О земельном налоге
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации.
Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления.
В современной налоговой системе Российской Федерации укоренилось комплексное понятие: плата за землю, которое соответствует принципу платного землепользования.
Принятый 11 октября 1991 г. Закон РСФСР "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями) провозгласил целью введения платы за землю стимулирование освоения, рационального использования и охраны земель.
Под платой за землю законодатель понимает: земельный налог, арендную плату, нормативную цену земли.
Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, вносимых в связи с правом частной собственности и иных прав на землю. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние вносят арендную плату.
Что касается нормативной цены земли, обозначенной в Законе "О плате за землю" в качестве третьей формы платы за землю, то она устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.
Плательщиками земельного налога являются и физические лица - Российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. Земельный налог за участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения.
Правовую основу расчета платы за землю составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения.
К ним относятся Закон "О плате за землю", Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Положения Законов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ находят дальнейшее развитие в методических указаниях и разъяснениях ведомств по вопросам платного природопользования.
Среди последних наиболее важное место занимает Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные гражданам в собственность, владение и пользование. К ним, в частности, относятся:
земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;
земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;
земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей.
Земельный налог взимается в расчете на один год с облагаемой налогом земельной площади.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких граждан, земельный налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.
Если земельные участки не используются или используются не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Согласно ст. 3 Закона "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на один год.
Первоначальные ставки земельного налога определялись Законом "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. Ежегодно ставки земельного налога изменялись.
Согласно ст. 12 Федерального Закона от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (с изменениями от 24.03.01 г.), ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г. для всех категорий земель.
Учет налогоплательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня.
Исчисление земельного налога гражданам производится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога. В уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога.
Налоговое уведомление передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом.
Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 2001 год" закрепил положение, по которому граждане за свои земельные участки, расположенные в городах, поселках и сельской местности, всю сумму земельного налога, причитающегося к уплате, будут направлять на счета органов федерального казначейства Министерства финансов РФ всего лишь одним платежным поручением. Органы же федерального казначейства сами будут направлять по установленным долям сумму земельного налога по соответствующим уровням бюджетов.
Пример: Налоговыми органами гражданину К. в 2000 г. вручается налоговое уведомление на уплату земельного налога с физических лиц. Сумма земельного налога, которую должен уплатить гражданин за свой земельный участок, расположенный в поселке района, составляет условно 100 руб.
В связи с тем, что земельный участок расположен в поселковой черте, в налоговом уведомлении должен быть указан бюджетный счет, открытый органами федерального казначейства.
Таким образом, налоговые органы уведомляют данного гражданина о том, что всю сумму земельного налога он должен направить на один бюджетный счет.
По срокам уплаты всю сумму земельного налога, поступившую на бюджетные счета органов федерального казначейства, распределят следующим образом: 30% суммы налога направят в федеральный бюджет; 20% суммы налога направят в бюджет субъекта Российской Федерации (т.е. в бюджет республики); 50% суммы налога направят на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.
Характеризуя сроки уплаты земельного налога, отметим, что он уплачивается ежегодно, равными долями в два этапа, не позднее 15 сентября и 15 ноября.
От уплаты земельного налога полностью освобождаются:
- участники Великой Отечественной войны (основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное органом социальной защиты населения),
- инвалиды 1 и 2 групп (основание Удостоверение инвалида, справка врачебно-трудовой экспертной комиссии)
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, также подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (основанием являются удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий аварий, выданных в соответствии с положениями, разработанными Госкомчернобылем России и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, МЧС России,
- военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
- Герои СССР, РФ, Соц. Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР".
- Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду взимается земельный налог с площади, переданной в аренду.
В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу.
При утрате в течение года права на льготу, обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
Например: гражданин, получил инвалидность II группы 20 июня - льгота ему представляется с 1 июня.
Если же гражданин перешел со II группы на III 20 июня, то с 1 июля ему исчисляется налог.
В случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права постоянного пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому, земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.
В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном Федеральным законом. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время рефинансирования Центрального банка РФ.
При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате, т. е. письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование вручается лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения.
Если лицо уклоняется от получения требования, оно направляется по почте заказным путем и считается полученным по истечении 6 дней с даты отправления заказного письма.
Требование направляется налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога.
Уважаемые налогоплательщики, для получения налогового уведомления об уплате налогов на землю и имущество обращаться по адресу: бульвар Карла Маркса 14, тел. N 23-00-35, 23-00-36
Госналогинспектор УМНС РФ по РБ | В.В. Жамьяндабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О земельном налоге
Текст документа предоставлен УМНС РФ по Республике Бурятия, по договору об информационно-правовом обслуживании
Текст документа приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Разъяснения дает Госналогинспектор УМНС РФ по РБ В.В. Жамьяндабаева