. Москве от 19.02.98 N 31-08/4433).
Такую позицию можно признать неверной, так как в Письме Госналогслужбы России от 06.02.96 N НП-6-02/77 "О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" данное ограничение зафиксировано исключительно для организаций.
Кроме того, Приказ Минфина России от 15.03.96 N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", разграничивая правила применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для организаций и ИП, подробно регламентировал ограничения, связанные с "предельной численностью работников" именно в организациях, а не у индивидуальных предпринимателей.
Согласно ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. МНС России, Минфин России издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Именно в связи с такой обязательностью для рядовых налоговых инспекторов ИП может столкнуться с ситуацией неправомерного отказа в выдаче ему патента на следующий год.
Однако согласно п.п. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право "не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам".
Вывод:
ИП в строгом соответствии с действующим законодательством вправе нанимать на работу и привлекать по гражданско-правовым договорам неограниченное количество физических лиц. Однако при возникновении конфликта по вопросам выдачи патента в г. Москве на следующий год ИП вправе аргументированно ссылаться на необоснованность отказа, обжаловать такой отказ в арбитражном суде, а также представить официальный ответ на запрос из МНС России для целей подтверждения своей позиции.
5. Ежеквартальная отчетность
Важно отметить, что иногда налоговые органы неправомерно требуют от ИП с патентом являться в налоговую инспекцию один раз в квартал и предъявлять патент, квитанцию об оплате очередной части патента и Книгу учета. Данная практика, к сожалению, существует, однако она не основана на требованиях действующего законодательства, так как в соответствии с п. 7 ст. 5 Закона N 222-ФЗ такая обязанность установлена только для организаций.
6. Ведение учета доходов и расходов ИП с патентом
У ИП с традиционной системой налогообложения и у ИП с упрощенной системой налогообложения совершенно различный документооборот, что, к сожалению, не учитывают налоговые инспекторы и предъявляют незаконные претензии в ходе выездных и камеральных налоговых проверок.
Согласно п. 6 ст. 5 Закона N 222-ФЗ форма Книги учета доходов и расходов (далее - Книга учета) и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Минфином России. Приложением N 2 Приказа Минфина России от 22.02.96 N 18 "О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" (далее - Приказ N 18) утвержден "Порядок отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".
Согласно п. 1 Приложения N 2 к Приказу N 18 субъекты малого предпринимательства - юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ведут Книгу учета доходов и расходов.
Также в настоящее время и для ИП с традиционной системой налогообложения, и для ИП с упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности, в частности, действующим законодательством не установлены формы, порядок ведения и оформления первичной учетной (бухгалтерской) документации, в отличие от юридических лиц.
Вывод:
В настоящее время ИП с патентом в законом установленном порядке выведен из-под обязательного соблюдения требований, предусмотренных нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации, и при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности обязан соблюдать исключительно те правила и требования, которые установлены для него Минфином России.
А согласно Приказу N 18 ИП с патентом обязан вести только Книгу учета доходов и расходов.
Заключение
За время своего существования упрощенная система налогообложения обросла множеством мифов, которые не позволяют предпринимателям сделать правильный выбор, то есть наиболее экономически выгодный для себя.
Поэтому призываем читателей "РНК" быть грамотными налогоплательщиками, то есть в первую очередь руководствоваться знанием текстов законодательных актов, а не следовать советам как "опытных" ИП, так и "добрых" налоговых инспекторов, так как в случае изменения позиции налоговых ведомств неосведомленный налогоплательщик окажется незащищенным "законом" при привлечении к налоговой ответственности, которая, в свою очередь, может быть дополнена административной и уголовной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О патенте для индивидуального предпринимателя
Текст документа предоставлен УМНС РФ по Республике Бурятия, по договору об информационно-правовом обслуживании
Текст документа приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника